Пулеметный пассаж

При штурме Берлина в победном 1945-м году советские воины, ворвавшись в рейхсканцелярию, обнаружили под стеклянным колпаком тульский 7,62-мм авиапулемет ШКАС и приказ Гитлера. В нем говорилось, что этот пулемет будет выставлен в канцелярии, пока немецкие специалисты не создадут такой же для люфтваффе.

Эту историю обнародовала в дни празднования 20-летия Победы областная газета «Коммунар». Публикация подписана: «Б. Шпитальный, Герой Социалистического Труда». Через пару лет о том же написал популярный журнал «Техника – молодежи», да и в дальнейшем на страницах периодических изданий различного ранга то и дело всплывал лестный для туляков эпизод со ШКАСом под стеклянным колпаком.

Борис Гаврилович Шпитальный (1902 – 1972), 110 лет со дня рождения которого исполнилось в сентябре, был тесно связан с Тулой. По окончании Московского механического института в 1927 году он, немного поработав в столичном Научном автомоторном институте, перешел в проектно-конструкторское бюро оружейного завода и оформил первую патентную заявку – на приспособление к механизму пулемета для извлечения патронов из ленты.

Вскоре Шпитальный предложил проект скорострельного авиационного пулемета, привлекавший смелостью конструкторских решений. Для помощи в доработке проекта к молодому инженеру прикомандировали опытного конструктора Иринарха Комарицкого (1891–1971). Иринарх Александрович – туляк, преподавал в оружейно-технической школе, работал на ТОЗе заместителем начальника мастерской, затем был отозван на работу в Совет военной промышленности. Вместе они занимались доводкой чертежей и изготовлением макета, вместе проверяли на заводском стрельбище специально сделанным прибором правильность нового принципа питания пулемета патронами – «стрельба шла четкая», говорится в акте комиссии. В июне 1930 года было выдано задание на изготовление пулемета. К этим работам привлекли лучших специалистов проектно-конструкторского бюро ТОЗа. В середине осени появился первый образец, но и в дальнейшем еще несколько лет заводские конструкторы трудились над совершенствованием ШКАСа

Необходимость в скоростном авиапулемете была так остра, что его освоение взяло под постоянный контроль высшее военно-политическое руководство страны. «В течение 1931–1933 мне выпало большое счастье быть в Кремле три раза, и каждый раз мы получали ценные указания и помощь при выполнении столь  ответственного задания», – отмечал Комарицкий. Но куда чаще бывал «в верхах» Борис Гаврилович, именно в то время у него завязались хорошие отношения с Орджоникидзе, Тухачевским, Ворошиловым и самим Сталиным. Не удивительно, что немного позже, при организации в 1934 году опытно-конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения (ОКБ-15), его начальником и главным конструктором назначили 32-летнего Бориса Шпитального.

На вооружение советской авиации ШКАС – 7,62-мм авиационный пулемет системы Шпитального-Комарицкого, – был принят 11 октября 1932 года. Это был первый в мире пулемет, спроектированный специально для авиации на научных основах и в полном соответствии с требованиями к автоматическому оружию. Исключительно высокий темп стрельбы достигался за счет короткого хода подвижных частей, совмещения ряда операций перезарядки. Эффективность огня повышалась специально созданными патронами с трассирующими, зажигательными и бронебойно-зажигательными пулями.

Освоение серийного выпуска ШКАСов шло трудно, отмечал в «Записках наркома» бывший директор ТОЗа, впоследствии нарком вооружения и нарком боеприпасов Борис Ванников. По его словам, авторы конструкции плохо отработали чертежи, вносили в них множество изменений уже после запуска в серийное производство. При испытаниях допускали нарушения условий, давали необъективные оценки выявленных недочетов, что было связано с «особым» положением конструкторов, а это, в свою очередь, предопределяло новые и новые исправления. «Конструкторы же, пользуясь тем, что им верили на слово, вначале стремились переложить на промышленность даже свои собственные ошибки. Это усиливало нервозную обстановку, в которой часто происходили заседания, и вело к «особым мерам». Так, по жалобе конструкторов был арестован главный технолог производства пулемета ШКАС инженер Сандомирский, обвиненный в саботаже. Готовили репрессии в отношении других специалистов».

Ванников был вынужден обратиться к Сталину. В результате репрессии приутихли, «была создана большая группа квалифицированных специалистов… они заново переработали чертежи и провели тщательные расчеты размеров и допусков». Эти и другие принятые меры обеспечили выпуск ШКАСов для ВВС «в требуемом количестве». Если в 1933 году было изготовлено 365 авиапулеметов, то в 1940 году их производство возросло до 34233 экземпляров.

За выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года Шпитальному было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» №5. Комарицкого и других конструкторов – участников разработки и освоения ШКАСа также отметили наградами, но менее высокими.

ШКАС и его последующие модификации устанавливались «на самолеты вплоть до Великой Отечественной войны», отмечается в монографии «Оружие Победы» (М.: Машиностроение, 1985). Но бурное развитие авиации уже требовало более мощного оружия. И накануне войны оно появилось. В апреле 1941 года был принят на вооружение и серийно выпускался в Туле пулемет УБ-12,7. Созданный на базе разработанного тульским конструктором Михаилом Березиным крупнокалиберного синхронного пулемета БС, «уже в самом начале войны пулемет УБ-12,7 стал одним из основных видов авиационного оружия». Так что ШКАС, проигрывая новым образцам в калибре, уже никак не мог сыграть большой роли в Великой Отечественной. Хотя на фронте, конечно, любой ствол был важен и нужен.

У истории о ШКАСе под стеклом нет «никаких документальных подтверждений», деликатно отмечает в книге «Вооружение советской авиации 1941–1991» Александр Широкорад: «Есть только в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге пулемет ШКАС, действительно взятый советскими войсками в Берлине. Но сей экземпляр никакого отношения ни к имперской канцелярии, ни к Гитлеру не имеет. Немцы уже в 1939 г. снимали со своих самолетов 7,92-мм пулеметы, а в середине войны решили отказаться и от крупнокалиберных 15-мм пулеметов и 20 мм пушек, и перейти на оптимальный 30-мм калибр. Так что сей пассаж можно отнести к фантазии почтенного конструктора».      


Рецензии