Призраки Венеции

Прибыли мы в Венецию приятным апрельским днем, под вечер. Я уже в третий раз в этом городе. Люблю его неповторимость, неизменчивость и преданность своей истории. Расположенный на  ста восемнадцати островках лагуны, этот город представляет собой уникальное явление. В Венеции нет автомобилей, дорог, метро, автобусных стоянок, асфальта и все это сопровождающего шума современных городов, будь это мегаполис или небольшой населенный пункт.
 
Вместо этого - плеск зеленовато-мутной морской воды в каналах вследствие перемещения гондол и  небольших катерков (vaparetto), которые заметны с мостов, причалов, а также небольшие площади с артезианскими колодцами посередине. Из-за чумы, которая подкосила венецианцов несколько веков подряд, все колодцы давно заколочены и теперь сохранены как произведения зодчества.

Мосты Венеции – это отдельное произведение архитектуры. Каждый из них  имеем свою историю и неповторимое название. Кто не знает знаменитый мост Вздохов (Ponte dei Sospiri)? Этот мост соединяет здание дожей (Ducale Palazzo), в котором располагался зал Верховного суда и здание тюрьмы. «Вздохи», от которых берёт название этот мост — это не вздохи влюблённых, а печальные вздохи осуждённых, которые, проходя под стражей по этому крытому мосту, в последний раз бросали взгляд на Венецию. Имеющий уши непременно услышит эти тяжелые вздохи и страшные истории, породившие их. 

Роскошь и блеск дворца дожей на верхних палатах, где заседал Сенат и вершили свои дела тайная полиция, замыкает тюрьма (Prigione Piombi), находящаяся на уровне воды Дворцового канала, в которую сажали самых опасных заключённых. Некоторые кельи этого острога представляют собой унылое зрелище, напоминая собой гроб, в котором заключенные могли поместиться  только в горизонтальном положении и в таком положении провести сорок лет заточения. Восторг от фресок и золота верхних палат при попадании в нижние улетучивается и навевает грустные мысли о превратностях жизни. В одно мгновенье вчерашние вельможи могли превратиться в тюремных заточенных, которые боролись с голодными крысами и вечными наводнениями. До сих пор сохранилсь надписи на стенах келий, сделанные заключенными: "Eсли есть ад, то он находится здесь".

В этот раз я решила остановиться в самом историческом центре Венеции – площади святого Марка (San Marco Piazza), в отеле, который переделали из бывшего palazzo пятнадцатого века.  Одно не учла. Чтобы добираться до него по суше из железнодорожного вокзала Санта Лучия (ferrovia Sаnta Lucia), нужно было пройти бессчисленные узкие переулки (calle), мосты и натыкаться на толпы туристов, которых в количестве пятидесяти тысяч ежедневно принимает Венеция.
Переулки города слабо освещены, при помощи уличных фонарей, ни один из которых не повторяет другого. Так что после восьми-девяти часов вечера Венеция погружается в полумрак из-за отсутствия функционального электрического освещения. Запоздавшему туристу на вечерних улочках города приходится нелегко найти свою гостиницу, потерянную в лабиринтах бесчисленных calle. Кажется, вот-вот покажется фонарщик, зажигающий уличные фонари с длинным шестом в  руках.

А пока на одной из городских площадок уличный музыкант играет колыбельную городу на саксофоне, собрав вокруг себя зевак: тили бом бом, тили бом бом. Хотя городу более созвучна музыка Густава Малера, которую так искуссно Висконти использовал в своем фильме "Смерть в Венеции". Точно также, как сирокко приносит смерть главному герою фильма и рассказа Томаса Манна, на основе которого создан фильм, каждый год приближает город к концу, на пять миллиметров погружая его в воды Адриатики.

Пресекая эти переулки, мосты, сверяясь но интернету, наконец, находим свой отель. Уже потемнело. В полутьме через портик заходим во внутренний двор палаццо под звон колоколов собора святого Марко, зазывающих на вечерю.  Посередине двора непременно колодец, вокруг которого поставили удобные плетенные кресла с круглыми столами для постояльцев отеля. Недалеко от отеля находится оперный театр Феникс (Fenice), который пережил три больших пожара, последний  - в 1996 году, и был восстановлен заново, подобно своему тезке - птице Феникс.

Ноги гудят, голова отяжелела после трехчасовой поездки на поезде из Равенны в Венецию, руки одеревенели из-за катания ручной клади на колесиках по всей Венеции. Оказавшись в номере (тяжелая мебель из натурального дерева, светильники, люстра из стекла Мурано, штофные обои и покрывала), сразу же освежившись в ванной комнате, ложусь спать у окна. В комнате из-за стен, натянутых штофом, душно – открываю высокое окно, которое имеет несколько ставен, створки и железные жалюзи.
 
Кстати, слово жалюзи этимологически восходит к Венеции. Англичане так и называют жалюзи Venetian blind. Если дословно превести – слепой венецианец. Венецианские купцы закрывали  окна своих домов такими  занавесями, сквозь просветы которых легко могли проколоть глаз тому, кто пытался заглядеться на их красавиц-жен. 

Наш номер – на третьем этаже, взглянула из окна вниз и почувствовала легкое головокружение. Внизу прямо под моим окном находится колодец, который, как мне показалось, затягивает вниз какими-то невидимыми вихрами ветерка. Ворочуюсь и не могу уснуть, что понятно на новом месте. Нахожусь в полудремотном состоянии, когда сильно хочешь спать, но все еще не можешь заснуть.

Вдруг отчетливо вижу, как  воздущный вихор через окно проникает в номер и приносит с собой ... привидения. Их двое, они говорят по-итальянски, и они в монашеском облачении: fratelli Anselmo и Cosimo. Брат Anselmo предупреждает, что место окаянное и не будем мне покоя здесь (non lasciare in pace). Брат Cosimo пытается упрячь меня за собой, вытягивая меня сильным порывом ветра из кровати, как-будто при помощи мощного пылесоса. Начинаю кричать о помощи, слышу, как моя тетя, которая поселилась со мной в одном номере, зовет и будит меня.

Призраки исчезли, оставив за собой легкий испуг и удивление. Утром спустилась в двор отеля и поняла, что здесь, вероятно, в прошлом находилось лобное место, где отсекали головы провинившихся. Рядом театр, который пережил три пожара дотла, и дворец дожей с темницей в подвалах. Венеция полна тайн и призраков, с двумя из которых мне суждено было встретиться в свой третий приезд в этот таинственный город.   


Рецензии