Как мужик талан искал
Людям разным как урок.
Значит чаще их читайте
И на ус себе мотайте.
Жил-поживал в одной деревеньке мужик, была у него баба - стало быть, жена и было у них двое ребятишек-малолеток. Закручинился однажды мужик и говорит бабе:
- Не могу больше так, сил никаких нету!
- Ты об чём это калякаешь, не пойму? - спрашивает баба.
- Как об чём, талан мне нужон, вот об чём.
- Тала...н, иш чего захотел, и на што он тебе?
- Как на што, вот иду я по деревне и все видют, что нет у меня талана.
- Ну нету и нету и без него проживем, как другие-то живут?
- Другие пусть как хотят живут, а мне талан нужон, вот и весь сказ.
- Ну и чего же ты теперь удумал?
- А ничего, завтра с утра пойду искать его!
- Куды же ты пойдёшь, а я как с ребятёшкими малыми?
- А никак, дров я на всю зиму напилил-наколол, муки, картошки, капусты до новой хватит, ты с ребятнёй обуты, одеты - чего еще надо. Сена-соломы коровенке тож хватит до весны.
- Мне надо чтоб мужик в избе был, для чего я за мужа-то выходила!
- Ну, уж потерпи до весны, представь, как будто меня в рекруты забрали, другие бабы ждут и ничего.
- Другие бабы пущай сколь хотят ждут, а я при живом муже за что страдать должна?
Тут мужик начал объяснять бабе, что, мол, от разлуки и любовь крепче гороха станет и сам он душой воспрянет, а баба ему в обратную. В общем, разругались в пух и прах.
Утром, ни свет, ни заря отправился мужик в дорогу дальнюю. Баба его и провожать не стала, а постояла у оконца, глядя вслед уходящему мужу, да и перекрестила на всякий случай.
Всю округу исходил мужик, много деревень и народу всякого повидал. Видел он и талантливых, среди них были и музыканты, и танцоры, и певчие тож. Встречались и клоуны и воры, попадались силачи и умники-книжники. Кого-то из них мужик пытался повторить, но ничего путного у него не получалось, то голоса нет, то для плясок тяжеловат, то в грамоте не силён. Перебивался случайными заработками, ночевал, где придется, благо, что табак с вином не пользовал - вот так до самой Пасхи и дожил.
Жена погоревала-погоревала, а слабинку не дала. Хозяйство вела примерно, а сударушкам сказывала, что муж ейный на заработки подался. Бывало, переделает она все дела дома, сядет у оконца, да и затянет какую ни на то песню, в детстве-то много их наслушалась от людей разных. Поёт она, да ведь как ловко у неё это получается, самой на душе благость, а уж когда бабоньки-солдатки соберутся и у других сердца замирают от песен её. Однажды одна из кумушек сказала, а другие в один голос подтвердили, что талан у неё имеется к певчему делу.
Вот те на, никуда не ходила, нигде не искала, а талант нашла! Ну а мужик тем временем уже три пары лаптей износил, да и полушубок овчинный порядком подрал, он ведь ему и постелью и одеялом служил. Про треух и говорить нечего, только что щи из него не хлебал, а при ночлеге подушка из него знатная получалась.
Как-то зашёл он в одну деревеньку, а навстречу ему старик идёт.
- Здравствуйте дедушка!
- Здравствуй, здравствуй, мил человек, куда путь держишь?
- Да вот хожу, талан ищу, да что-то не попадается он мне.
- Вижу, вижу как обносился, словно бродяга какой.
- И то верно дедушка, вот поэтому домой и возвращаюсь.
- Ты вот что, милок, иди пока вон в ту избу, я сейчас схожу по делам и вернусь. В избе тебя моя старуха встретит, но ты ей не говори что меня встретил, а просто, мол, зашёл с дороги дальней дух перевести.
Так и сделал мужик, постучался в дверь, зашёл, помолился на образа, голос подал и ждёт ответа. А ответа нет, опять мужик голос проявил и опять в ответ тишина, вышел из избы, глядь, а старик и вправду возвращается.
- Ты чего в избу-то не заходишь?
- Да я заходил, а там вроде как никого и нету.
- А ну-ка пойдем вместе. - Зашли.
- Ну, как это никого нету, а тишина, это тебе что не спутница ли жизни? А безмолвие с леденящей прохладой, они ведь лучшие подруги моей тишины.
Неуютно стало мужику со стариком - страшно.
- Я, наверное, пойду домой дедуль, не нужно мне никакого талана, а уж ты оставайся тут со своей спутницей.
- Истину говоришь, голубок, а ведь не за таланом ты всю зиму ходил, за славой. А она, язви её в душу, не одного искателя сгубила. Она ведь хитрая, спервоначалу обласкает и обогреет, а потом и сгубит. Настоящая-то слава она за таланом прячется, а талан не надо искать на стороне, он - талан этот, у каждого человека имеется, только там, внутри, в нём самом. Вот когда он проснётся, тут уж не зевай, развивай его и людям дари весь без остатка. И только когда люди скажут, что у тебя талан имеется, считай, что ты не зря живёшь на свете.
- А как же ты дедуль такой мудрый и такой несчастный?
- Да нет никакого дедули - это в тебе ум-разум пробуждается, иди домой и не оглядывайся, ждут ведь тебя.
Мужик словно дремоту с глаз снял, и деда никакого нет, хотя сказал он верные слова, надо поспешать домой.
На следующий день вернулся мужик в родную деревню и только зашёл в избу:
- Вот и солдатик наш вернулся! - воскликнула жена.
- Тятя, тятя, а где у тебя ружьё? - наперебой закричали ребятишки.
Мужик-то и забыл, что он в рекрутах был и подивился, что жена про него ничего дурного детям не сказала, мол, взяли в солдаты и всё тут.
- Ружьё говорите, отдал я его молодым, пусть теперь они лямку солдатскую потянут, а я ещё дома сгожусь.
Вот так и закончились бесславные поиски таланта у мужика. Однажды, рано утром, в самом начале лета, решил этот мужик рыбы поудить. Только-только снасти разложил на берегу, как вдруг пташка-маломерка прилетела и в ближайшие кусты нырнула. Через короткое время в кустах этих начали разные свистульки играть, а за ними, как бы передразнивая, послышались такие мелодии, что заслушаешься. Трели всё нарастали и крепли, как будто в кустах целый оркестр сидел. Коленца следовали одно за другим, мужик бросил свои снасти и подкрался к кустам поближе.
Еле-еле в утренней дымке разглядел он на ветке пичужку малую - соловей, стало быть.
- Диво дивное, пташка с воробья, а как поёт! Вот он, талан-то, почитай таланище, - с восторгом подумал мужик.
Под ногой хрустнула сухая ветка, и птичка улетела, а песенки её так и остались в душе у мужика. Вместо рыбалки, срезал он камышинку, изготовил из неё свистульку и давай упражняться на ней. Сначала ничего хорошего из свистульки не получалось, свистеть-свистит, а музыки нет. Всё лето мужик резал камышинки да тростинки, делал свистульки на разный манер и всё пытался извлечь из них хоть что-нибудь похожее на музыку и только к осени стало кое-что получаться. Тут и зима снова пришла, мужик нарезал побольше камышинок и всю зиму по вечерам всё играть на них учился.
Жена-то и рада, что мужик дома и делом занимается, да и детишки приглядываются, прислушиваются в музыке-то. К весне мужик одолел наконец-то игру на свистульке и сидя вечером на завалинке такие вытворял на ней коленца, что от соловья не отличишь. Собирались люди послушать музыку, приходил народ даже со стороны и все диву давались, как ловко он играет на свистульке. Талан - говорили многие, но мужику было уже всё равно, так как играл он от души и для людей. Разошлась слава о нём по всей округе, а уж когда они вместе с женой играли да пели, то благость всему народу была великая.
Свидетельство о публикации №216042601152