Как мы ловили радиацию

              Апрель 1988 года - вышел из под контроля советский спутник радиолокационной разведки "Космос-1900" с ядерной энергетической установкой на борту. Космический аппарат медленно терял высоту, постепенно приближаясь к Земле. 30 сентября, за несколько дней расчетного момента входа в плотные слои атмосферы, сработала аварийная защитная система и активная зона реактора была успешно отделена и переведена на орбиту захоронения…
Так пишет википедия.
 
                Уже не помню день и причину приёма алкогольных напитков, но причина , конечно, была.)) Друг и коллега, главный санитарный врач района и я  с супругой, славно расположились у меня дома, и плавно, за беседой, принимали водовку. Заканчивали уже вторую бутылочку, когда зашел разговор о радиации. Я, как относительный спец по радиации, имевший соответствующий ВУС врача радиолога по военной специальности, и поработавший на ликвидации последствий на ЧАЭС стал рассказывать, что радиация всё же чувствуется: появляется металлический привкус во рту и начинает болеть голова. И тут замечаю, что голова-то на самом деле болит! Где это видано, чтобы во время приёма водки голова болела! Спрашиваю у коллеги и жены. У тех тоже болит и супруга уже отказалась от водки из-за этого. На похмелье это понятно, но во время приёма? Водка-то ГОСТовская!
И тут я вспомнил, что передавали по радио  «об упавшем спутнике с ядерным реактором на борту, который не опасен и заражения и повышения уровня радиации не вызовет». Мы эту тему «обсосали» и я вспомнил, что у меня есть ДП-5Б. Я им обзавёлся по случаю из одной организации и проверил. Показывал очень точно. После Чернобыля хотелось иметь такой аппарат, почему-то, впрочем, так же как и респираторы типа «лепесток», которыми я тоже обзавёлся. Тем временем мы закончили и вторую бутылочку…
Достал я дозиметр, проградуировал, поставил на миллирентгены и замерил. Полтора миллирентгена в час! В Припяти на улице было 0,5 всего! Еще проверил – то же! Дурдом! Значит не сработала аварийная защитная система и активная зона реактора  не была успешно отделена и переведена на орбиту захоронения…

- Пьяный ты, однако - сказала супруга.

- Ну, выпивший! Так кнопки нажимать умею! В зоне сотни раз мерил.
 
Так мы закончили дозиметрию и разошлись.
 Утром в восемь звонит друг: «Пришла секретная телефонограмма, организовать круглосуточное наблюдение радиационного фона! Я включил свой дозиметр, а у меня норма! Позвонил в милицию – там тоже норма. Сколько у нас было?
 
- 1,5 миллирентгена.

- А сейчас?

- Я померил, показывает 0,25! Всё равно, выше нормы в десять раз!

- И что мне сообщать?

- Смотри сам.

К вечеру второго дня уровень упал до фонового.

Потом я вспомнил, что после Чернобыля все радиометры организаций были сданы на градуировку и их отрегулировали «как надо»! А мой-то, «девственным» остался! А проверить легко – поставил датчик на радиоактивный элемент, что есть на крышке дозиметра и по паспорту, он должен показать определённое число. Мой, в норме.
Так что не только Чернобыль нас посыпал РВ, но и спутники!
А что мы ещё не знаем?


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.