Трагедия Савонаролы

ТРАГЕДИЯ САВОНАРОЛЫ
    

      Остается неосмысленным тот факт, что Савонарола был национальным духовным лидером республики Флоренция, апостолом, а не кардиналом, лидером по сути , а не по должности, когда разрыв между сутью и должностью стал катастрофическим.
     Не осознано всеми и то обстоятельство, что папизм по сути есть разрыв с местной общиной как питательной средой святости, без которой возносящиеся куда-то вверх над теплой общиной в холодные сатанинские высоты клирики мнят о себе, но на деле рвут питающую связь с живой конкретной общиной ради мифической абстрактной церкви без людей.
      Джироламо Савонарола был местной альтернативой римской папистской экспансии и глобализации, тем национальным источником, которые интернационалисты папства боялись и жестоко подавляли. Это начало мы хранили в русском православии. Не случайно Рим сначала попытался дать ему должность флорентийского кардинала, а потом расправился с ним, как серый стандарт расправляется с ярким этническим художником. Если кристаллизация церковной коррупции в папизм была болезнью, то флорентиец был ее хорошим лечением в свое время.
      
      Неосознано и наследие его, ведь после прихода к славе и власти он ежедневно писал и печатал малые книги, брошюры по многим вопросам духовной жизни. Так он стал крупнейшим писателем Средневековья, все написанное составило 30 томов и кажется даже на 90% не переведено на русский язык. Но объем впечатляет.
      Если христианство это культура духовной жизни, то из опыта мировой культурной истории мы знаем, что культура повышается и насаждается лишь через создание институтов и народных массовых школ. Все остальное зависит от случая, совпадения и чудес. Лучшим, что мог бы дать Флоренции Савонарола является система бесплатного массового христианского образования, а не десяток ярких проповедей и даже несколько чудес.

     Савонарола пытался вернуть общество в тупик монашеского выбора,  к привычному для средневековья жестокому миру запретов и догматов, превратившихся в новое иудейство и новую, постхристианскую казуистику, далекую от жизни.

Люди поверили в него, пошли за ним в массе своей. Папство было напугано, его авторитет пошатнулся, но ответа на вопрос как преобразовать папство в духе Христовом Савонарола не мог дать. Разрушить - никогда не было ответом. Ломать - не строить. Его спасение касалось лишь самого себя и дальше не мыслилось и не влияло. Путь возвращения церкви ее владык, путь упрощения ее апостолов из вознесения в коррупционные сатанинские вершины псевдоуспеха и псевдосолидности, не свойственной христианскому духу, так высоко он не мог видеть в свое время.

Савонарола не виноват в том, что произошло. Его ответы соответствовали его эпохе и не шли дальше простого возвращения к чистому клерикализму, из порочного и гнилого клерикализма. Но время клерикализма миновало, Господь увел народ свой из тесной колыбели церкви клерикалистов и вывел на простор жизни и творчества.

Он напоминал нашего протопопа Аввакума с его жалкими потугами остановить поток жизни обличениями и призывами уйти обратно в средневековье. Папство научилось гасить такие факелы как он. Ему нужно было серое и среднее монашество.
Ответ же состоял в новом, поистине всемирном и вселенском христианстве, христианстве преодолевшем  и излившемся в мир из колыбели церкви чтобы наполнить мир собой.
Савонарола поднял правильные темы, сказал наконец страшную правду- христианство, его дух и творческий огонь умирает в обрядоверии и темноте средневековья.

Но указать путь народу монах, не имеющий другого опыта кроме аскетического, не мог. Нужен был Компанелла с его городом Солнца, Томас Мор и другие стихийные коммунисты, но только не теократия, диктатура самого Савонаролы, ощерившаяся шпионами, доносами и кострами после пыточных подвалов.
Он просто не знал, как распространить в народе массовую духовную практику, а именно это достигнуто в индуизме и буддизме, именно это было смыслом пришествия Христова, смыслом самой истории человечества.
Создание христианской молодежной организации было прекрасно, но дальше вполне внешнего и полицейского начала не смогло пойти.

Ошибка Савонаролы была огромна. Разрыв с наукой,  страх перед новым знанием о природе, о человеке, о космосе. Но ведь и Бога через его творение можно славить более обосновано, познавать его величие через научное знание.  Без науки невозможна была военная сила государства, финансовая и  социальная система постфеодального общества, без искусства христианство не могло сойти со страниц библии и евангелия и войти в жизнь людей.


 Искусство живописи и фрески внесло евангельский сюжет в культуру всех стран, искусство литературы вносило христианский идеал в повседневный мир мыслей и чувств европейцев. Музыка проецировала евангельские чувства и мысли, скульптура- евангельские образы.

Папство уже невозможно было реформировать, оно умерло и окостенело и костенеет уже пятьсот лет после Савонаролы. Оно научилось жить, сохранять себя как институт, но задача была выше и сложнее, задача- преодолеть наследие клерикализма и увидеть ответ на вопрос-куда идти творчеству христиан за пределами церкви.

Савонарола взошел на костер, который средневековье приготовило для всякого будущего, наивно отрицая историю в христианстве и гордостно считая себя завершением этой истории, не оставляя следующим поколениям и их творчеству места в церкви. Для других вариантов самого понимания христианства, и его пепел развеял морской ветерок. Но мечта о христианском золотом веке зовет нас к ее воплощению.

Христианское творчество ушло в искусство и протестантизм, и предложило человечеству много нового. Цена этого нового была велика, но ее пришлось платить.

И еще о той ошибке, которая так свойственна писателям и интеллигенции. Это неадекватность в отношении насилия. Технически убийство Джироламо, а я этот суд и пытки считаю убийством, произошли лишь потому, что Савонарола не пожелал идти путем тамплиеров и не защитил свою особу и друзей военной организацией.

Его враги бросили против него именно вооруженную толпу и коррумпированных "ментов". Сказавши "а" и начав политическую деятельность, надо было четко сказать "я" и дать прикладом по зубам местному криминалу, партии арабиани-"бешенным".

Нельзя было допустить и ссоры с подобными, но "серыми"- францисканскими народными монахами, чуждыми идеалам возрождения, полукрестьянам, шедшим от бедности в монастыри.

Их отношение можно было легко купить пивом и вином раздаваемым по праздникам, но Савонарола словно искал мученичества и шел на принцип. Любовь к себе-самозащита, выживание в неблагоприятные времена уступками и мудростью -вот что растоптал Джироламо, и все рухнуло.

Его казни нельзя было допустить, по слову апостола -только не пострадал бы кто из вас как преступник,или еретик, но только за Христа единого.

Характер италианского этноса требовал не только поста, но более фестиваля, праздника и ярмарочного настроения, в котором Савонарола себя не увидел.

И его игра с врагами была неостроумна - он не умел внушить любовь к себе обществу и лавировать между противниками, допустил объединение всех против себя, а по сути и против некоррупционной новой церкви, олицетворенной им.

Если он хотел спасти души соотечественников,то его невинное мученичество отправило в ад его врагов, совершивших богохульное убийство того, кто в том обществе олицетворял самого Христа.Как мы помним, вечное проклятие пало на богоубийц иудеев. Так что для общества жертва Савонаролы стала гвоздем в гроб.

Мы снова и снова будем возвращаться к таким лидерам как флорентийский пастырь и искать ответы. Потому, что душа подсказывает нам - христианство еще не воплощено, оно не нашло еще достойной Бога наилучшей формы распространения, не создало сверкающих институтов, способных преобразить духом Христовым весь огромный мир.

Церковь и папство, на востоке патриаршество есть важный и великий период жизни Церкви, но неокончательный и не исчерпавший всех возможностей, по словам Спасителя, для "проповедания Евангелия сего по всему миру".


Рецензии