Необычная встреча
а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чём она собирается сказать».
Карл Юнг
*****
Со своей подростковой Депрессией я встретилась лицом к лицу спустя 18 лет. И она предупредила меня, что на этот раз мне не удастся так легко от неё избавиться, спрятавшись в отношения или уйдя с головой в работу. Не помогут мне никакие психологические практики, мантры и медитации, не помогут прогулки, долгие разговоры, просмотр комедий или что-то ещё. На этот раз я не смогу от неё сбежать. Не отпустит она меня до тех пор, пока я её не полюблю… Вот, чего она хочет от меня. Любви. А не ненависти или войны.
Она села передо мной и начала рассказывать о том, что у меня есть все поводы для того, чтобы быть несчастной и прибывать в унынии. И вообще глупо закрывать на всё это глаза и делать вид, что ничего не происходит. Написала мне большой список, доказав этим, что у меня на самом деле очень много причин для страданий.
Моя Депрессия мне объяснила, что если я испытываю Боль, значит, я ещё жива. Когда же я пытаюсь спрятаться от своей боли, то потихоньку умираю. Мои чувства становятся притуплёнными, я их сама убиваю. И не удивительно, что потом приходится искать способы реабилитации.
– Но что же мне тогда делать? – Спросила я свою Депрессию. – Мне надоело страдать.
– А ты никогда по-настоящему и не страдала. – Вот, что она ответила мне. Чем сильно меня удивила. Я уж думала, что я в этом спец. – Ты никогда не доходила до глубины, до пика, за которым скрывается Рай.
Эти слова ввели меня в ступор.
– Уныние – один из семи смертных грехов. – Сказала я ей. – Оно ведёт лишь к смерти.
– Откуда ты это можешь знать? – усмехнулась Депрессия. – Вспомни: страдание очищает. Оно сжигает всё то, что не даёт нам двигаться дальше. Дойдя до самого дна, ты сможешь оттолкнуться от него и всплыть. А зависнув посередине, ты не тут и не там. Ты не всплываешь и не погружаешься. Ты лишь барахтаешься посередине, между слоями воды, растрачивая свои силы впустую.
– Но я боюсь утонуть…
– И если ты будешь бояться дальше, то рано или поздно это произойдёт. У тебя нет шансов. Смирись. И прими меня своим Учителем.
Теперь пришла моя очередь смеяться:
– И чему же ты меня можешь научить?
– Я могу тебе показать Жизнь. Такой, какая она есть. Без прикрас.
– И что мне это даст? Я и так вижу это всё.
Я вспомнила все трагедии, которые происходили в моей жизни и жизни моих близких и знакомых… все те ужасы, о которых рассказывают по телевизору… нищих, бездомных, смертельно больных, убийц, наркоманов и алкоголиков… И снова над головой нависла чёрная туча – коктейль из жалости, сострадания, чувства беспомощности и отчаяния…
– Ты видишь лишь внешнюю оболочку, но ты не видишь того, что находится внутри, того, что скрывается за всем этим, поэтому и не принимаешь, – тихо произнесла Депрессия. – Пройдя сквозь все эти испытания, человек освобождается. Он перестаёт испытывать страх. Страдания – это не наказания. Как бы странно это не звучало. Страдания исцеляют. Если мы позволяем им это.
– И что же теперь со всем этим смириться? И не пробовать ничего изменить? – возмутилась я.
– Я этого не говорила. – Ответила спокойно Депрессия. – Весь секрет в том, что нельзя что-то изменить по-настоящему, не приняв сам факт его существования. Вот как бы ты могла со мной сейчас разговаривать, если бы вчера не поняла, что именно Я – то, что окружает тебя последнее время и не даёт покоя?
Я молчала какое-то время:
– Я всё надеялась, что выплыву, что рано или поздно это состояние уйдёт, и всё закончится. Я снова почувствую Вдохновение, Радость Жизни… Но это так и не произошло…
– Да. И это потому, что ты пыталась от меня сбежать. Но я тебе этого больше не позволю. Пришло время тебе узнать меня по-настоящему, чтобы мы могли с тобой подружиться, а там, глядишь и до Любви недалеко.
Я тяжело вздохнула.
– Ты хочешь, чтобы я тебя полюбила? Хочешь стать моей близкой подругой? И что тогда? Я буду целыми днями ходить мрачная и унылая, как когда-то давным-давно, когда я была подростком? Ведь я всю жизнь с этим боролась. Разными способами…
– И проиграла! – торжествующе изрекла Депрессия.
– Что?! – возмутилась я.
– Ну, а разве это не так? Признай уже, что у тебя ничего не получилось. Тебе не удалось меня победить. И никогда не удастся. Потому что всё это время ты боролась сама с собой. А ведь я – часть тебя!
– Не может этого быть! Ты не можешь быть частью меня!
Депрессия улыбнулась:
– Что ж, ты можешь и дальше отрицать, сопротивляться. Твоё право. Можешь прятаться. Ты же придумала много способов бегства от меня?
– О чём это ты? – удивилась я.
– Да, всё о том же. Обо всех твоих уловках, которые ты предпринимаешь, лишь бы со мной не встречаться лицом к лицу.
Я молчала. На самом деле я прикладывала много усилий, чтобы излечить себя от депрессивного состояния.
– Но секрет в том, что пока ты не примешь, что я – часть тебя, ты будешь и дальше страдать. Помнишь вчера женщину, которая веником подметала асфальт, в то время когда дул сильный ветер? Она сметала песок, а ветер обратно его нагонял. Вот также и ты. Все твои усилия побороть Депрессию и Хандру сводятся к нулю.
Я задумалась. А ведь и правда – с гневом и раздражением было то же самое: пока я с ними воевала, лишь теряла силы. И лишь когда стала наблюдать за собой, изучать эти эмоции, почему и когда возникают, признала, что они не случайны и имеют свой смысл, только тогда мне по-настоящему удалось изменить ситуацию…
– Ну, хорошо, – согласилась я. – Расскажи мне о себе.
Депрессия довольно заулыбалась:
– Ну, наконец-то. И что ты хочешь знать?
– Хочу знать, для чего ты нужна. Какой в тебе смысл? Что ты мне хочешь сказать своим появлением? Ведь я так понимаю, что когда ты ко мне приходишь, это совсем не случайно, так?
– Да, ты всё правильно поняла, – подтвердила Депрессия. – И если ты проанализируешь разные периоды своей жизни, то поймёшь, что я всегда прихожу в тот момент, когда ты в чём-то или в ком-то разочаровываешься.
Я опять задумалась. «Да, разочарования были очень болезненны. И депрессия всегда помогала мне справляться с этой болью…» Меня удивили собственные мысли.
– Так ты помогала мне справляться с болью? – вслух произнесла я.
– Да, – довольно подтвердила Депрессия. – И ещё давала тебе возможность подумать… В одиночестве ведь так хорошо думается, не правда ли?
Я вспомнила свои одинокие дни и ночи, те моменты, когда на меня накатывало отчаяние. Те мгновения, когда мне не хотелось жить, когда всё казалось бессмысленным, когда я не видела света в конце тоннеля. Но, что самое интересное, каждый такой момент, когда я погружалась в это состояние, был поворотным в моей жизни. Депрессия в какой-то момент отступала, и я с новыми силами начинала жить. Начинала строить всё заново. Новые отношения, новая деятельность, новое место жительство. Да, всё-таки мудрецы правы: не разрушив старое, нельзя построить новое…
– Вот, видишь, – Депрессия как будто читала мои мысли. – Ты потом ещё и сил набиралась, чтобы новую жизнь начать.
– Ты ещё и для этого нужна? – удивилась я. – Но все говорят обратное, что негативные эмоции лишают нас энергии.
– Откуда ты берёшь все эти идеи? – Депрессия засмеялась. – Ты слишком много слушаешь других, вместо того, чтобы слушать себя. Поэтому у тебя такая каша в голове. Люди теряют силы не от того, что испытывают негативные эмоции, как они их называют, а как раз от того, что сопротивляются им, пытаются от них избавиться. Вы, люди, совсем не понимаете, для чего мы вам нужны, не видите в нас пользы. А ведь даже яд может быть полезен в умеренной дозе. Так и с нами. Если правильно обращаться, то можно получить только пользу. А если бояться, то результат на лицо – болезни, ранняя старость, смерть…
Я задумалась:
– Мне никто не рассказывал о том, что негативные эмоции могут приносить пользу.
– А потому что мало, кто об этом знает. Все привыкли верить в обратное. Принято делить мир на плохое и хорошее, чёрное и белое, светлое и тёмное. И когда мы так смотрим однобоко на жизнь, мы многого не замечаем. Кстати, даже народная мудрость есть такая: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Слышала же о таком?
– Да, слышала...
– Ну, так вот, это как раз об этом. Всегда и во всём есть свои плюсы и минусы. Только иногда очень сложно это увидеть.
– Хорошо. Тогда скажи мне, какой плюс в том, что ты сейчас со мной? Ну, вот какой? Я не могу радоваться жизни, не могу писать, у меня нет Вдохновения… Ну, какие здесь плюсы?
Депрессия улыбнулась:
– А что ты делаешь прямо сейчас? Разве ты не пишешь?
Я растерялась:
– Пишу. Но не то. Я бы хотела писать о другом.
– Ну, конечно, – подтвердила моя закадычная подруга. – Вот уже и вижу нашего близкого друга по имени Недовольство, он тут как тут. Всегда найдёт, чем поживиться.
Но я не унималась:
– Страданий и так полно на Свете. Мне бы хотелось писать о чём-то приятном, светлом, радостном, о том, что вдохновляло бы людей!
– А ты знаешь, что многих талантливых писателей, поэтов и музыкантов именно я подтолкнула к созданию своих великих произведений? – Парировала Депрессия. – И вообще, как много ты знаешь людей, которые творят, прибывая в счастливом расположении Духа? Как правило, в таких случаях не до творчества.
– Ну, не знаю даже…
– Люди привыкли идеализировать Жизнь. Хотят всё видеть в розовом цвете, а потом ещё удивляются, что их иллюзии рушатся. Если ты поймёшь, что такое Жизнь на самом деле, ты будешь меньше разочаровываться и страдать. Ну, и соответственно, и я тебя буду реже навещать. Хотя, видишь, как мы с тобой чудесно нашли общий язык. И чего было бегать от меня столько времени? – Депрессия мне подмигнула.
Я вздохнула.
– Хорошо, я принимаю тот факт, что в тебе есть смысл. – Сказала я своей Депрессии. – Ты помогаешь мне переживать разочарования, даёшь возможность побыть наедине с собой и подумать, набраться сил, и начать жить заново. Так?
Депрессия молча кивнула.
– Я принимаю то, что страдания могут очистить и заставить посмотреть на Жизнь по-другому, – добавила я.
– Да, ты всё правильно поняла. – Подтвердила моя подруга. – Главное, помни, что сражаться бесполезно. Если я к тебе пришла, просто поговори со мной, узнай, для чего я тебя посетила, и тогда я уйду. Как ухожу и сейчас. Это всё, что я хотела тебе сказать. До встречи!
Я заметила, как Депрессия стала постепенно становиться всё меньше, пока совсем не исчезла.
– Так ты придёшь ещё? – Прокричала я ей вслед.
– Всё зависит от тебя! – Донеслось откуда-то издалека…
Свидетельство о публикации №216042601460
Анна Андим 28.04.2016 21:24 Заявить о нарушении