Вторник 7-й недели Великого поста
В святой и Великий Вторник вспоминаем притчу о десяти девах. Эту притчу, отправляясь на вольные страдания в Иерусалим, Господь рассказал Своим ученикам, однако, она имеет отношение ко всем иудеям. В притче о десяти девах Господь, прежде всего, обращает внимание на сострадание и милосердие, а также учит не откладывать на потом добрых дел.
Ранее Христос много говорил ученикам о скопцах и высоте девственности. Теперь Евангелие вводит притчу, которая поясняет, что, храня девственность, нельзя ограничиваться лишь самим этим фактом. Необходимо стяжать и другие добродетели, в особенности милосердие, через которое девство и приобретает истинную ценность. Пять дев здесь называются мудрыми, потому что они вместе с девством имели обильный и богатый елей милосердия*, пять же других названы глупыми, потому что они, имея девство, маловато стяжали милосердия. Они глупы, поскольку сделав великое дело, сохранив девство, пренебрегли при этом, менее трудным (но не менее важным) делом. Не согрешив, как блудницы, они всё равно стали им подобны. Те были побеждены плотской страстью, а эти - страстью сребролюбия и скупости.
Когда прошла ночь сего жития, девы задремали, иначе говоря, умерли, ибо сном здесь называется смерть. И вот когда они таким образом «заснули», посреди ночи послышался возглас: «Жених идёт!». Те, которые запаслись елеем, вошли с Женихом в отворившиеся двери. Глупым же елея не хватило, потому они, восстав от сна, стали просить его у мудрых. Мудрые девы хотели дать им елея, но не могли этого сделать, до тех пор, пока сами не вошли в брачный чертог. Поэтому они ответили им, сказав: «Что мы будем делать, если в итоге елея не хватит ни нам, ни вам? Идите лучше к продающим, то есть, к нуждающимся людям, и приобретите». Однако после смерти сделать это затруднительно, а лучше сказать, невозможно. Об этом свидетельствует притча о богатом и Лазаре, в которой Авраам говорит: «не могут желающие перейти отсюда туда», то есть, от смерти к жизни. Но глупые, пришедшие в ночи, стучатся во врата, взывая: «Господи, Господи, открой нам». И Господь даёт им страшный ответ: «Уйдите, ибо говорю, что не знаю вас. Как вы можете видеть Жениха, не имея приданого?». То есть, не позаботившись о елее милосердия.
Отцы Церкви учинили накануне день памяти Иосифа Прекрасного не произвольно, а для того, чтобы подвигнуть нас к целомудрию, а историю с засохшей смоковницей вспомнили для того, чтобы научить верующих приносить духовные плоды. Так и притча о десяти девах учит бодрствовать, то есть, регулярно совершать добрые дела. Особенно же каждому следует запастись елеем милосердия, чтобы всегда быть готовым к встрече Истинного Жениха, ибо никто не знает, ни дня своей кончины, ни часа. Если кто-то сотворит дело величайшего воздержания, но при этом не позаботится о других добродетелях, а более всего, о милосердии, то не сможет войти со Христом в вечный покой, будучи с позором отвержен. А потому, нет ничего более печального и постыдного, чем добродетель девственности, побеждаемая пороком сребролюбия.
Но, Христос Бог, Жених душ наших, причти нас к мудрым девам, совокупив святому Твоему стаду, и помилуй нас. Аминь.
Примечание.
*Здесь «елей» переводится с греческого, как «милость». Под «елеем мудрых дев» надо понимать, прежде всего, милостыню и другие добрые дела.
Свидетельство о публикации №216042601464