Время смыслов. Глава 90

1. В предшествовавшей 89й главе я начал анализ динамики социальной идентичности в США накануне Гражданской войны между Севером и Югом с сравнения реакции северного и южного общества на избиение аболиционистского северного сенатора Чарльза Самнера конгрессменом из рабовладельческого  штата Южная Каролина Бруксом. Мы убедились в том,что на Севере избиение было воспринято как угроза распространения на Север системы южного насильственного вертикального деспотизма и подавления свободы слова. В этом смысле оно выступила катализатором  процесса центральной перпендикулярной контекстной поляризации, т.е. разложения контекстных диагональных связок на их вертикальную  (деспотизм) и горизонтальную (свобода, равенство, но также конфликт, непримиримое противостояние, война)  составляющие.

2. Иными словами угроза вертикального порабощения Севера Югом, которую символизировало избиение Самнера стимулировала восприятие отношений между северной и южной частями страны, как отношений непримиримого горизонтального конфликта вдоль центральной горизонтальной коммуникативной линии GE между "нами" G хорошими северянами/южанами (контекстное поле инсайдеров) и "ими" "чужими" Е плохими южанами/северянами. В этом и заключалась другая сторона центральной перпендикулярной контекстной поляризации, а именно ее горизонтальный коммуникативный аспект.

3. В связи с этим мы можем сформулировать первое правило контекстного взаимодействия в системе социальной идентичности: Если по тем или иным причинам происходит полное или частичное блокирование энергетического обмена между противоположными контекстными полями, результатом такого блокирования будет поляризация и в конечном счете переход к негативной форме контекстного взаимодействия то есть к скрытому, а затем и открытому конфликту между социальными группами и индивидами, представляющими противоположные типы контекстной идентичности.

4. В конкретном случае с избиением Самнера (1856)последовало именно такое развитие событий. В то время, как Южные сторонники рабовладения торжествовали по поводу того, как их герой Брукс продемонстрировал на деле, как с помощью вертикального инструментального насилия нужно затыкать рты северным противникам рабства, на севере все более утверждалась горизонтальная (симметрично расположенная вдоль центральной коммуникативной линии GE) неономная парадигма конфронтации АGD, в которой южане обьвлялись "чужими" насильственными "варварами" (по выражению наиболее авторитетного северного философа Эмерсона)нормальный диалог с которыми невозможен и разногласия с которыми неизбежно придется решать с помощью оружия. По свидетельству одного северного современника "Меня разозлило не столько само это нападение (сколь бы ужасным оно не было)сколько тон южной прессы и видимое одобрение всего южного населения" (цит.по McPherson 1988, 151).

5. В этой обстановке даже многие северные консерваторы, прежде защищавшие южан, были теперь вынуждены изменить свою позицию.Настроение большинства населения на севере становилось в этой ситуации все более радикальным. По свидетельству политических активистов недавно созданной из противников рабовладения республиканской партии, они "никогда прежде не видели ничего подобного нынешнему состоянию глубоких, решительных и отчаянных чувств ненависти и вражды к дальнейшему распространению рабства и его политического влияния" (там же 152)

6. В Канзасе, где уже до этого происходили вооруженные столкновения между сторонниками и противниками рабовладения избиение Самнера вызвало возмушение Джона Брауна, аболиционистского фермера, рассматривавшего освобождение рабов как свою жизненную миссию и религиозный долг, и вместе со своими сыновьями и сторонниками создавшего небольшой вооруженный отряд для противодействия рабовладельцам. По словам одного из его товарищей по оружию новость из Вашингтона разьярила Брауна до безумия. Он заявил: "Нужно сделать что то, чтобы доказать этим варварам, что мы тоже имеем права" (там же  152). Определив что рабовладельцы уже убили по меньшей мере пять сторонников свободного Канзаса,он принял решение о "радикальной мере возмездия" против "рабовладельческих псов". Вместе со своими четырьмя сыновьями и другими членами своего отряда Браун в ночь с 25 на 25 е мая 1856 г.похитил пятерых сторонников рабовладения в Потаватоми (Канзас), которые лично не несли никакой ответственности за ранее происходившие в других местах убийства,и раскроил им голову саблями.    

7. Но в чем же заключается причина самого блокирования контекстного энергообмена, приведшего к поляризации и в конечном счете к антагонистическому противостоянию между двумя частями страны? На этот критический вопрос нам нужно будет впоследствии ответить детально, а пока мы продолжим обсуждение динамики взаимодействия типов идентичности и влияния этой динамики на дальнейшее развитие конфликта.

Конец главы


Рецензии