Трудный день
Ставшие уже традиционными майские «каникулы» большая часть россиян всегда ждет с нетерпением, заранее расписывая программу каждого свободного весеннего дня. Кто-то предвкушает ароматное открытие нового шашлычного сезона, другие старательно готовят весь необходимый инвентарь в ожидании сезона дачного, третьи решают совместить с долгими выходными ремонт, до которого в остальные дни все никак не доходят руки… да мало ли других планов найдется у каждого из нас? И, запасаясь шпателями и валиками или собираясь на первую в этом году вылазку на природу, большинство даже не задумывается, какому уважительному поводу мы все обязаны этой, безусловно, приятной весенней передышке. В то время как история первомайского праздника богата всевозможными метаморфозами и парадоксами.
Ведьм по весне считают
Вообще, если задуматься, 1 мая - очень странный праздник. Достаточно лишь вспомнить о том, что в ночь с 30 апреля на 1 мая долгое время было принято встречать один из главных языческих праздников, именуемый Вальпургиева ночь. По сути это – главный колдовской шабаш года, а по совместительству – еще и праздник весны и плодородия. Подобный праздник (пусть и под разными названиями) отмечался во многих европейских странах. К примеру, славяне верили, что именно в эту ночь ведьмы большой и веселой компанией собираются на лысой горе, не забыв прихватить на праздник своих любовников-чертей, хвастаются друг перед другом свершенными за год злодеяниями и планируют новые козни и проделки. Не обходилось в Вальпургиеву ночь и без обильного застолья. Не удивительно, что и на следующий день разгоряченные ночным весельем ведьмы продолжали проказничать, а люди, желающие защитить себя, свои дома и семьи от их проказ, ночь напролет жгли высокие костры, чтобы отогнать нечисть.
С тех пор, конечно, минуло немало лет, и языческих страх перед разыгравшимися ведьмами сегодня будоражит умы разве что ярых поклонников всевозможной мистики и фольклора. И совпадение в датах – то ли случайное историческое событие, то ли просто чья-то злая шутка. Впрочем, отголоски древних верований в «мифологии» 1 мая все-таки слышны. Так, еще до революции в стране существовала традиция так называемых «маевок» - совместных выездов трудового народа на природу, за город, и встреча весны в неформальной обстановке. То есть уже самые первые первомайские праздники сопровождались спиртным и известным бунтарским духом.
Праздник на грядках
Местом рождения первомайского праздника в его привычном нам понимании, с пролетарским подтекстом, митингами и демонстрациями, принято считать американский город Чикаго, где в 1886 году выступление рабочих за введение восьмичасового рабочего дня переросли в массовые столкновения с полицией с взрывами, жертвами и прочими закономерно вытекающими из подобных событий последствиями. После победы социализма в России 1 мая сначала окрестили Днем Интернационала, а затем переименовали в День международной солидарности трудящихся. О популярности трудового праздника говорит уже тот факт, что в общем и целом он отмечался и отмечается более чем в восьмидесяти странах мира.
Изначально проводимые на 1 мая митинги носили очень четкую смысловую нагрузку: считалось, что советским рабочим необходимо продемонстрировать свою солидарность с единомышленниками из капиталистических стран, которые продолжают свою революционную борьбу. Однако вскоре первомайские митинги приняли ритуально-политический характер, а люди зачастую продолжали с удовольствием принимать в них участие лишь потому, что на улице стояла хорошая, теплая весенняя погода, можно было выйти на свежий воздух, попеть песни и пообщаться с друзьями и коллегами.
Совсем другой смысл праздник приобрел тогда, когда россиянам начали раздавать земельные участки. Практически с тех самых пор выходной первомайский день и стал восприниматься как начало дачного сезона, когда люди (прежде всего – жители небольших населенных пунктов) начинали готовить отведенные им сотки под будущие посадки или, если позволяла майская погода, принимались засеивать первые грядки. Новое прочтение старого праздника оказалось таким успешным, что сегодня 1 мая в сознании большинства смолян ассоциируется скорей с «ритуалом» посадки картошки, нежели с политическими акциями и уж тем более – с солидарностью трудящихся. Название праздника, к слову, тоже изменилось: теперь 1 мая мы встречаем как Праздник весны и труда.
К слову, трактовка праздника изменилась не только в нашей стране; во всем мире уже, пожалуй, не осталось такой страны, где 1 мая встречают и отмечают в его первоначальном значении. Да и сельскохозяйственная польза первомайского праздника в свете санкций, повышения цен и нехватки отдельных продуктов питания становится особенно важной и актуальной. А памятуя о том, что не за горами и вторая часть майских каникул, приуроченная ко Дню победы, многие смоляне спешат использовать дни отдыха по полной и нередко при помощи отпусков и отгулов объединяют две партии выходных в одну. Тем более что долгие весенние праздники – это не только шанс без спешки открыть новый дачный сезон, но и возможность побыть на природе всей семьей, что многие ценят ничуть не меньше будущего урожая.
И самое главное – пользы от майских праздников гораздо больше, нежели от аналогичных ноябрьских или январских выходных. В эти дни народ не просто отдыхает и набирается сил под теплыми лучами солнца. Первомайские каникулы – это плодово-овощной задел на весь грядущий год, а ведь популярность некогда забытых дач и огородов в последние годы вновь возрастает. Вот и получается, что 1 мая носит сегодня пусть и весьма приземленный, но все же очень полезный и нужный характер. А значит, отменить полюбившиеся смолянам выходные вряд ли кто-то решится.
Свидетельство о публикации №216042601545