Мария пережившая аккупацию

Сергей Шило   


МАРИЯ ПЕРЕЖИВШАЯ АККУПАЦИЮ

 Эти строчки о простой и вроде негероической жизни Марии Сергеевны Ивановой – еще один ручеек, вливающийся в Реку Памяти о тех незабываемых годах борьбы советского народа против немецко-фашистких захватчиков.
Мария Сергеевна Иванова – ветеран войны, ветеран труда, награждена орденом Материнская слава, и с полным правом  носит эти почетные звания. К тому же она одна из немногих жительниц,  переживших  все ужасы  немецкой оккупации  г. Новороссийска . 
Родилась М.С. Иванова 14 марта   1920 года в Алтайском крае, в селе Вознесеновка Родинского района. В 1924 году её родственники перебрались на Дон, а затем в 1936 г. поселились в пригороде Новороссийска - в станице  Раевской.   Трудовую деятельность Иванова начала 16-летней девчонкой в Раевском колхозе.  Затем решила работать в городе, и, получив  паспорт,  сначала пыталась  устроиться на Холодильник.   На худенькую девчонку посмотрели свысока и сказали, что не справится. Пришлось Марии пойти на Каботажную пристань, где её встретил главный диспетчер Петр Хаджинов.
В то время  начальником Каботажной  пристани   был некто Винник и его хозяйство было грузопассажирским.  На Каботаже находился морской пассажирский вокзал,  здесь швартовались  теплоходы «Грузия», «Абхазия», «Аджария», «Крым» и «Украина». В билетной кассе, обслуживая пассажиров теплоходов, работала Лиза Коккинаки - сестра знаменитого летчика. На пристани работали 3 бригады грузчиков.   Частенько становился на разгрузку и погрузку сухогруз-пароход «Пестель». На пристани  было семь  продовольственных складов, один из них №7 - военный.  Кроме складов имелась  столовая для рабочих с тремя официантками и ресторан. А рядом  с Восточным молом располагалось двухэтажное здание поликлиники  и механические мастерские.
Оформление Марии на работу не заняло много времени, и вскоре девушка уже трудилась уборщицей в каботажных складах. Жила на квартире вместе с хозяйкой, где   ее койка  стояла рядом с   хозяйской.
Затем  М. Иванова получила квартиру в доме, принадлежащем порту, по улице Морской  в 6-м доме водников. Собственно, не квартиру даже, а маленькую комнатку на четвертом  этаже № 114. В 1939 году крановщик Каботажной пристани Скиба уходил на пенсию, и П. Хаджинов предложил Маше  работать крановщицей. При управлении порта она  окончила курсы и после стажировки стала работать на немецком кране  DUМАХ. Сначала боялась:  все-таки 30 метров высоты, но потом была счастлива оказанным ей доверием.
И вот грянула война. Все отправились на фронт. Первыми ушли грузчики, все три бригады. Диспетчер Петр Хаджинов  также ушел в партизаны вместе со своей семьей (жена Рая и два маленьких сынишки).  Ушли на фронт и все работники гаража. Затем отправились в военкомат приемосдатчицы и сама Мария.  Помнит, как военком позвонил куда-то и сказал, чтобы  Иванова возвращалась на работу, так  больше нужна была в тылу. В гараж вместо убывших взрослых стали принимать подростков 14-15 лет. Им приходилось работать на электро и автокарах. Обстановка была, наверное, еще  хуже,  чем на фронте. Бомбили через каждые 15-20 минут. Вместо грузчиков в порту использовали рабочий батальон, в котором  большинство  были азербайджанцы.
В те годы Новороссийским начальником штаба, а затем и начальником Новороссийской военно-морской базы  был Г.Н. Холостяков. Очень часто он со своими непосредственными подчиненными бывал на Каботажной пристани, руководя погрузкой военных грузов.
Выполняя свои служебные обязанности в начале августа 1942 года, она познакомилась с  Г.Н. Холостяковым.  М.С. Иванова вспоминает, что Г.Н.Холостяков просил и настраивал  всех оставшихся на Каботажной пристани работать до последнего. Да и у всех  была уверенность, что город  ни за что не отдадут врагу. В память врезался и запомнился Марии на всю жизнь один случай. Летом 1942 г.  на Каботажной пристани грузились десантники. Молодые крепкие ребята отправлялись в Севастополь. Погрузка прошла хорошо и корабль ушел в море, а через два дня вернулся назад  со страшным грузом… Тела матросов были разорваны на куски, и рабочим порта приказали их выгружать в подошедшие полуторки. Люди были в оцепенении, и никак не могли справиться с этим состоянием. Что случилось с моряками – бомбежка, несчастный случай – никто не говорил. Тогда Г.Н.Холостяков распорядился всем выдать по «чекушке» водки, и выгрузка началась. Останки матросов возили на кладбище, расположенное на Солнечной. Полуторки делали много рейсов, и дорога стала красной от крови.
В первые сентябрьские дни, когда фашисты штурмовали город, обстреливали и бомбили  порт,  работы было много. Несмотря ни на что, порт продолжал  функционировать. Нужно было успеть загрузить эвакуируемое оборудование, боеприпасы, продовольствие, людей. Погрузка кораблей продолжалась и день и ночь. 6 сентября 1942 г. подошли 2 подводные лодки, которые приходилось грузить вручную и  таскать тяжелые мешки с мукой и ящики со снарядами для севастопольских партизан. Особенно усиленно погрузка производилась ночью, когда ослабевали налеты фашистских стервятников.
В этот же день  в город прорвались немецкие танки, и бои шли практически в центре города, у хлебозавода. Ночью  грузили последние пароходы и подводные лодки. 
 Рано утром 7 сентября все оборудование, техника, склады с  оставшимися  боеприпасами и продуктами были заминированы и взорваны. Каботажная пристань горела. В городе шли ожесточенные бои.
М.С Иванова стала  очевидцем многих  событий. После подрыва  пристани Мария Сергеевна оставалась в своей комнатушке, так как эвакуироваться даже на противоположный берег Цемесской бухты было уже не на чем. 
8 сентября, ближе к вечеру   появились  немцы. Они приехали на мотоциклах с закатанными до локтей рукавами. Фашисты обшаривали квартиры в поисках раненых солдат и партизан.   Марию Сергеевну избили и выбросили на улицу.  В  грязном  подвале  на улице Губернского, вспоминает Иванова, они  (12 человек, из них трое детей) прятались до  августа 1943 года.   Питались отходами  немецкой кухни.  Воды не было, и если удавалось набрать из лужи, то это считалось за счастье. Когда не было и такой возможности, матери смачивали губы детей собственной мочой. Все обитатели подвала опухли от голода.
 Когда с 3 на 4 февраля началась  высадка десанта, земля в Новороссийске дрожала от разрывов бомб и снарядов. Перед самым освобождением города 17 августа 1943 года  оставшихся в городе мирных граждан и, в том числе, М.С. Иванову и ее товарищей по несчастью погнали в  станицу Раевскую.  На улице Колхозной находился полицейский участок. Здесь Иванову «признали» партизанкой, и два полицая повели на допрос к немцам. Фамилию одного из полицаев она  запомнила - Галушко.  Начались пытки с целью узнать информацию о партизанах.  Рвали ногти на ногах, давили стопы, затем так ничего и не добившись, залили  ноги Марии кислотой… Потом она  долго лежала на соломе с адской болью. Когда пришли наши войска,  Иванову спасли две санитарки. Они вывели ее из дома и спросили:    « Сколько вам лет, бабушка ?». Мария ответила, а они наверно подумали, что   женщина сошла с ума.  А когда взглянули на её  чудом сохранившийся паспорт, то у медработниц вырвалось: «Что они с вами сделали!». После  освобождения М.С. Иванова  долго лечилась в госпитале.
В освобожденном Новороссийске  все было разрушено, и нужно было восстанавливать город. После работы все оставшиеся в городе жители  шли следом за саперами и засыпали котлованы…
 



М. С. Иванова. 1939 г.


Сведения об авторе:
   Полевые исследования  автора 2010 года. По воспоминаниям М. С. Ивановой, г.Новороссийск, ул. Железнодорожная,11.

Шило Сергей Степанович, краевед, член НГИО - новороссийского городского исторического общества.


Рецензии