Инь Ян. Оттенки прошлого. Наперекор судьбе ч. 7

 Умей нести свой крест и веруй 

Длинная дорога преодолевается с надеждой, с надеждой можно преодолеть огонь, воду и страшные пропасти, и только с надеждой можно достичь процветания и порядка.
(Фетхуллах Гюлен)

  33-летний Александр Грибоедов выехал из столицы 6 июня 1828 года. Почтовый тракт, которым следовал  Грибоедов был разбит. Ох, уж эти российские дороги! Сплошное мучение! Весной и осенью - грязь, летом - зной и пыль. Легче зимой на  санях, если только не мороз и метель.
 Путешествие было долгим и утомительным. Грибоедов делал остановки на многочисленных почтовых станциях для  смены лошадей,  для ночёвки и отдыха. Через три недели он прибыл в Новочеркасск. Здесь 24 июня он написал письмо одному из своих друзей Андрею Андреевичу Жандру.(1)
"Любезный брат, Андрей. Мухи, пыль и жар, одурь берёт на этой проклятой дороге, по которой я в 20-й раз проезжаю без удовольствия, без желания, потому что против воли..."
   Поэт даже в дороге занимался исследованиями. Да,  Грибоедов, человек с энциклопедическим образованием интересовался историей,  географией различных мест России, где побывал и где не был, к памятникам археологии.  Вот и сейчас он  пересматривал сделанные им заметки, в которых  он отразил свое мнение по изученным документам, летописям, картам и книгам по истории Дона, а также исторической науки в целом.
 Круг вопросов, охватываемых заметками, очень широк. Грибоедов дал им общее название "Дезидерата". Это красиво звучащее слово на латинском означает " Пожелания".
Особенно  Грибоедов  интересовали древние городища. Он, в частности, задумывался:
-  Где, в каком месте находится  хазарский город-крепость Саркел? (2)
  Дело в том, что крепость Саркел или Шаркел находилась на левом берегу Дона, невысоком, на окраине хутора Попов, между станицей Цымлянской и хутором Красный Яр в устье реки Цымла. Разрушенные остатки города найдены в результате исследований 1934-1936 гг. и 1949-1952. В 1952 году Саркел  был затоплен при строительстве Цымлянского водохранилища.
   Ещё одно древнее городище на Донской земле весьма заинтересовало Грибоедова. Он знал местонахождение города, записывал:
"Направо от устий Дона, между Недвиговкой и Синявкой, есть городище, где будто бы находили монеты, серебряные и золотые, довольно отдалённых времён. Можно ли их иметь или видеть?"
  И  сам отвечал на свой вопрос:
"В Азове, конечно, такие найдутся".
 Грибоедов прекрасно понимал, что находки золотых и серебряных монет свидетельствовали о том, что здесь в древности находилось крупное торговое поселение, - что и подтвердилось впоследствии. Городище, о котором предполагал Грибоедов, - остатки древнегреческой фактории Танаиса, хотя самого названия этого древнего города он не упомянул.(3)
 Город Танаис (III в.до н.э. -V в.н.э) впоследствии Азов. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. В средневековье венецианцы основали здесь  торговую факторию Тана, позже контроль над городом получили генуэзцы. В 1395 войска Тамерлана (Чингисхана) сровняли Тану с землёй, разрушив его стены. В XV веке колония была частично восстановлена, на её месте возник город Азов. В 1495 году им овладели турки, чуть больше 250 лет удерживая город под своим владычеством. После длительных русско-турецких войн в 1736 Танаис-Тана-Азов перешёл к Российской империи.
  Как архитектурный объект был открыт в 1823 году. Вторичное открытие произошло в 1830 - х годах после начала строительства железной дороги.
  Говорят, что именно эти места описал Александр Пушкин в предисловии к поэму "Руслан и Людмила":
У Лукоморья дуб зелёный...
Излучину Азовского моря, доходившую до Танаиса, называли Лукоморьем. (4)

Обьединились линии судьбы

Как свет и тьма спина к спине
Идём с тобою рядом мы
Мечты мои вели меня
И встреча наша сбылась.
Свет и тьма,
Как ты и я,
Мы слишком разные, но всё же
Странная неведомая между нами нить,
И лишь услышу я твой голос
То обернусь и навстречу бегу
И сердцу то, что не приступно
Открою я...
И сейчас обьединим мы линии судьбы....
(Мария Бибика "Госик/Готика")

  В начале июля  1828 года   Грибоедов в Тифлисе. Не стал задерживаться, отправился дальше, но  застрял в Шулаверах. Ливневые дожди, прошедшие накануне, полностью размыли и без того испорченные дороги до такого состояния, что сделали немыслимым любое передвижение. Экипажи вязли в грязи, а лошади не слушались и не двигались с места. Пришлось повернуть назад.
 Оказавшись  по воле судьбы в Тифлисе,  Грибоедов   поспешил к Прасковье Николаевне Ахвердовой.
   К своим тридцати трём годам Грибоедов потихоньку становился завзятым циником. Он весьма едко отзывался о женщинах:
"Они чувствуют живо, но не глубоко. Судят остроумно, только без основания и, быстро схватывая подробности, едва ли могут постичь, обнять целое". При этом он нехотя признавал, что есть исключения, но они редки и потому ценны. С таким "исключением" Александру и посчастливилось встретиться  в тот памятный день в доме Ахмердовой.
Когда же в уголок проник
Свет счастья на единый миг,
Как неожиданно! как дивно!
(А.С.Грибоедов)
   За то время, что они не виделись, Нина из девочки с куклами превратилась в первую красавицу Тифлиса. Безумно влюбленный в Нину офицер Николай Сенявин писал другу: "Цветок целого мира пленил меня... Ты не знаешь, я так влюблен, что готов пренебречь целым светом, дабы обладать Ангелом!"  Высокая стройная девушка с тёмно-карими глазами, как у трепетной лани,  очень грациозная,  недаром она брала уроки сценического искусства, Нина  походила не то ангела, не то бутон цветка. На что-то невероятно свежее и прекрасное.
  Краснея и смущаясь, она вышла поздороваться с другом отца, к которому, питала симпатию с  давних пор. Грибоедов  просто лишился слов. Он и сам не мог объяснить, что произошло.    Нина с первой же минуты завладела сердцем  Грибоедова.  В душе Александра вспыхнуло сильное и глубокое чувство любви.
  Он вспомнил, как ему  писал о Нине Чавчавадзе его  сослуживец Карл Аделунг (5):
"...Она необычайно хороша, её можно назвать красавицей... Она, как и мать её, одета по-европейски; очень хорошо воспитана, говорит по-русски и по-французски и занимается музыкой".
- Робкий, прелестный подросток преобразился в девушку с    изысканными манерами,  прелестными чертами и тонкой душой, - невольно подумал Александр. 
Юную княжну можно сравнить  с Мадонной работы испанского живописца Бартоломае Мурильо. 
   За столом Александр сидел напротив Нины, вглядывался в её красивое лицо. Сердце билось тревожно. После обеда он решительно взял девушку за руку и сказал ей:
-  Venez avec moi, j'ai quelque chose a vous dire (фр)/Пойдёмте со мной, мне нужно что-то сказать.
  В  какой-то момент наша жизнь становиться нам неподвластна, и ею начинает управлять судьба. (6) Так и случилось с Александром и Ниной.
  Девушка послушно пошла, думая, наверное, что её посадят за фортепиано. Последующее Грибоедов описал в письме к Фаддею Булгарину:
"… Мы вошли в комнату, щёки у меня разгорелись,  дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке её, к бабушке, к её второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили..."
    В тот же день, 16 июля,  влюблённые в письме к отцу Нины попросили его благословения. Александр Чавчавадзе находился тогда в Эривани.
18 июля в письме из Тифлиса Грибоедов делится новостью с Амбургером, назначенным на должность генерального консула в Тавризе: "Дружески поздравьте меня. Я жених, но вернусь за женой не ранее зимы. Если она вполовину любит меня, как я её, то, конечно, она сделает меня счастливым".(7)
   Подготовка к свадьбе велась с ошеломительной скоростью, ведь страсть не может долго ждать. Уже через два месяца  22 августа влюбленные обвенчались в кафедральном соборе Сиони в Тифлисе.  Собор для венчания был выбран не случайно. Ведь именно здесь находилась священная реликвия святой Нины, в честь которой была названа Нино.

Святая равноапостольная  Нина

    Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе  была равноапостольная просветительница Грузии, происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский - из рода святых.
 Согласно житиям  Православной Церкви, святая равноапостольная Нина  родилась  около 280 года в Каппадокии. Её отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305 гг.) и пользовался его расположением.
Нина была единственной дочерью у своих благочестивых родителей.  По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а её мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.
     Когда девочке было  12 лет, она вместе с родителями   и Нина   пришла в Иерусалим. Завуалон и Сусанна  по  благословению Патриарха Иерусалимского посвятили свою жизнь служению Богу. (8)
   Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня.  Нину отдали на воспитание  благочестивой старице Нианфоре.
Девочка отличалась усердием в учебе и набожностью. Прошло время.  Как-то Нина задумалась о  судьбе Хитона Господня, и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери.
  Нина  часто  в молитвах обращалась  к Богородице:
-  Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в жёнах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших
Аминь.
 И вот однажды Царица Небесная явилась ей во сне.
-  Я  вручаю тебе  крест, - проговорила Богородица. -  И  благославляю  тебя идти в страну Иверскую для благовестия Евангелия.
  Проснувшись,  Нина   увидела в своих руках крест, сплетенный из виноградной лозы. Она очень обрадовалась,
- Значит, это не было сном?
Для того, чтобы крест был более прочным, девушка скрепила его своими волосами, а потом  отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении.
- Благословите, батюшка!
-  Племянница хоть и молода, но умна, терпелива и очень ответственна, - думал патриарх Иерусалимский и благословил Нину.
- Благословляю на подвиг апостольского служения.
    Путь и апостольство святой Нины было сложным и опасным, да и могло ли бы легким путешествие в  дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры? (9)
    Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).
 
 Великомученица 
 
 Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю (18 апреля по новому).
    Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (10) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.
   Нина с детства любила молитву, монастыри, читала духовные книги. Девочка с детства отвергала разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать её духовной жизни.  Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил  книжные полки, покупал духовные книги.  Для  Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.
    Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой.  Родители Нины  не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Болезнь помогла Нине на первых порах – её освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и всё имущество.
   Нина стала давать кров людям, в основном жёнам арестованных, которые были лишены  не только кормильцев, но и имущества. Все они шли к Нине, у неё никто не встречал отказа.
   Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.
Нина в это время стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы, богослужение  знала наизусть.
   Нина не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Её каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари. Зато в её доме  гости находили всё, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, уезжая, они  оставляли его другим.
   Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.
   Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина  стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков. Её действия были  столь тверды, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным.
    В 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, остававшихся на свободе священников и многих прихожан. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против неё выдвинуто не было, никто не стал лжесвидетельствовать той, кто оказывал помощь всем страждущим. Только один заместитель председателя Лальского сельсовета  дал показания.
-  Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.
Хотя,  виновной перед властью,  блаженная Нина себя не признала, её приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где она  скончалась в  мае 1938 года.

 Преподобномученица
 
   Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна) родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье. (11)
  Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она трудилась в монастыре. После разорения монатыря проживала в городе Чимкенте (Шымкенте, Южно-Казахстанской  области).
   Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по "делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)". Матушку обвинили в том, что она является членом "контрреволюционной организации церковников", "связисткой" между этой организацией и её ячейками.
    Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно.
   В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.
  Память преподобномученицы Нины празднуется   6/19 ноября.
«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой) и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой).
  Обращаясь к их примеру,  прошу, берегите свои души!  Пусть  душа наша не черствеет, пусть  у нас всегда хватает  времени на помощь другим, не ожидая ответных действий. 
"Поступайте так, как будто вы один в этом мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке"
(Л.Н.Толстой)
"Поступки в человеческой жизни похожи на еду, а мысли и чувства — на приправы. Плохо придётся тому, кто посолит черешню или польёт уксусом пирожное"
 (М. Павлович)

(1) Андрей Андреевич Жандр (1789 -1873) – русский  драматург, переводчик. Вместе с Грибоедовым перевёл с французского, в стихах, комедию Н. Т. Барта "Притворная неверность" (1817)
(2)  город-крепость Саркел,  в переводе " Белый дом", построен между 834 и 837 годами в районе торговых сухопутных дорог с водным путешествием по Дону. В 965 году разгромлен князем Святославом Игоревичем. Позже назывался Белая Вежа. Находится на дне Цимлянского водохранилища
(3) с сайта "Донские дороги Грибоедова" (4)  с сайта: http://worldroads.ru/tanais-gorod-legenda
(5)Карл Фёдорович Аделунг  (1803-1829) - сын русско-немецкого историка, философа,  дипломата, библиографа, член-корреспондента (1809) и почётного  члена (1838) Петербургской Академии наук, Карл Абелунг был вторым  секретарём русской миссии в Персии в 1828 году, погиб вместе с А. С. Грибоедовым и другими членами Русской миссии в Тегеране 11 февраля 1829 года.
(6) Источник: http://mudroslov.com
(7) с сайта: http://www.nkj.ru/archive/articles/3687/
(8) Крест святой Нины http://days.pravoslavie.ru/Life/life216.htm
 (9) с сайта: (10)  Лальск - посёлок городского типа в Лузском районе Кировской области. Входит в перечень исторических городов России. Расположен на реке Лале, притока реки Луза, в 27 км от районного центра - города Лузы.  Город Луза  в 302 км от Кирова (по железной дороге), в 73 км от Великого Устюга Вологодской области, в 993 км от Москвы.
(11) 10 января 1934 года Нижне-Волжский край был разделён на Саратовский и Сталинградский края.


Рецензии