Девочки и мальчики

               
      20 мая 1945 года мне исполнилось четыре года. После Дня Победы мы всё ещё жили  в доме  Бондаренко.  Мама и хозяйка уходили на работу, за мной присматривал хозяйкин сын. Это был мальчик лет десяти. То, что он оставался за няньку, я не понимала. Но и мальчик ответственности не чувствовал. С утра убегал из дому и возвращался перед приходом матери. Бегал с ребятишками весь день. В военные годы в семьях, в которых не было бабушек, мамы уходили на работу, а дети оставались  одни дома на весь день. В детском саду мест на всех не хватало. Мамы же работали в колхозе.

     Я вот не помню, чтобы  мама приходила в обед меня покормить.  До самого вечера я находилась в комнате одна. Но интересно то, что у меня не было ни одной игрушки, но я и не знала о том, что они бывают. Я бы играла, и они  бы скрашивали моё одиночество.  Целый день бродила по комнате,  выглядывая то в одно окно, то в другое. Маму ждала. Потом лежала на широкой скамейке. Она стояла у русской печи. Наверное, засыпала на ней. И это ведь так проходили все дни. Вот такое было моё детство военных лет.

      Но вот помню один день, который был особенный тем, что я сразу увидела несколько мальчиков. А девочек ещё не видела вообще. В комнате было прохладно, вероятно, это было начало лета. На мне было только летнее платье с карманами. Побродив у окон, села на скамейку, руки спрятала в карманы, чтобы они там согрелись. Во дворе стукнула калитка, и я услышала громкие оживлённые голоса. Мимо окна промелькнули головы мальчиков.  Они громко о чём-то говорили.  Дверь открылась, в комнату один за другим вошли четверо. Из них я знала только сына хозяйки. За давностью лет не помню его имени. Ещё двое, которые были младше его, приходили с Матрёной Золотухиной к нам в День Победы.

     Первым вошёл красивый паренёк лет тринадцати. Он был самый старший из них.  Тёмные  кудрявые волосы копной покрывали голову. Позднее я узнала о том, что это был Герка Елашкин.   У  семилетнего мальчика лицо было покрыто веснушками. Одет был в серый костюмчик.  На семейной фотографии Золотухиных я узнала его. Это был Володя. Четвёртым был его младший брат, Валера Золотухин. Выглядел он смешно, так как на нём поверх рубашки и трусов был одет старый пиджак его мамы, полы которого закрывали голые колени мальчика. А длинные рукава скрывали кисти его рук – на улице, вероятно, была прохладная погода.

      Перешагнув порог дома, Герка направился в мою сторону и грозно заявил:
        – А ну-ка покажи, что у тебя там!?
Я вытащила руки из карманов и разжала кулачки.
        – Ничего нет.
        – Иди сюда! Покажи, что у тебя есть! – командовал грозно Герка.
Я сползла со скамейки, подошла к ним, показала ладони и сказала:
       – Нет ничего. 
       – Да не в руках! Что у тебя здесь? – сердился он. Подошёл ко мне, поднял подол платья. Мама уходила на работу, трусы мне не надевала, но их и не было среди моей одежды.  Все стояли, молча, рассматривали  с любопытством.
       – У неё там ничего нет, – разочаровано произнёс Володька, подняв голову вверх, смотрел на Герку.
       – Ничего нет. Я протянула вперёд ладони, не понимая, о чём он говорит. Все мальчики быстро переместились на середину комнаты, чтобы быть ближе к окну.
       – Вовка, покажи ей, что у нас есть! – приказал  Герка.

Шестилетний мальчик  полез в штаны и вытащил всё, что у него было. Теперь уже я смотрела  с удивлением, осмысливая то, чем отличаются мальчики от девочек. После того как взаимный осмотр закончился, Герка оживился и начал говорить непонятные мне слова. Маленький мальчик отбежал к окну, как бы давал понять, что в вашей затее я не участвую. Прислонился спиной  к подоконнику, он смотрел на меня всё ещё удивлённо и улыбался.
 
     – Давайте её "отбиём"! – предложил Герка.
     – Нет! Не надо! Мама узнает, будет сильно меня ругать. Идём отсюда! – сказал сын хозяйки и направился решительно к двери. Все последовали за ним. Дверь закрылась. Маленький мальчик не двинулся с места. Он стоял у окна и внимательно рассматривал меня, улыбался. Мы смотрели друг на друга и молчали. Я подумала о том, что он остался в комнате, чтобы играть со мной. Но тут дверь открылась вновь. Показалась голова Герки.

     – Валера, ты чё стоишь там, как столб? Айда во двор! – скомандовал он. 
Мальчик побежал к нему, оглянулся, посмотрел  на меня с улыбкой и скрылся за дверью.  Я подумала со страхом о том, что они будут ещё играть во дворе. А, может быть, и вернутся назад. Больше встречаться с Геркой не хотелось. Но все вышли на улицу. Слышны были их громкие голоса, что-то обсуждали, прошли мимо окон, а потом скрылись за углом.  На момент этой встречи  мне было четыре года.

Много лет прошло, когда в посёлке Акутиха проходила районная летняя спартакиада в 1958 году. Спортсмены из разных сёл района приехали в наш посёлок. Команда спортсменов из Быстрого Истока тоже участвовали в ней.
В одном из спортсменов я узнала кудрявого паренька.  Это был Герка Елашкин.  Он активно участвовал во многих видах спорта, занимал первые места.  Когда он толкал ядро, мы с Валерой Золотухиным судили этот вид спорта. Вместе стояли в поле. Валера – с левой стороны, а я отмеряла метры с правой стороны. Меня, конечно, они не узнали.  Спортсмены из Быстрого Истока в тот раз были на высоте.

      В соревнованиях по волейболу они обыграли наших игроков. А мне поручили букет цветов вручить капитану победившей команды. Но поскольку капитаном был Герка Елашкин, то я понесла букет капитану нашей команды волейболистов. Все быстроистокские спортсмены кричали: «Мы выиграли. Неси сюда цветы!» И наш капитан, Сергей Коробов, отвернулся от моего подношения. Я положила букет на скамейку. Играли наши волейболисты хорошо, но команда из Быстрого Истока оказалась лучшей. Спортсмены заняли в этот раз первые места по всем видам спорта.

Спустя годы Валерий Золотухин писал об этом соревновании  в книге    «На Исток – речушку,  к детству моему». Но ещё я  нашла на странице 145 строки, посвящённые Герке Елашкину. «Ах! Герка, Герка! Забубённая голова был этот Герка: красив…вы…ы…й! Мужики засматривались! А звонкий, господи! Вот уж поистине, если был первый парень на какой деревне, так это Герка Елашкин был».

     И здесь же я узнала о том, что инвалид-сторож застрелил Герку в целинном городе,  пуля попала в живот. Оказывается, Герка шёл напрямик в незнакомом поселении через аптеку, громко пел и не слышал аптечного охранника.  Почему он шёл через аптеку-то? – я не понимаю. Видный был парень, играл на аккордеоне, пел хорошо, и красив был, и девушки любили его, хороший спортсмен был. Это надо же было такому случиться! Парень уехал из Быстрого Истока, и вот такая кончина настигла земляка далеко от родного села.


Рецензии
Очень интересно рассказали
УДИВИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
БУДЕМ ХРАНИТЬ СВЕТЛУЮ ПАМЯТЬ
спасибо

Олег Устинов   22.05.2016 18:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, за понимание и отзыв. Вам творческих успехов и, чтобы в жизни было всё хорошо.

Алифтина Павловна Попова   23.05.2016 04:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.