Благодетель

       Медленно угасал тёплый сентябрьский вечерок на исходе короткого бабьего лета.  Вадим Робертович,  или по-простому,  как называла его супруга, Вадя, решил прогуляться.   Супруга  ушла в парикмахерскую, и  наказала   встретить  её,  поэтому  он вышел  из дома   за час раньше  назначенного  срока.  По пути  Вадя  предполагал  отнести на площадку  с  контейнерами  для  бытовых  отходов пакет со  старой своей одеждой,  который он  поклялся   сегодня   наконец-то  убрать  из прихожей. И когда он собрался   уже повесить  пакет на  невысокий заборчик, огораживающий  площадку с трёх сторон, его неожиданно окликнул  некий персонаж,  похожий на  бродягу, который до этого  вяло  ковырял  в соседнем  контейнере короткой палкой.
-Мсье, позвольте спросить, что у вас в пакете?
Вопрос был  задан столь неожиданно и в такой  вежливой  форме, что  Вадя на секунду растерялся  и потом также  вежливо ответил:
-Моя  старая  одежда,  но вполне ещё пригодная для носки! Берите! -  и Вадя протянул пакет  бродяге.
-Позвольте, я  сначала  взгляну?
- Я думаю, вам будет  в самый раз! -  сказал Вадя, прикинув, что  роста  бродяга одного с ним.
Бродяга  взял пакет из рук Вади и вытащил  первое, что  попалось под руку. Это оказалась куртка. Бродяга  внимательно оглядел её  со всех сторон  в  багряных  лучах  заходящего солнца, и произнёс:
-Продайте мне, мсье, ваши вещи!
Вадя оторопел.
-Да берите так, ради бога!   Я для этого и принёс их сюда!
-Даром я не возьму. Назначьте  хоть символическую цену. Ну, скажем,  десять рублей!
Вадя на миг задумался.
-Десять рублей? А на что мне десять рублей? На них даже  хлеба не купишь!
-Но вы только что собирались оставить одежду просто так!
-Да, совершенно верно. И я не меняю своего решения. За так берите, не жалко.
-Нет, Мне надо именно купить, чтобы эти вещи стали моими  по праву.
-Зачем вам это?  Берите так и они  станут вашими!
-Я готов, в таком случае, заплатить вам тридцать  рублей. На эти деньги уже можно что-то купить!- не сдавался бродяга.
-Ну что ж, если ваш бюджет от этого не пострадает, то, пожалуй! – согласился Вадя.
Бродяга достал из кармана горсть мелочи, предварительно сняв с рук перчатки, и отсчитал тридцать рублей монетами достоинством в один рубль.
- А крупнее дензнаков у вас нет? – спросил, скукожившись, Вадя.
- Эти деньги – не подаяние, а честно заработанные, - ответил бродяга, - берите, и будет вам удача.
Вадя наконец-то внимательно глянул на бродягу:  лицо,  наполовину  скрытое  бородой, нечесаные волосы из-под мятой бейсболки, глаза смотрят молодо и озорно, одет  очень  скверно, но живописно, даже для бродяги. Вообще  весь облик этого человека  напомнил  Ваде персонаж из постановки пьесы Горького «На дне».  Однако, случись здесь  в этот  час  Станиславский,  тотчас бы у великого  маэстро вырвалось  знаменитое «Не верю!»   Но Вадя не был искушён  настолько в таинстве перевоплощения, и у него лишь промелькнула мыслишка: «Странный какой-то этот бродяга!» Тем не менее, мелочь брать ему не хотелось: вспомнились, почему-то, тридцать сребреников Иуды.
-Хорошо, я возьму эти деньги, но только двадцать девять рублей.
-Отчего же?  Мы сошлись с вами на тридцати, и, как бы, заключили сделку именно на эту сумму.  Нельзя  нарушать условия   договора!
-Но я же не меняю сумму  сделки в сторону увеличения, а уменьшаю её! Вам же это выгодно!
-Совершенно верно, мне выгодно, а вам –  нет. Вот это-то меня и настораживает! Неспроста  вы вдруг делаете мне скидку в три с лишним процента!
-Это ваш бонус за опт! – нашёлся Вадя.
-Ну, против этого мне возразить нечего, и я согласен!
Вадя ссыпал мелочь в карман, и собрался уже покинуть площадку торга, но неожиданно  рядом появился ещё один персонаж,  весьма  подходящий по виду  для  одной  компании с  покупателем  Вадиных  шмоток.
-Подходи смелее,  Японец,  ты вовремя  явился! Я провожу  благотворительную акцию,  раздаю бесплатно чистую добротную одежду  по сезону! – обратился  к  вновь  прибывшему  Вадин покупатель.   
-Не гони, благодетель, не твоя  одежда!- просипел  Японец  пропитым голосом.
-Могу поклясться!  Вот стоит человек, у которого я только что купил эту одежду! Следовательно, это мои вещи.
Японец  недоверчиво глянул на  коллегу и перевёл взгляд на Вадю.
-Подтверждаю,  что действительно этот  человек только что купил у меня этот пакет с одеждой! – заверил  Японца  Вадя.  Ему уже стало  ужасно интересно, чем закончится вся эта история.  При этом он разглядел, что глаза у Японца были совсем узкие, как щёлочки, из-за  больших мешков под ними.
-Ну, покажи, что там! -  сказал, подумав, Японец.  Примерив куртку, он был в полном восторге:
-Да, такую вещь  и в сэконд-хенде  не всегда  отыщешь!  А чего себе не  оставил? – спросил вдруг с подозрением  он.
-Так ты берёшь, или я  Самовару  отдам? – вопросом ответил  «благодетель».
-Самовару  ни к чему  такие вещи: он  нажрётся, как свинья,   и  в  лужу в ней  свалится.  Давай пакет!
Когда  Японец  скрылся с пакетом  в  вечерних сумерках,  «благодетель»  неожиданно  достал из – за пазухи  блестящую металлическую фляжку и, отвинтив крышку,   обратился к Ваде:
- Между прочим,  настоящий шотландский виски,  «Белая лошадь»,-  заявил вдруг он, -  не желаете  сделать глоток, мсье, чтобы  обмыть  негоцию, так сказать?
- Увы, сэр,  я не пью вообще, даже шотландский виски! – ответил почтительно  Вадя, начиная  прозревать, что  этот бродяга не такой уж и бродяга.  Любопытство уже распирало его изнутри.
- Что же  подвигло вас на столь  радикальный шаг?- спросил  «не такой уж и бродяга».
-  Осознание того, что прошло то время, когда  алкоголь  играл  положительную роль в моей жизни. Потому и завязал.
- Из сказанного вами  можно заключить,  что  вы склонны к самоанализу и прагматизму,  а   судя по выбрасываемым  вещам,  вы расточительны  и легковерны, – заявил, глядя на  Вадю,  собеседник.
- Вы, похоже, тоже  аналитик? –  заметил  Вадя.
- Не  уверен,  но поясню свою мысль,  вот только  пропущу глоток.
Незнакомец  проглотил  виски  и почмокал губами.
-Вы настроены, я вижу, на общение.  Не могли бы в таком случае  пояснить мне, так сказать, причину такого вашего несколько странного поведения,  если, конечно, это  – возможно? -  не удержался Вадя.
-Что ж, мсье, пожалуй. Но коль у нас завязалась  беседа, не лишне бы и  представиться. Называйте меня,  мсье,  скажем,  Ник!
- Сдаётся мне,  Ник, что  выдаёте вы себя не за того, кем являетесь на самом деле! - неожиданно  заявил  Вадя.
-Это спорное утверждение! Сейчас я – именно бродяга,  бомж. Человек в течение  жизни пребывает в нескольких ипостасях по нескольку раз на дню. Когда он едет, скажем, на работу утром  в общественном транспорте – он пассажир, когда  едет на своей тачке – он водила,   когда идёт от  дома  до  ближайшего  магазина – он пешеход,  когда  покупает  бутылочку, чтобы  скоротать вечерок за рюмочкой,   он  покупатель, и так далее. И при всём при этом он  остаётся   всё это  время  Ивановым  Иваном Ивановичем,  то есть одним и тем же человеком.  И я,  при перемене  своего статуса, так скажем,  даже  меняя и  своё имя, как сейчас, не становлюсь  другим  человеком. Не в смысле того, что  лучше или хуже чем был до этого,  а  именно другим.  Но открываю иной раз  в себе такое, о чём даже не догадывался!
-Да, - протянул задумчиво Вадя, - чужая душа – потёмки, а своя – вообще космос, в смысле – «терра инкогнита».
Ник поглядел внимательно на Вадю:
-Позвольте, мсье,  узнать ваше имя? 
Ваде не хотелось  называть своё настоящее  имя  незнакомому странному  человеку, и он  ля:пнул первое, что пришло на ум
-Называйте меня  Геша!
-Что ж, Геша так  Геша.  А вы знаете, Геша,  какой вопрос меня сейчас занимает больше всего?
-Ну, что-нибудь типа  бренности бытия и суетности человека в  нём.  Угадал?
-Не совсем.  Я всё  более убеждаюсь  в том,  насколько  порочен человек в своей  сущности.  Из этого  убеждения  вытекает  следующий  вопрос: для чего  Создатель  сотворил  Человека  таким?  Поясняю:  Адам с Евой, несмотря на запрет, из любопытства  вкусили  плодов с древа познания,  их сын Каин из зависти убил  своего брата  Авеля,  Ной,  потеряв чувство меры,  напился  до безобразия  бормотухи, а его родной сын, Хам,  насмеялся над  своим отцом!  Я, уж, промолчу про  Содом с Гоморрой!  Как это всё  напоминает  сегодняшние реалии!  И, если предположить, что  Создатель сотворил  Адама по своему образу и подобию, то, что же получается?   
- Вы забыли, что  Змей-искуситель  надоумил  прародителей ослушаться  Создателя! 
- Разумеется! Я хотел только  сказать, что  Создатель,  сотворив   Человека  по своему образу и подобию,  сделал его слабым против искушения.  Вот  в чём корень  зла!  Искушения  подстерегают  человека  на каждом шагу!  «Возьми дешёвый кредит!»,  перевешивает  «Живи по средствам!»,  «Купи со скидкой!»  заглушает разумное  «А мне это надо?»,  «Ещё рюмочка мне  не повредит!»  всегда звучит убедительнее, чем  «Тебе уже и так хватит!».  И это только самые невинные  искушения.   Меня  напрягает то, что  человек не меняется  в своей сути  на протяжении  всего  времени своего существования,  независимо от того, богач он или бедняк!  То есть, социальный  статус не делает  человека  лучше или хуже, чем  он  есть.
-Ну,  народный фольклор  не на стороне  богатого. Как правило, богатый – это жадный человек  без совести.
-Это  оттого, что  при прочих равных составляющих,  человек без совести  больше имеет шансов стать богатым.
- Весьма  интересное   утверждение!  Если бы ещё  понятие  «совесть»  трактовалось  всеми  однозначно! 
-Да, Геша,  двойные стандарты  добьют  человечество когда-нибудь!  Готов  выслушать ваше мнение  по поводу того, что такое  «совесть»!
-Лично для меня, это способность  давать  нравственную оценку  своим поступкам. Ну, что-то в этом роде.
-Вот!  Здесь сразу возникает  встречный вопрос: а что такое  нравственность в  твоём понимании?  И следом  возникает предположение,  что  это понятие мы с тобой  можем трактовать по-разному.  А раз так, то и какой-либо  наш поступок  может  рассматриваться  противоположной стороной, как бессовестный, тогда как  мы сами  будем пребывать в уверенности, что поступаем  по совести! – перешёл вдруг на «ты»  Ник. 
-И всё-таки, Ник,  в чём  смысл  того, чему я  стал свидетелем?
-Как в  чём?  После  этого я могу с чистой  совестью,  как говориться,  сказать кому угодно, что  занимаюсь благотворительностью! -  и Ник  коротко хохотнул.
-Вы это серьёзно?- с изумлением  переспросил  Вадя. 
-Понимаешь,  Геша, - начал  Ник  раздумчиво,  взяв себя за бороду,-  каждый волен трактовать  такие  понятия,  как «добро» и «зло» по-своему.  Отсюда и  непонимание  и  противостояние. Не существует  в природе   истинной истины,  потому что…
Ник не договорил,  у него за пазухой вдруг настойчиво  зазвонил телефон. Ник  умолк, и не торопясь достал  телефон, глянув на дисплей,  нажал  клавишу.
-Да, Никита,  что стряслось?  Так!  Созрели, говоришь?  Что? Уже  здесь?   Немедленно ко мне!  На старое место. Рядом уже?  Давай,  жду!   
Ник  стал быстро снимать  с себя  свой  наряд, и  остался,   в конце концов,  в спортивном  костюме и кроссовках. И стала сразу очевидна нелепость  присутствия  копны нечесаных  волос на  его голове и  окладистой бороды, закрывающей половину лица.  Вадя  в изумлении  глядел на это перевоплощение.  Рядом  плавно затормозил  крутой внедорожник.
-Аревуар, мсье!  Спасибо за  беседу! – и  Ник  протянул  Ваде руку.
-Однако,  сэр,  мне кажется, что  мы прервали беседу на самом интересном, -  залепетал Вадя,  в растерянности пожимая  протянутую  руку.  Ник,  схватив себя за волосы,  сдёрнул парик,  обнажив при  этом  гладко выбритую голову,  и  следом  отклеил  бороду. В наступивших сумерках на фоне  ещё алеющего неба  Вадя так и не разглядел его истинное  лицо.
-Согласен, мсье, но - бизнес  превыше всего!
Ник  чуть  усмехнулся, и  юркнул в распахнутую водителем дверь.   Внедорожник,  так же плавно  тронулся с места, и скрылся за поворотом, мигнув  на прощание  задними фонарями.   Вадя  задумчиво  некоторое время  глядел вслед, потом  всё-таки вспомнил, что его  ждёт супруга  в парикмахерской, и  схватился  за телефон.  Оказалось, что она вот-вот будет  готова, и  он   быстро  пошёл  в сторону  парикмахерской,  размышляя по пути  о том,  чего же не договорил  Ник. «Согласен,  что «истина»  понятие весьма  относительное.  Интересно  было бы дослушать, что он думает на этот счёт!  Хотя, кто его знает, может  это он так всё замутил, только покуражится. А я сразу, ведь, сообразил, что никакой он не бомж!  Деньги девать некуда, вот и мается  всякой ерундой,  чудила!»- так думал Вадя.  Однако, чуть  поразмыслив,  он пришёл к выводу, что зря он  назвал  Ника  «чудилой».  Он  вспомнил, что  Японец  с иронией  назвал  Ника   «благодетель».   «Всё-таки  очень  он какой-то,  одним словом,  тип,  этот  Ник!"-вывел напоследок резюме Вадя.               

               



 


Рецензии