C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Исторические расследования Авраам и пилистимляне

 Аркадий Гайсинский
               
                Авраам и пилистимляне

В главе 21(32-34) «Бытия»,рассказывается о встрече в Вирсавии(Беер-Шеве)праотца Авраама с герарским царём Авимелахом и его военачальником Пихолом:
«И заключили они союз в Беер-Шеве.И поднялся Авимелах и Пихол,предводитель войска его,и возвратились они на землю Пелестим.И посадил тамариск в Беер-Шеве,и возгласил он там Имя Господа,Б-га вселенной.И проживал Авраам на земле Пелестим многие дни».
Как видим,основатель еврейского народа не только заключил союз с  пилистимлянами,но и проживал «на земле Пелестим многие дни»,хотя согласно утвердившемуся мнению,основанному на исследовании  Священных писаний и исторических данных Авраам жил не позднее 20-18вв. до н.э и,следовательно,не позднее 18в.до н.э. пилистимляне уже обитали на юго-восточном берегу Средиземного моря.
Но ведь известно и другое:это племя,названное египетским клинописцем «пелешет» появилось в указанной местности не ранее 13в. до н.э. в состава военного союза, известного историкам под общим именем «народы моря»:
  «В правление фараона Мернептаха дельта Нила подверглась массированному нападению со стороны обитателей Ливийской пустыни.Надпись на стене храма Карнака,дополняемая  тремя другими иероглифическими текстами на гранитных колонах и стелах,рисует следующую картину.Царь ливийцев Мерери пришёл на территорию Египта со всей семьёй и привёл не только войско,но и стада.Это был не обычный набег за добычей,а вторжение с целью обосноваться на египетских землях.Вместе с ливийцами и их соседями по пустыне пришла часть «народов моря»:шердены,лукки,акаиваша,шекелша,пелешет,турша.При Рамсесе 3 нападение «народов моря» возобновилось.Но среди них не было акаиваша и турша.В авангарде находились шекелша и шердены,к которым присоединились ранее не упоминаемые текра и дануна»1
  Библейские авторы неоднократно указывали на то,что пилистимляне пришли на юго-восточный берег Средиземного моря  с острова Крит(Кафтор):Иеремия называет пилистимлян «остатком острова Кафтора»;о том,что Господь «вывел пилистимлян из Кафтора» говорит и Амос,а в Первой Книге царств страна Пилистимлян именуется «полуденной частью Керети»(Критским югом).Исторические сведения нашли и материальные подтверждения:

«Не менее важным-продолжаем цитировать  А.Немировского-для суждения о происхождении пилистимлян оказались археологические данные,полученные во время раскопок поселений близ Газы.Двухцветная керамика пилистимлян,датируемая 12-11вв. до н.э.,напоминает микенскую керамику позднеминойского периода,типологическую близость с микенскими культовыми и вотивными памятниками обнаруживают пилистимлянские терракотовые статуэтки стоящего и сидящего женского божества.Скальные гробницы,сооружённые на побережье Палестины в 13в. до н.э. близки к микенским гробницам.Об эгейском влиянии свидетельствуют также найденные в пилистимлянских поселениях фибулы такого же типа,что и кипрские.Корабли пелешет на рельефе Миденет-Абу отличаются конструктивными особенностями от египетских судов.Приведенные данные свидетельствуют о присутствии народов Эгеиды на южном побережьи Палестины в 12-11вв. до н.э.».

Имеются достаточные основания отнести выходцев из острова Крит(Кафтор) пилистимлян к тому же роду-племени,что и ахейцев,данайцев,фракийцев,то есть к представителям эгейского этноса.В пользу убеждения,что «кафторим»-это то же,что и «пелесет» послужило также библейское сообщение:

«И Авеев,живших в селениях до самой Газы Кафторимы,исшедшие из Кафтора,истребили и поселились на месте их»(Втор.2\23).

 Этническое родство и географическое соседство пилистимлян и критян подвержается и в главе 10(13-14)Бытия:

«Мицраим породил Лудим,и Анамим и Леавим,и Нафтухим,и Патрусим,и Каслухим,откуда произошли Пелештим и Кафторим».

 «Краткая Еврейская Энциклопедия» считает,что приведенные выше строфы о проживании Авраама среди пилистимлян-это анохронизм(позднейшая вставка),но в таком случае как быть с  непререкаемым утверждением о святости Книги Книг,к тексту которой не может быть добавлена не только «вставка»,но даже буква-вот некоторые из правил для  её переписчиков:
 Свиток Библии считается непригодным для чтения, если к тексту добавлена хоть одна буква;
   Свиток Библии считается непригодным для использования, если в тексте не хватает хоть одной буквы;
 Если хоть одна буква повреждена настолько, что ее невозможно прочесть, весь свиток недействителен, при этом не важно, что именно испортило «рисунок» буквы – дефект почерка переписчика или же механическое повреждение бумаги.
 Иными словами,к тексу Библии ничего не может быть добавлено, да и зачем  понадобились такое добавление?Ну не по требованию же пилистимлян,вознамерившихся продемонстрировать своё более древнее по отношению к евреям присутствие на «земле обетованной»,была сделана эта  «позднейшая вставка»? Кроме того      в «КЕЭ» совершенно однозначно разъясняется,что слово «пилистимляне»(пилистимляне-пелесет) происходит от семитского корня «палаш»-«проникать,вторгаться,врываться».Следовательно, пилистимляне-не самоназвание этого племени,ибо оно,как выяснилось,относилось к народам Эгеиды и должно было бы именоваться уж во всяком случае не семитским именем.Но с другой стороны,именно определение «пелешта»,сделанное египетским летописцем(клинописцем) на его родном языке,фигурирует на стенах Карнакского храма-значит «клинописец» назвал пилистимлян тем именем,под каким они были известны египтянам.Иными словами,нам прийдётся признать,что одно из атаковавших египет эгейских племён носило семитское имя- также семитские имена носили их боги:«все известные пилистимские боги носили семитские имена»(«КЕЭ».т.9.с.90).
 Таким образом получается,что:
     пилистимляне-это эгейский народ,с семитским(как и имена его богов)именем,но имевший своим предком Мицраима,сына Хама.
     пилистимляне пришли в Юго-Восточное Средиземноморье в 13в.до н.э.в составе атаковавшего Египет союза «народов моря»,но упоминаются Библией ещё за 6в. до этого события.
  Всё это столь же непонятно,сколь и удивительно.Не мудрствуя лукаво,скажем также и о том,что примирить выявленные противоречия невозможно-возможно лишь предложить версии,в каждой из которых будет разрешаться лишь часть протворечий,но,всё-таки,одна из версий будет  ближе к истине,чем остальные.А критерием такой  большей приближённости к истине и становится логическое соответствие сопоставляемых фактов.
Отождествление пилистимлян с «пелесет» не вызывает сомнений,а вот то устоявшееся мнение,что «пелесет»-это также и «кафторим»-требует уточнения.
Многие историки (в-частности, А.Немировский) уверены в том,что «пелесет» следует идентифицировать с пеласгами и что египетское «пелешет» есть не что иное как  транскрипированное «пеласги» -ведь это они дали приют вынужденным оставить родину Данаю и его дочерям-об этом рассказывает известный миф(приводим в сокращённом варианте):

«У сына Зевса и Ио,Эпафа,был сын Бел,а у него было два сына-Египт и Данай.Всей страной,которую орошает благодатный Нил,владел Египт,от него эта страна получила и своё имя.Данай же правил в Ливии.У Египта было пятьдесят сыновей,у Даная-пятьдесят дочерей.Пленили своей красотой данаиды сыновей Египта,и захотели они вступить в брак с прекрасными девушками,но отказали им Данай и данаиды.Собрали сыновья Египта большое войско и пошли войной на Даная.Данай был побеждён своими племянниками и пришлось ему лишиться царства и бежать.С помощью Афины-Паллады построил Данай первый пятидесятивёсельный корабль и пустился на нём со своими дочерьми в безбрежное вечно шумящее море.
Долго плыл по морским волнам корабль Даная и,наконец,приплыл к острову Родосу....Данай не остался на Родосе..он поплыл с дочерьми своими дальше-к берегам Греции,в Арголиду...Извещённый о прибытии корабля,Пеласг(царь Арголиды) явился к берегу моря со своим войском....Гибель принесло Пеласгу и жителям Арголиды решение оказать защиту Данаю и его дочерям. Побеждённый в кровопролитной битве египтянами,принужден был бежать Пеласг на самый север своих обширных владений.Даная избрали царём Аргоса,но,чтобы купить мир у сыновей Египта,он должен был всё же отдать им в жёны своих прекрасных дочерей.Пышно справили свадьбу...Кончился шумный свадебный пир...Ужасное злодеяние совершили под покровом ночи данаиды.Кинжалами,данными им отцом их Данаем,пронзили они своих мужей....Но данаиды всё же не избежали страшной кары за совершённое злодеяние.Они несут её после своей смерти в мрачном царстве Аида.Данаиды должны наполнять водой громадный сосуд,не имеющий дна.Вечно носят они воду,черпая её в подземной реке,и выливают в сосуд.Вот,кажется,уже полон сосуд,но вытекает из него вода,и снова он пуст.Снова принимаются за работу данаиды,снова носят воду и льют её в сосуд без дна.Так длится без конца их бесплодная работа».

 «Миф о Данаидах»  соответствует также традиционному представлению греков о том,что Данай пришёл на север Греции из Ливии.Так как обнаруживается всё большее число доказательств тому,что мифы отражают реальные события,то возможно,отбросив художественную канву и отождествляя имена героев мифа с названиями народов, выявить его фактологическую основу:
народ данайцев(мифический Данай),обитавший в Ливии,вступил в войну с Египтом(мифический Египт),но потерпел поражение и был вынужден покинуть родину и переселиться на эгейские острова,где в это время обитали «пеласги» (мифический Пеласг).
  А не был ли путь данайцев в Арголиду предопределён их уверенностью во встрече с народом не только дружественным,но и родственным и не были ли эти народы известны друг другу ещё до того,как встретились на Пелепоннесе,и не будет ли вполне уместным провести параллель между пеласгами и данайцами?
  В древнейшие времена на севере Африки обитали народы-потомки Хама:Мицраим(Египет),на запад от него-данайцы(ливийцы),а к востоку-«пелесет»(пеласги),страна которых называлась Пелестия(Пелезгия) со столицей в городе Пелазгия,распологавшимся в 30км.восточнее нынешнего Порт-Саида.По каким-то причинам пеласги(их часть) переселились в северо-восточную область Средиземного моря,заселив главным образом Крит и Арголиду,а местность называемая Пелестией сокращается до размеров нынешней Палестины,в которой продолжали жить не покинувшие свою родину пеласги.В дальнейшем под давлением Египта свою родину оставляют и данайцы и также,как и пеласги, находят новое место жительства на Пелопоннесе.В 12-13вв.до н.э.данайцы (дануну) и пеласги(пелесет) в союзе  с иными эгейскими племенами атакуют бывшего  в прошлом соседа- Египет,что отражено  в описании событий связанных с «народами моря».Евреи,вновь вернувшиеся в Ханаан после египетского плена и знавшие откуда пришли пелесет,называют их критянами(кафторим).Египтянам удалось отбросить захватчиков,но кафторимы «Авеев,живших в селениях до самой Газы…истребили и поселились на месте их».Иными словами,пелесет-кафторим вернулись на ту землю,которая в древности принадлежала их предкам и всегда называлась Пелестией. Предлогаемая точка зрения и подверждает библейские сообщения,и разрешает все вышеперечисленные противоречия:
      Земли к востоку от дельты Нила  были и оставались территорией обитания пеласгов(пилистимлян).Часть из них по какой-то причине переселилась на Крит-Кафтор (а затем и в Арголиду) и дали начало пеласгам критским(кафторим),которые,хотя и проживали в Эгеиде,для Автора Бытия являлись потомками Хама.Семитские имена некоторых пилистимлянских богов могли быть заимствованы пеласгами-пелешет у соседей-семитов.           «Пелешет»-«захватчики» есть перенос еврейского смысла слова на фонетически близкое «пелесет»,тем более,что евреи были свидетелями истребления критянами-пеласгами авеев.Своё название Палестина ведёт не от от еврейского «пелешет»,а от имени проживавшего здесь народа «пеласгов».
 И,наконец,то,ради чего мы обратились к истории пилистимлян:    упомянутые строфы 32-34 главы 21 «Бытия»,соответствуют действительности:Пелестия существовала уже во времена(или того ранее)праотца Авраама.И,значит,он мог проживать «на земле Пелестим многие дни».
Понятно,что нынешний арабский народ Палестины к библейским «пелешет» никакого этнического отношения не имеет.


Рецензии