Ландыш серебристый

Её имя можно было спеть, как отдельный куплет песни. Или - припев.

- Таисия Станиславовна, - представилась она, - будем вместе коротать больничные дни.

Она лежала на кровати и занимала на ней так мало места, что можно было её там и не заметить. Старенькая Дюймовочка.

- А лет-то мне уже как много! Не поверите, но я родилась при царе, и мне уже сто один год. В 1915 году я появилась на свет. Вот и насчитала сто годков. И еще один. С одной стороны так приятно быть долгожительницей, а с другой - я устала всех провожать. Ушли и родственники, и подруги. И не с кем вспомнить прежнее время. А в книгах теперь про него чего только не пишут! Больше обмана, чем правды! Читаю и удивляюсь. Не поверите, но я еще без очков читаю и прекрасно вижу. Я - педагог. Учитель русского языка и литературы. В школе всего пятнадцать лет проработала. Потом меня выбрали в обком профсоюзов области. Потом я стала возглавлять всю профсоюзную учительскую организацию нашей области. Должность у меня была хорошая. В Москву как к себе домой в командировки ездила. А Москва и в самом деле мой родной город. Вот, гляньте, в паспорте написано: место рождения - Москва. Родилась я в семье военных: мама и папа были военными врачами. По приказу приехали в этот тихий пограничный городок, да так в нем и остались на всю жизнь. И я с ними. Здесь я взрослела. Институт педагогический закончила. В школу работать пришла. Потом профсоюзы эти. И так я трудилась на этом поприще до самой пенсии. Меня в городе знают. Уважают до сих пор.

У моей соседки по палате была блестящая память. Она не нуждалась в зубных протезах! Она читала без очков! У неё были черные волосы, а седина только коснулась их легко и высветлила длинные пряди жестких и прямых волос.

Таисия Станиславовна была дамой. Она ходила по больничной палате почти не слышно. Мягкие тапочки с опушкой были стоптаны, но имели праздничный вид. На ней был старенький выцветший и застиранный байковый халатик странного зеленого, ядовитого какого-то цвета, наверняка он был куплен в детском мире, но к халатику был пришит белоснежный воротничок, обшитый кружевом, а к груди была приколота удивительная брошка. Она была из прошлого, а, быть может, из позапрошлого века. Маленький букетик ландыша серебристого был так искусно сделан ювелиром, что цветы трудно было отличить от настоящих. Стеклянные колокольчики тихо звенели при ходьбе.

- Память о муже. Всегда при мне. Я и к костюму их прикалывала всегда, и к платью. И в театр я с ним, и на конференцию. Ландыши всем напоминают весну. И всем они нравятся. А вместе с ними - и я! И сюда в больницу я их с собой взяла и к халату приколола. А пусть сестрички порадуются!

Таисия Станиславовна улыбалась лучезарно.

- Видели? Видели моего правнука? Ну, того, который меня на руках принес сюда. Он меня обожает. Так вот он - копия моего Лени. И ростом в него. Не в меня. А парню рост и нужен! Зачем ему гномиком быть? Это я всю жизнь боюсь в толпе затеряться. А мужчина должен быть виден издалека! Вот я - маленькая, а Леню своего издалека углядела. Был он тогда курсантом военного училища, а я студенткой. Жили мы в военном городке как раз напротив военного училища! Оказывается, из окон его училища наш двор был виден. И он меня во дворе нашем и разглядел. И наблюдал за мной. И поражала я его своей миниатюрностью. И вот меня девчонки на вечер отдыха в училище позвали. Не хотела я идти. Как ярмарка невест. Столько кавалеров, а мы тут сами идем. Правильнее, когда мужчина ищет женщину, а не наоборот.

Вот пришла я. Стою у стеночки. А у них оркестр свой духовой был. Да как заиграют вальс "Амурские волны". Я не удержалась и стала прямо на месте кружиться без всякого партнера. Платьице на мне было ситцевое, рукав - фонарик по тогдашней моде. Юбка - шестиклинка. Тогда все такие носили! А на ногах - вы не поверите - прорезиненные тапочки брезентовые на ремешке с пуговичкой. На плечах у меня был предмет моей гордости - мама дала платок шелковый с васильками по белоснежному полю. Фу ты ну ты! Прямо красотка! И чувствую я, как кто-то за руки взял меня и вальсирует так легко со мной. А я когда сама с собой танцевала, я от удовольствия глаза зажмурила. Открыла - а вот и кавалер. Сам нарисовался. Если бы мы встали в пару, как все вокруг, смотрелись бы смешно. Мне бы на цыпочках танцевать пришлось. А так - он вывел меня прямо на середину круга, и все смотрели на нас и аплодировали. А музыка несла нас и кружила, и я откидывала голову и смеялась от удовольствия.

- Разрешите представиться, Алексей! - сказал мой партнер, когда музыка стихла, и он проводил меня на место.

- Тося- пролепетала я.

- Разрешите узнать полное имя?

- Таисия!

- Другой разговор!

Весь вечер он от меня не отходил. Спросил адрес. Обещал написать мне и сказать, когда будет в увольнении.

Только не написал, а сам через несколько дней пришел к нам домой. С родителями познакомился. Сказал маме, что у него самые серьезные намерения.
Стали мы дружить. Ходим, гуляем в парке, танцуем на вечерах. А мне так хочется, чтобы он меня поцеловал. Элька - подруга моя - после каждого свидания интересуется, а мне и сказать нечего. Вот она и говорит, чтобы я спровоцировала его. Вроде как бы упала ненароком ему на грудь. Вот тогда ему не отвертеться.

Вот на очередном свидании я и думаю, а как мы поцелуемся. Он большой - я - маленькая. И придумала я встать на тротуар деревянный, был такой возле нашего дома. Встала я. Стою, молчу и на него смотрю. А уже темно на улице было. Я полшага к Лене сделала. А он не реагирует. Я - еще полшага. А он опять стоит, как истукан. Я тогда как шагну, да мимо тротуара, да чуть не загремела. Он подхватил меня, обнял и поцеловал.

Знаете, меня как током всю пронизало. Прямо до пяток! Я и не знала, что поцелуи такие сладкие бывают.

Старушка захихикала прямо по-девичьи как-то. И я улыбнулась в ответ. И подумала я, как же это здорово! Прожить на земле больше века - сто один год! И помнить свой первый поцелуй.

- Знаете, я до сих пор не знаю, хорошо ли целовался мой Леня, или плохо! Мне не с кем было сравнивать! Вышла я за него замуж и родила ему как в сказке трех сыновей. И все были умные. Младший только в меня. Маленький. Но такой боевой! Военным стал, как и отец, и до высокого чина дослужился.

Я своего Леню и на войну проводила и дождалась с войны хоть и раненым, но живым. Мы в браке с ним пятьдесят семь лет прожили. Теперь память храню, и его подарок всегда со мной.   

А теперь правнук меня досматривает. Хорошо быть долгожителем. Вижу уже свое продолжение. У меня и праправнучка есть. На меня похожа.

И дети, и внуки, и правнуки, и праправнуки у меня не зряшные какие люди. Я ими всеми довольна! А ты приоткрой окно. Что-то душно в палате стало.

Я прикрыла Таисию Станиславовну больничным пледом, чтобы её не продуло невзначай и открыла окно. На улице была весна. Черемуха в больничном дворе уже была покрыта маленькими зелеными точками. Из её почек только показались кончики молодых листьев. Они еще только присматривались к миру. Стоит ли покидать свое гнездышко? Стоит! Говорило им припекавшее весеннее солнышко! Стоит! Шептал им весенний ветерок! Стоит! Кланялось им нежное облачко в небесной сини.

С весенним теплым воздухом в палату проник осторожной струйкой какой-то неведомый запах. Мне показалось, что в воздухе запахло серебристым ландышем! А что? Самый весенний запах!


Рецензии
Очень хороший рассказ. Такая судьба замечательная у этой женщины. С уважением

Сергей Владимирович Жуков   19.08.2016 11:22     Заявить о нарушении
Признательна за внимание. И Вам всего наилучшего! Осенней нежности, осенней продуктивности и такого дорогого последнего осеннего тепла!

Валентина Телухова   22.08.2016 05:52   Заявить о нарушении
Зачитался. Скоропалительный отзыв писать не хочу. А подробный анализ будет слабее Вашего рассказа. И всегда надо ли надо разбирать чувства литературоведческим исследованием?

Александр Томичевский   12.09.2016 02:41   Заявить о нарушении
Успеется!Спасибо!

Валентина Телухова   14.09.2016 05:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.