Змиёвский край. Историческая повесть

Змиёвский край, река Змиёвка,
Гора Змииная стоит.
Гадюка красная – огнёвка,
Здесь злато-серебро хранит.

В горах Алтайских, у подножий,
Искал металл  мастеровой:
Детё Земли, примат, сын Божий  -
Был рудознатец не плохой.
Куски руды в мешок, положив,
Задавлен рухнувшей скалой.
Но копи древние остались,
А в них  останки, древний скарб.
Здесь на века обосновались
Мрак адский, ужас да кошмар.
Из уст в уста передавались:
Сказания, и мифы, и  былины,
А нам крупицы лишь  достались,
Из всей мифической рутины -
В сказаниях: что чудь жива и прячет
В Алтае золото  Земли,
Что над пришельцами чудачит:
Дразнит и прячется в щели.
Край гор Алтайских, в них долины,
Где колыбель Оби - реки,
В мечтах о вольном земном счастье,
В народе "Беловодьем" нарекли.

Демидов внук, Никиты сын -
Он был Антуфьевых потомком,
Достиг в делах больших вершин,
Путём издержек и сноровок.
"Посредством бегунов» России,
Природу знать хотел земли.
Ко всем, кто по свету бродили,
Был щедр на ласки и рубли.
Не за огромное спасибо,
Текли известия к нему,
Он их просеивал, как в сито -
Страна была вся на виду.

Хрусталь, лазури, зелень меди,
Свинцовый шпат и серебро:
Всё знал Семёнов -  «рудоведец»,
демидовский  мастеровой.
Семёнов – человек послушный,
Немало сделавший добра.
Как по горам ходил искусно,
Был  лёгок, словно  кабарга!
За ловкость тигра, дикой кошки
Друзья, товарищи, враги -
Его все звали  «Козьи Ножки»,
За  эту лёгкость кабарги.

Акинфий Никитин сын Демидов.
Совсем не помню, милый Дмитрий!
Уснул я как… или не спал.
Гляжу: готовимся мы к битве,
Нас государь к себе собрал.
Я помню то, что он сказал:
«России душно без железа,
Казне Великой нужна медь!
И злато нужно до зарезу,
Чтоб голос  Божий мог звенеть,
Чеканить деньги, лить колокола,
Купечествовать за моря.
Цинк, медь, железо, олова -
Всё для Руси! Не для меня!».

Потом мне снилось, будто в кузне
Ножи, фузеи я ковал.
Матвей Гагарин тут же грузно,
Передо мною ковылял.
Стал самодержец, царь наш,  Пётр,
В Затомский край меня справлять.

 Дмитрий Семёнов.
Где Меденное царство, горы,
нас  неизведанным манят?

 Акинфий Никитин сын Демидов.
Он говорил: бросай Невьянск,
Иди в Затомье медь искать!
Там Сашка грек - Ливандиан,
Как-то раз пробовал копать.
А  ты, Демидов, малый хват,
Тебе сопутствует успех,
Я за тебя безумно рад,
Ты - горнорудный мой стратег!
Тебя «зюнгориям» не взять,
Всё у тебя идёт ладом.
Потом меня стал целовать,
И отправлять в Нарым, за Томь!

Потом царь бил меня дубиной,
Невьянск грозился отобрать.
Меня подводят к гильотине,
И я от страха стал орать.
Когда проснулся, сердце билось,
Как будто сердце не моё,
Словно змея в него вцепилась,
Что до сих пор в груди нытьё.

Пройди к столу! - тебя прошу я,
Работы есть на целый пуд!
Нам надо обсудить маршрут:  (На столе лежит карта.)
Пойдёте вверх по Иртышу…
У Колыван горы, вот тут! (показывает пальцем)
Где-то раскольничий приют.
И, если сказки мне  не врут,
Там «злато грифы стерегут».
Что дело прибыльно и прочно
Я знаю, друг, наверняка.
Пойдёте к стороне восточной,
К земле «зюнгорского» князька.
Где Колыван стоит гора,
Словно почтенный богатырь.
Подвид зелёного шатра.
Я чаю - меди в ней пласты.
В подножье Золотарских гор
Вы копи чудские найдёте,
Огарки руд и разный сор.
Бог даст, не будем мы в просчёте!
России душно без железа,
Казне Великой нужна медь!
И злато нужно до зарезу,
Чтоб голос  Божий мог звенеть,
Чеканить деньги, лить колокола,
Купечествовать за моря.
Цинк, медь, железо, олова -
Всё для Руси, всё для царя!
Не мне тебя учить, друг, Дмитрий,
Ты знаешь, где искать,  где рыть;
Породы, камни  и граниты,
Как руды плавить, как делить!
Где серы сплав, где самородка…
Моя - "смышленая бородка",
С тобой должны  мы победить!

(Водит указкой по карте.)

Вот путь в Усть-Каменскую крепость,
… обозы тарский  хлеб везут.
Там царства хищников свирепых,
На сотни вёрст один редут.
Есть путь на Томск через Барабу,
Есть ближний - брегом Иртыша.
Ты, Дмитрий, не похож на бабу,
Твоя - не заячья душа.
Пристанищ нет на Иртыше,
Ни мыза нет и ни лачуги.
А неприятельские люди,
На приграничном рубеже,
Там промышляя в грабеже,
Нет-нет, глядишь,да вдруг "заблудють".

Я  чаю, холод на исходе,
А ветер  южный снег доест,
Здесь нет работы - на заводе,
Вы всё разведали окрест.
На Рождество обоз пушнину,
Провёз из Томска в Петербург,
А с ним письмо, вот молодчина!
Прислал Украинцев, мой друг.
По первопутку близ Синюхи -
Ходил мой друг на соболей,
Решив проверить  разом слухи
Про копи древние людей.
Там вся земля шурфами взрыта,
Следы костров,чудских плавлений,
И деревянные корыта…

Дмитрий Семёнов.
Проверить надо, нет сомнений!
Возможно, золото там мыто?

Акинфий Никитин сын Демидов.
И я таких же, Дмитрий, мнений!
Вас приведёт к горам Иртыш.
Равнина справа, гор абрис,
А слева согры, бор, пески -
Местами есть солончаки.
Мне описал раскольник путь,
Но, главное, не в этом суть.
На Ямышево, на Долонь.
Там дальше крепость Семь Палат -
Вверх Иртыша вдоль  бечевой
Солдаты в лодках хлеб влачат.
Форпост Озёрный как пройдёте,
Сосновый бор у Иртыша,
Слегка от солнца отвернёте,
К отрогам горного кряжа.
Я зело чаю, там найдёте
Руду со знаком красной меди,
Бог даст, со знаком серебра.
Шурфы для опыта пробьёте,
И образцы мне привезёте.
Нет худа, Дмитрий, без добра!

Должна  отбыть твоя артель
К святому празднику Христа,
Вдоль порубежных волостей
В те Колывановы места.
Возьми с собой людей работных,
С конюшни - конюха Ивана,
На всякий случай рудокопов…
Кузнечных дел… бери  Степана.
Пятнадцать дней до Семьпалатной…
И там, вёрст сто до первых гор.
Дней тридцать пять, туда - обратно.
Путь труден, знаю я, не скор.
Дам  в путь по паре скакунов,
Овса на лошадь пять пудов,
Фузеи, порох и мушкеты,
Мою походную карету.
Чтоб после Пасхи был готов!

Нет, я не прихотями маюсь,
Царь зря что-ль в Персию пошёл?
Я для Руси родной стараюсь,
Чтобы жила Русь хорошо!

А как найдёшь в достатке руд,
В Сенат ходатайство напишем.
Я ж говорил – что дел на пуд,
Завод стране не будет лишним.
Плавильни, домны в нём построим,
И люди будут жить вокруг,
Земли сибирские освоив.
Вот так я мыслю, милый друг!
 
Узнай, Димитрий, чем богаты
Хребты с Российской стороны?
Все: ямы, копани - на карты
Должны быть, друг, разнесены.
Где речки есть, ручьи,  озёра,
Песок и глина, и дрова,
Кусты,  деревья и трава -
То, что нам нужно будет скоро.
Ты знаешь сам, ты - голова!

Я мысли устремляю в путь,
Фортуна представляет случай!
Сегодня мы должны рискнуть!
Вас в край отправить тот дремучий,
Чтоб дело важное затеять,
В безлюдной сумрачной дали,
Тьму отдаления рассеять,
Познать сокровища земли.
Как только будут результаты,
Нам предстоит особый труд -
На производство горных руд
Бергдозволенье получить.
Тебе сейчас  я поручаю -
Сыскать удобные места:
С водою, лесом и рудою,
Да не на год… а лет до ста,
Чтоб вспоминали нас с тобою.
 Потом людей найти работных,
Особенно мастеровых!
Доставить в оные места,
Поставить  крепости, заплоты -
От хищников, людей лихих.
Всё нАчать с чистого листа.
Воздвигнуть горны и плавильни,
Казармы, зимнее жильё,
И зерновые магазины,
Чтоб было ладное житьё,
Чтоб застучали лесопильни,
И мельничные  жернова.
Чтоб люди жили – не тужили,
В стране двуглавого орла,
Чтоб свеи больше не грозили…
Из века в век, чтоб Русь жила!
Хочу, чтоб непременно сбылись
Мои все  мысли и слова.

Я не Матвейка, не Гагарин,
Курганов скифских не копал.
За то, что он могилы грабил,
Его, знать, Бог и покарал.
В лицо не плюнет мне джунгарин.
Своё всё сам я добывал.
Нет, я - не барин, но – хозяин,
Пусть не рожденный,но дворянин!
И мой отец мне много дал.

Как говорится - не объехать,
Свою судьбу не обойти.
Поля очистятся от снега,
На Марью льды должны сойти,
Очистив водные пути,
Чтоб было где коней пасти,
Чтоб был чуть-чуть подножный корм.
А по утрам давать овса.
Там степь без края, там просторы,
Там целомудрия краса!

Составь реестр людей работных,
Расчёт  на нужный провиант,
А с фуражиром - на животных…
И в «шкарб» впиши ещё таган,
Кресала, порох и картечи.
А я пойду сегодня в храм,
За наш успех поставлю свечи,
Чтоб голова была легка.
Безверие нас всех калечит!
А вот на грудь тебе, на плечи,
Подарок мой - козья яга.

 Дмитрий Семёнов.
Благодарю вас за заботу!
Уже я мыслю про работу:
Нам надо будет взять меха,
Те,что кузнечные ручные,
Чтоб сделать опытную плавку;
Колёса, оси, запасные…

Акинфий Никитин сын Демидов.
Для дела мне ничто не жалко!
Конторский наш канцелярист,
Иль даже может копиист.
Вам подорожную составит,
До, мной означенного, места.
Хоть я сегодня  очень занят,
Пойду сейчас же прикажу.
К моменту вашего отъезда
К бумаге руку приложу.

На другой день.

Димитрий, братец дорогой!
Со всех сил нужно торопиться,
Скажи  мне, будет ли покой,
Чтоб мог я тихо помолиться?
Степан по прозвищу Костыль
Людей «охочих» собирает,
Идти в Приобский край пустынь.
Их в Белоярской ожидают.
Этот убогий сирый хмырь -
Как будто что-то уже знает!
Не дай Бог, нас общеголяют!
Тогда, Димитрий, шею мыль…

2.
 Дмитрий Семёнов.
Мы поспешать не торопясь
Должны пока трава не встала,
Закрыв сокровища от нас
Своим зелёным одеялом.
Неплохо было, если б грязь
Ночами тихо вымерзала.
Нам бы проехать только раз,
Узнать дорогу б всю сначала.
Походный этот тарантас,
Ход тормозит совсем не мало.
А вот и гор иконостас!
Здесь место нашего причала,
Как велика ты без прикрас
Моя Российская держава!
Смотрите - злаковое поле!
Здесь выпрягаем лошадей,
Я удивляюсь этой флоре,
Безлюдству добрых площадей!
Словно слеза,  вода в речушке!
Здесь делать будем мы привал.
Расстелем на траве дерюжку.
Скажу вам честно: я  устал
От этой тряски в тарантасе…

Выходит из кареты и кланяется в сторону гор. 

Ну, Колыван Иваныч, здрасьте!
Пойду, отведаю водицы.
Глянь, берег - тучный чернозём!

Подходит к воде, черпает ладонью, пьёт.

Ой!  Хороша, что не напиться!
Здесь мы с недельку поживём.
И завтра, чтоб не заблудиться,
С утра по речке вверх пойдём.
Сейчас давайте ставить вежи,
Костёр бивачный разведём,
Я чаю, угол сей медвежий,
Улус зюнгорский  порубежный,
Чтоб раньше, не быть нам в аду,
В ночь  нужен  крепкий караул.

Размял ли ноги, мил Степан,
Неси-ка чайник и таган,
Я «козью ножку» начиню,
Табак Акинфий подогнал.

Степан.
Хочу спросить, не затрудню ль?
Что за гора, я там смотрю?

Дмитрий Семёнов.
Я, братец, так курить хочу.
А та гора, то – Колыван!

Степан.
Тот, что из сказки богатырь?
За ним гряда, как караван.
Он не один здесь, как бобыль.

 Дмитрий Семёнов.
Давай-ка, Стёп, неси казан!
Мы местность скоро всю изучим,
Ведь будет время впереди.
Сейчас сухих сыщи-ка сучьев,
Огонь нам нужно развести.

Утро. Дмитрий Семёнов.
Мне ночью плохо так спалось,
Про всё на свете передумал.
В горах кричал марал иль лось.
Умывшись в речке, дал я крюка.
Заря чуть только засияла,
От птиц  звенела вся округа,
А как природа ликовала,
При виде солнечного круга!
Ой, как прекрасен Божий свет!
Душа моя благоухала.
В изгибах речка вся, в локтях,
В ландкарту «Локтевка» вписал.
А возвращался я полями,
Змеюку, видно, испугал.
Смотрю, стоит над бурьянами,
Под шапкой волос дыбом встал.
Слежу за ней, она – за нами,
Шипит, я тихо отступил
Назад короткими шагами,
Здесь край змиёвский, я решил.
Вы скоро убедитесь сами.
С ружьём прошёлся я не зря,
Глядите, вот  мои трофеи,
К обеду сжарим глухаря,
И вот руда со знаком  меди,
А вот со знаком серебра.
Земля, скажу я вам, добра!
Я в жись не видывал на свете.

Кабановы: Андрей, Леонтий!
Вы руд прекраснейшие сыщики,
Пока туч нет на горизонте,
Места подножные обыщите!
Степан сготовит нам обед,
А ты, Иван, займись дровами,
Тебе придётся попыхтеть,
Плавить руду будем углями.

Перед обедом. Братья Кабановы возвратились из разведки.

Дмитрий Семёнов.
Плавильню я соорудил,
Меха ручные примастырил,
Руды немного надробил.
И вы пришли, знать, не пустыми?

Кабанов Андрей.
Нашли скалу, в ней ряд прожилин,
Ручей весенний оголил.
Руду всю там мы накайлили,
И кто-то, знать, до нас кайлил.
Там груды каменных отвалов,
 И даже есть плавлений сор.
Здесь столько руд, а в них металлы!!!
А вот камней моих набор -
Будет в Коллегии фурор.

Дмитрий Семёнов.
Руда прекрасная, гляжу я.
Сначала надо всю обжечь.
И потому, не озоруя,
Должны все дружно подналечь.
Дня три – четыре будем греть
Руду до белого колена.
Чтоб молочком могла потечь,
Тогда «штейн» будет совершенна.

Змиёвск - так называли город, ныне здравствующий Змеиногорск. Сегодняшний Алтайский край назывался Змиёвским.

Чудь - так русские переселенцы, прибывшие на земли Алтая, называли древних людей, живших в далёкие времена, оставившие, как загадки, древние копи, откуда они добывали самородки золота, серебра, меди и других металлов для использования в  своём быту. В одной яме в 18 веке исследователями были обнаружены останки древнего человека, рядом с ним, под завалом, лежали: орудия труда для добычи руды,сумка сшитая из кожи, в которой лежали образцы добытой руды.

Фузеи - так называли ружья в эпоху Петра-I.

Затомский край, Затомье, Нарым - так называли земли за рекой Томью.

Зюнгории - так называли джунгар переселенцы из России, джунгары нападали на русские поселения, разоряли их.

Золотарские горы - название Алтайских гор, которое встречается в древних источниках.

Усть-Каменская крепость, так сокращённо называли Усть-Каменогорскую крепость в 18 веке,город Усть-Каменогорск, который передали Казахстану в начале 20 века, после Гражданской войны, ныне областной центр Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Тарский - так называется район в западной Сибири, прилегающий к реке Таре, в  бывшей Тобольской губернии.

Бараба - так называлась Барабинская местность.

Мыза - древнее название поселения - хутора.

Ямышево - Ямышевская крепость на Иртыше, основанная в 18 веке в период правления Петра Великого.

Долонь - сокращённое название Долонской крепости на Иртыше, основанной в 18 веке.

Зело - слово употребляемое в России в 18 веке, означало сильно, дюже, больно, крепко, весьма, очень.(Словарь В. И. Даля.)

Чаять - надеяться. (Словарь В И. Даля.)

Семьпалатная крепость, так назывался Семипалатинск, основанный в 1718 году,названный в честь ламаиского храма из семи палат, отошедший к Казахской республике в начале 20 столетия,после Гражданской войны, ныне город Семей в Казахстане.

Бергколлегия - так называлось министерство горно-рудной промышленности России в 18 веке.

Шкарб - скарб, движимое имущество, пожитки.

Свеи -  так называли шведов в 18 веке.

Матвей Гагарин - Тобольский губернатор, казнённый по указу царя Петра Алексеевича, был повешен на Сенатской площади за то, что хотел отделить Сибирь от Российской империи. Тарские казаки отказались присягать его жене - Екатерине. При Гагарине начали в Сибири незаконно изготавливать свой порох, своё оружие(пушки) и пр. Люди Гагарина незаконно грабили древние захоронения (курганы).

Козья яга - шуба, сшитая мехом наружу из козьей шкуры.Данное выражение, мною найдено в архивах Алтайского края, в делах Смоленской земской избы.

Копиист, копеист - канцелярский служащий в 18 веке. (Словарь В.И. Даля.)

Белоярская крепость основа в 1717 году неподалеку от реки Оби, в настоящее время находится в границе города Новоалтайска, от этой крепости  в 18 веке началось заселение правого и левого берегов Оби российскими переселенцами по речкам Чесноковке, Барнаулке, Касмале и пр.

Колыван Иванович - былинный богатырь, как и Микула Селянинович, Василий Буслаев, Садко, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. На некоторых диалектах имя Петра звучало, как Петрован.


Рецензии