ДУАЛИЗМ направляет свой взор лишь на произведённое человеческим сознанием РАЗДЕЛЕНИЕ МИРА НА "Я" и МИР. Всё его усмотрения оказываются бессильной борьбой, направленной на примирение этих ДВУХ противоположностей, которые он дуализм называет то ДУХОМ и МАТЕРИИ, то СУБЪЕКТОМ и ОБЪЕКТОМ, то МЫСЛЬЮ И ЯВЛЕНИЕМ. Дуализм чувствует, что должен существовать мост между обоими МИРАМИ, но он дуализм не в состояние его найти. Переживая себя как "Я", человек может мыслить это "Я" не иначе, как на стороне духа, а противопоставляя этому "Я" МИР, он вынужден ПРИЧИСЛЯТЬ к последнему данный его внешним чувствам мир восприятий, МИР МАТЕРИАЛЬНЫЙ. Тем самым человек включает самого себя в ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДУХА И МАТЕРИИ. Он тем более вынужден так поступать , что к материальному миру принадлежит его собственное тело. Для него дуализма "Я" является частью духовного, а материальные вещи и процессы, воспринимаемые внешними чувствами, составляют "МИР". Все загадки, относящиеся ДУХУ и МАТЕРИИ, человеку дуалисту суждено вновь найти в ОСНОВНОЙ ЗАГАДКЕ своего собственного существа.
МОНИЗМ направляет свой взор только на ЕДИНСТВО и пытается отрицать или сгладить уже существующие противоположности. Ни одно из этих воззрений не может удовлетворить, поскольку они не могут справится с фактами.
ДУАЛИЗМ рассматривает дух ("Я")и материю("МИР") как две коренным образом различающиеся сущности, и поэтому он дуализм не в состоянии понять, как они могут взаимодействовать друг с другом. Как может дух знать то, что происходит в материи, если ему совершенно чужда свойственная ей природа? Или как может он в этих условиях воздействовать на нее, так, чтобы его намерения превратились в дела? Для разрешения этих вопросов выдвигались самые остроумные и самые нелепые гипотезы.
С МОНИЗМОМ дело обстоит пока немногим лучше. До сих пор он пытается выходить из затруднений трояким способом: монизм либо отрицает дух и становится материализмом; либо отрицает материю, чтобы искать спасения в спиритуализме, либо, наконец, утверждает, что и в простейшем существе материя и дух неразрывно связаны между собой и поэтому нет ничего удивительного , если обе эти формы бытия, которые ведь всюду нераздельны, выступают и в человеке.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.