Жизнь в письмах. 13 - Поиск продолжается

     (Материал из книги "Жизнь в письмах.)

Пос. Краснополье,
Сумская область.
Антонюк Андрей
Феофанович.

Уважаемый Владимир Викторович!
Сегодня получил Ваше письмо. Оно тронуло меня до глубины души, читал его в своём коллективе. Да, все невзгоды и тяжесть первых месяцев войны, переживал вместе с покойным Вашим отцом, Виктором Андреевичем. Служили мы в 500 ЛАП. Я в то время работал зав. делопроизводством штаба полка, а Виктор Андреевич Соколов был не пом. начштаба полка по связи, а пом. начштаба по разведке (начальник разведки полка). Пом. начштаба полка по связи был ст. л-т Рубан, а затем Захаров. Виктора Андреевича я хорошо знал. Несмотря на прошедшее долгое время, в моей старческой памяти Виктор сохранился так, как будь то бы, мы с ним расстались год-два назад. Виктор Андреевич выше среднего роста, стройный, внешне красивый, прекрасной души человек, волевой и отважный командир. Он погиб, как настоящий командир при выполнении служебной операции.

Всю зиму 1941-42г.г. мы и немцы занимали оборонительные рубежи на территории Шевченковского р-на Харьковской обл.. Январским вечером 1942 г. ст. л-т Соколов В.А. с группой бойцов направился к линии обороны немцев с целью захвата «языка» и при штурме дзота он был убит. Я хорошо помню и командира полка тов. Шлейфмана и политработника тов. Грачёва М.И., но в каком подразделении служил тов. Грачёв – не помню.

Владимир Викторович! Меня интересует, через кого Вы узнали, что я родом из г. Сквиры? Как Вы разыскали тов. Шлейфмана и тов. Грачёва? Прошу сообщить мне их адреса.

Вкратце о себе. С боями прошёл до Сталинграда и от Сталинграда до Праги, дважды был ранен. В последний период войны был зам. командира 657 артполка. По окон-чанию войны находился на курсах усовершенствования при Военной Академии. С 1946 г. по 1947 г. – зам. командира полка, а с 1948 г. по 1958 г. – райвоенком в Краснополье Сумской области. Демобилизовался в 1958 г. по состоянию здоровья и как выслуживший свыше 25 лет. После демобилизации работал 6 лет председателем Краснопольского поселкового совета, а сейчас с 1964 г. работаю директором райбыткомбината. Прошу, напишите мне, где и кем Вы работаете? Где Вы жили во время войны? Как живёте сейчас? Какая у Вас семья? И прочее.

На этом до свидания, дорогой. Желаю Вам крепкого здоровья, большого счастья в жизни и всех благ.

  Антонюк А.Ф.

      25. 5. 72 г.

                *   *   *

Село Троицкое,
Шевченковского р-на
Харьковской области.
Любарцева Вера
Федосеевна.

Володя, здравствуй!
30 мая 1972 г. я зашла в отделение связи и мне говорят: «Вам письмо». Думаю, кто же написал? Почтальон подаёт мне письмо, почерк незнакомый. Без очков прочитать не могу, а почтальон читает – Соколов. По спине мурашки поползли. Сразу как-то предстало взору и возникло в памяти время, о котором страшно вспомнить. Нам ведь много пришлось пережить.

Володя, милый ты мой мальчик! Не рассердись, я ведь с материнским чувством обращаюсь к тебе. Ты, конечно, уже не мальчик, но для матерей вы будете мальчиками до конца наших дней.

Опишу всё подробно тебе.
Осень 1941 г.. Наши войска отходят, а некоторые части расквартировываются по нашим хатам. А мы, мирное население, потеснились в наших украинских мазанках, да ещё довоенного времени, но солдатам, по возможности, создаём уют и отдых. В свободное время они, сидя у камина, вспоминают о своих родных. Те, которые словоохотливые, до своего немного прожитого времени добавляют разные прибаутки. И вот однажды Антонюк познакомил меня с твоим папой. С Антонюком я была знакома ранее. Они втроём: Антонюк, Чепига Саша и Соколов, очень часто бывали у нас в доме, т.к. у нас были на квартире разведчики. По долгу службы они часто говорили: «Идём на пост». Это значит, они пошли достать «языка» или, переодевшись в гражданскую одежду, они шли в тыл врага для сбора нужных разведданных для дальнейших действий.

Папа твой был выше среднего роста, в плечах, как говорят, «косая сажень», красивый, стройный, весёлый, жизнерадостный, очень общительный с мирным населением и требовательный к подчинённым, как командир.

Дорогой Владимир! Мы очень часто находили с ним общий язык. Правда все они меня считали почему-то эвакуированной, но я была местная. Мы много спорили с молодым задором, но, в конце концов, приходили к единой мысли. Они у нас находились с половины октября и до третьей декады декабря месяца. В конце декабря они уехали в село Комиссаровку. В это время была организована разведрота, командиром которой был назначен тов. Соколов Виктор Андреевич. Уехав на разведку на Бурлуцкий разъезд, он пал смертью героя. На похоронах я не была, но где-то в январе с Комиссаровки приехал Антонюк А.Ф. и говорит мне: «У вас похоронили Соколова?». Я говорю: «Какого Соколова?». Он говорит: «Наш, наш Виктор Соколов!» и всё подробно изложил мне.

Вот всё дословно, несмотря на большое время: «Организовали разведроту. Командиром назначили Соколова Виктора Андреевича и, получив бронемашины, они уехали. Во время разведки на Бурлуцком разъезде немцы засекли его стрельбу (ночь тёмная и вылет пули освещался) и, ударив из пулемёта, перерезали грудь Соколова пулемётной очередью».

Время прошло. Мы пережили чёрные дни оккупации и когда к нам вернулись наши, был создан приказ, что кто знает – где захоронены наши воины, сообщить правлениям колхозов и перезахоронить останки в братской могиле. И я сама перенесла останки Соколова В.А. в братскую могилу. Поначалу он был захоронен в усадьбе Ратий Александры Иосифовны. Семьи этой в то время не было. Они эвакуированы были в Камышин. Вот когда мы отрыли могилу, он был похоронен с кем-то вдвоём. Второго товарища я не знаю, а папу твоего узнала по шевелюре и пробитой груди, где видны были ямочки, куда вонзались пули, рядышком одна возле другой. Вот такого Соколова я знаю. Он служил в 500 артполку вместе со Шлейфманом – командиром полка, Генкин – комиссар полка, Козяренко - начштаба полка, ныне Герой Советского Союза, Антонюк А.Ф. – зав. делопроизводством штаба полка.

Володя, очень много ушло из памяти, стёрлось годами прожитыми. Но многие жители с. Троицкого помнят Соколова В.А., только, правда немного старше и мужествен-нее, чем на фото. Его возмужали и немного состарили, видимо, фронтовые дороги.

Теперь немного о себе. Мне 51 год. Я живу и работаю в колхозе «Украина» весовщицей. Работа спокойная, хотя и ответственная. Имею двух сыновей. Оба женатые, есть внуки.

Володя, описывай о себе. Как живёшь? Кем работаешь? Есть ли кто из родных? Где мама? Будет возможность – приезжайте навестить могилу отца. Посмотрите, как наши люди умеют хранить и чтить память погибших за наше счастливое будущее, а сейчас настоящее, в котором мы живём. Посылаю тебе фото памятника, который поставлен в нашем селе на братской могиле.

До свидания. С уважением Вера Федосеевна Любарцева.

    31. 5. 72 г.

Володя, самого памятника не видно. Видно постамент, на котором стоит воин с венком, сняв каску.

Дорогой Володя! Искренне просим тебя и я, и все односельчане  ;  приезжайте, будете самым желанным гостем в каждом доме, где его помнят. Не представляю, почему тов. Грачёв сомневается, что мы его помним? Очень многие помнят папу. Многие были на похоронах. Провожали с армейским салютом.

Он, будучи в нашем селе, проявил бдительность. Задержал немецкого агента разведки, женщину. Она была обмотана проводами вся, а концы их выведены в волосах косы. У неё был радиопередатчик.

Ещё и ещё многое подсказывает и возникает в памяти.

А пока до встречи на украинской земле.  / Любарцева /

                *   *   *

Село Троицкое,
Шевченковского р-на
Харьковской области.
Шкрябиль Мария
Петровна.

Добрый день, дорогой Володя!
Письмо твоё я получила, которое очень встревожило. Володя! Ты хочешь узнать за своего папу? Да, Володя, я знала хорошо твоего папу. В 1941 г. они у нас стояли долгое время. Я стирала им бельё, каждую субботу у нас купались. Он был всегда весёлый. Всех звал «кумами», взрослых и детей. Когда было свободное время, лежал на кровати и брал патефон на грудь, играя свою любимую песню «На далёком берегу Амура». Он говорил, что много уже войны прошел,  ;  остался жив, а сейчас думаю, что моя могила в Троицком. Так его и похоронили у нас. Погиб он на Бурлуцком разъезде, а к нам привезли его хоронить. Наверное, по его мечте. Мы, Володя, не знали, когда его хоронили. А после был у нас комиссар и спрашивал у нас, как мы хоронили Соколова. Нам, Володя, великий удар был. Мы привыкли до них. Мой отец очень горевал, что не знали, когда его хоронили. Если бы нам сказали, мы бы сделали гроб и похоронили сами. Володя, твой папа был моложе меня, и я его уважала, как брата. Я ему стирала и гладила, как брату. Володя, сынок, не знаю, почему Грачёв сомневается в том, что мы знаем, где похоронен твой папа.

Володя, пришли Грачёва адрес. Володя, сынок, приезжай к нам, мы будем очень рады. Всё поговорим. Я думаю, что ты похож на своего папу. Володя, сынок, не обижайся, что плохо пишу. Я малограмотная и писать такие письма очень трудно. Володя, напиши про свою маму и передай ей привет. Володя, у меня тоже муж погиб. Был тоже лейтенант. Володя, ты спрашиваешь, что знала ли я (написанных тобой) товарищей? Да, Володя, знала и очень хорошо всех знала. Если ты знаешь их судьбу, то напиши.

Володя, сынок, до свидания. Обнимаю и целую, как мама сына. Не обижайся, что мало написала. Федосеевна всё тебе написала. Приезжай. Ждём.

    6. 6. 72 г.

                *   *   *

Хутор Худояр,
Шевченковского р-на
Харьковской области.
Штых Татьяна
Федосеевна.

Здравствуй, Володя!
Письмо я твоё получила, за которое большое спасибо. Володя! Ты пишешь, что отец жил в Н.-Степановке. Да, это правда. Они часто были там. Поскольку здесь проходила линия фронта, а наши войска здесь держали оборону. Часто наше село переходило от одних к другим. Здесь, в нашем селе, они стояли с сентября месяца (точно не помню). Село наше сожгли 8 декабря. Вот в тот день я последний раз видела твоего отца. В тот день нас угнали немцы, а войска наши отступили. Потом наши войска ещё здесь вели бои.

Володя! У тебя был очень хороший отец. Он очень любил детей, и всё время вспоминал о тебе. Мечтал о таком, какой ты есть. Вместе с бойцами твой отец помогал мне: возили молоть пшеницу, кололи дрова. В том, что это твой отец, я ни сколько не сомневаюсь. Ведь я вижу это с фотографии.

С тем до свидания, Володя! Высылаю тебе фотографию с сыном и невесткой. Пиши.

                6. 6. 72 г.

                *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И.

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
… Я только вчера вечером приехал домой, и мне передали ваше письмо. Спасибо. Отвечаю. Двое суток был в Шевченковском р-не. Ездил по местам боёв. Со мной ездил корреспондент из редакции газеты «Вперёд». Первое, что я хочу сообщить: договорился с начальником Бурлуцкого разъезда (Тамарой Ивановной), которая обещала соорудить символическую могилку у здания вокзала тов. Соколову. Она будет на месте клумбы, между кустом цветущих роз и кустом сирени.

Посетил школу совхоза № 5. Осмотрел комнату боевой славы. Вашему отцу и мне – создан большой стенд, на котором размещён материал о жизни и делах, отрывки из писем и газет. Послан материал в Чугуевский военкомат на предмет посмертного награждения тов. Соколова.

Сейчас в совхозе № 5 приступили к сооружению свиноводческого комплекса, строят подъездные пути.

Встречался с Татьяной Федосеевной Штых в Худояре. Она хорошо помнит твоего отца. Он приезжал на коне на разведку. Посетил село Троицкое, это за Шевченково. Там долгое время стоял штаб 500 ЛАП. Там многие помнят твоего отца, особенно Мария Петровна Шкрябиль и Вера Федосеевна Любарцева.

Народ там утверждает, будь-то бы тов. Соколов похоронен в их селе в братской могиле, где сейчас воздвигнут монумент. Ваш адрес я дал директору школы и адрес Шлейфмана.

Был в Н.-Степановке. Повидал, Курило Е.Д.. Выступал с воспоминаниями в Троицке и в Н.-Степановке в клубах. Много было старых женщин на встрече. В Чугуеве я посетил музей им. Репина, но директора музея не видел, а значит, и копий газет не читал. Возможно, что там и есть что-либо о Соколове. Побывал в редакции газеты «Красная звезда» в Чугуеве, беседовал с редактором и сотрудниками.

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сообщить вам в этом письме.

С уважением ваш   / М. Грачёв /

                *   *   *

Пос. Шевченково,
газета «Вперёд»
Шевченковсого РК КПУ.

                Никто не забыт, ничто не забыто.

  ПО   МЕСТАМ   БОЁВ   НА   ШЕВЧЕНКОВЩИНЕ

Недавно в нашем районе гостил Михаил Иванович Грачёв, бывший воин, который с сентября 1941 г. по март 1942 г. воевал на шевченковщине, в составе 199 стр. дивизии. Он побывал на местах боёв, встречался с шевченовцами, которые проживали в то время на территории района и помнят те грозные дни, выступал перед трудящимися района.

В первый день Михаил Иванович побывал в Троицком. В этом селе он встретился с Верой Федосеевной Любарцевой и Марией Петровной Шкрябиль, которые хорошо помнят его командиров и боевых товарищей. Тёплым словом они вспоминали командира 500 арт. полка полковника Е.Г. Шлейфмана, который очень чутко относился к людям, умел ценить их деловые качества; зам. начальника штаба полка по разведке В.А. Соколова и других командиров и бойцов.

После пополнения поредевших рядов 199 дивизия, после разработанной Булацеловской операции, в сентябре 1941 г. перешла в наступление. В это время Михаил Иванович воевал в 7 стрелковой роте 584 стр. полка, которому было поставлено задание: овладеть Н.-Степановкой. Дивизия под командованием полковника В.В. Давыдова 27 сентября освободили село Шевченково и продвинулись на запад на 15-20 км.

Успешно справилась со своим заданием и 7 стрелковая рота. Но части 297 немецкой пехотной дивизии не хотели мириться с поражением. Часто контратаковали позиции советских бойцов.

… Взвод под командованием л-та Образцова был встречен ураганным артиллерийским и миномётным огнём. Я приказал укрыться получше, что бы фашисты не знали сколько нас.

 ;  Вперёд, ;   скомандовал лейтенант …
Задание было выполнено. Расположение огневых точек врага было выявлено.
Когда взвод возвращался назад, из-за кустов выскочила группа немцев в белых маскхалатах.
;  Кто идёт? ;  крикнули немцы на русском языке.
Командир знал, что в этих местах нет наших бойцов. Разведчики смело кинулись навстречу врагу. Было взято два пленных. Один из них с наградою – железным крестом первой степени.

После освобождения Н.Степановки рано утром на кладбище состоялись похороны советских бойцов и командиров, которые пытались перейти линию фронта. Оставалось несколько километров до своих, когда фашисты схватили их и расстреляли. На траурном митинге выступил старший политрук Грачёв.

При встрече с жителями Н.Степановки выявилось, что многие женщины помнят про этот эпизод. Среди них колхозница Евдокия Дмитриевна Курило и другие.

И вот первая встреча в селе Н.Александровке. Колхозница Ульяна Гавриловна Кисель со слезами показывает то место, где были расстреляны наши раненые бойцы, которые попали в плен.

Это было так. 7 роте было приказано освободить х. Грузиновку, а потом Но-воалександровку. В селе Н.Александровка была захвачена только окраина. В одной из хат положили наших раненых бойцов. Смотреть за ними взялась Настя Онищенко, которая сейчас уже умерла, и Зоя Кисель.

Сердечной была встреча в х. Худояр с Татьяной Федосеевной Штых. Михаил Иванович Грачёв ранее выступал в районной газете с воспоминаниями, в которых рассказывал, как две женщины в 1941 г. спасли ему жизнь. Фамилии этих патриоток он не помнил. И вот в редакцию написал письмо Василий Штых, который рассказал, что про этот случай часто вспоминала его мать и жители села Худояра.

При встрече выяснилось, что действительно Татьяна Федосеевна Штых со своей сестрой Александрою (которой сейчас нет в живых) со слезами разбудили М.И. Грачёва, который после бессонных ночей крепко заснул. Когда он выбежал из хаты, то в селе уже были немцы.
М.И. Грачёв и Т.Ф. Штых вспомнили, как было сожжено село Худояр немцами, про командира отдельной разведроты 199 дивизии Соколова, который принимал участие во взятии Бурлуцкого разъезда.

Вот как про это писала 19 января 1942 г. армейская газета «Сталинское Знамя»: «Подразделению было приказано совершить ночной налёт на логово фашистского зверя, который засел в пункте Б.. Ст. л-т Соколов и ст. политрук Грачёв тщательно разработали эту операцию. План был такой – одна группа заходит в тыл противника, закидывает гранатами хаты, в которых засели фашисты, выкуривает их на мороз и уничтожает. Другая – атакует в лоб.

По условному сигналу бойцы пошли в атаку. Завязался рукопашный бой. В ходе этого ночного налёта подразделение уничтожило 12 и ранило 35 фашистских солдат и офицеров. Уничтожили один станковый пулемёт».

Всюду в селах Троицкое, Н.Степановка, Худояр, Грузиновка, Н.Александровка с трудящимися велись непринуждённые беседы, в которых вспоминались те грозные бое-вые дни, про единство нашей армии и народа.

В. Казачук

    12. 6. 72 г.

                *   *   *

Пос. Краснополье.
Антонюк А.Ф..
 
Уважаемый Владимир Викторович!
Письмо твоё получил. Сочувствую, что моего ответа ты ждал с нетерпением. Но моё состояние здоровья было таково, что не до письма было. Прошу извинения.

В первом письме я писал, что твоего отца я хорошо знал. Вместе мы жили, будучи штабниками, но в силу тех обстоятельств, которые сложились в то время на фронте и за давностью прошедшего времени, я не могу точно подтвердить, когда отец пришёл к нам в полк. Фронтовая обстановка была такова, что многие офицеры выходили из строя, а на смену им приходили новые. Когда? Какой офицер прибыл в полк? – вспомнить невозможно. Более подробно о гибели Виктора Андреевича, так же не могу сказать. Знал точно, что он в нашем полку был начальником разведки. Помню и я, что его назначили командиром разведроты дивизии и буквально через день – два к нам в полк пришло известие о том, что при выполнении ночной разведоперации в районе какого-то хутора, вблизи Бурлуцкого разъезда Соколов был убит. Где и как его захоронили? Мне неизвестно. Ведь это случилось не в нашем полку. Более правдиво пишет об отце тов. Шлейфман Ефим Григорьевич.

Кстати, о Шлейфмане Е.Г.. Это был исключительно талантливый, развитый, боевой и храбрый командир полка. Им все восхищались. Он пользовался большим авторитетом бойцов и командиров. В полку сложился дружный боевой состав командиров. Поэтому наш 500 арт. полк славился во всей 38 армии. Под Сталинградом Ефима Григорьевича назначили командующим артиллерии дивизии РГК.

Вот, вкратце, что я мог написать.

Володя! В сентябре месяце я буду на лечении в санатории в г. Пятигорске, а  оттуда не так-то далеко и до Моздока. При первой возможности постараюсь заехать к тебе.

Желаю тебе всего наилучшего. С уважением  Андрей Феофанович.

    17. 7. 72 г.

                *   *   *

г. Пятигорск
санаторий «Машук».
Антонюк А.Ф..

Здравствуй, Володя!
Мои тебе наилучшие пожелания в жизни и крепкого здоровья. Пишу из Пятигорска, Восемь дней, как я здесь в санатории…

Если сможешь ты приехать в Пятигорск, то, пожалуйста, приедь на воскресение 24 сентября или в субботу 23 сентября. А если ты не сможешь приехать, тогда напиши и я приеду к тебе…

С уважением  А. Антонюк.

    16. 9. 72 г.

      *   *   *

Встреча с Антонюком Андреем Феофановичем.

Утром, 23 сентября 1972 г., я выехал в Пятигорск (от г. Моздока – 150 км) на встречу с Андреем Феофановичем. Разыскал санаторий «Машук». В комнате, где он жил, его не было. Дождался его в холле корпуса. Поздоровались, обнялись и пошли в его комнату. Долго с ним разговаривали. Конечно, прошло много времени с тех пор. Поэтому, в основном, он рассказывал больше в общих чертах. Но по рассказам видно, что он хорошо знал моего отца. А вот о его захоронении он ничего не мог сказать. Очень много рассказывал о Шлейфмане Ефиме Григорьевиче. Поговорили о жизни. Он посмотрел мой фотоальбом, посвящённый отцу, а так же тетрадь с выдержками из писем, которые мне приходили в ходе поиска. Всем этим материалом он остался, очень доволен.

Мы с ним договорились о встрече в Троицком в День Победы в следующем году. Вечером я выехал домой.

Об этой встрече остались тёплые воспоминания. После неё Андрей Феофанович стал для меня как-то ближе и проще. Повстречаться бы ещё с Ефимом Григорьевичем! А сейчас я надеюсь на поездку в Троицкое и встречу с людьми, которые знали отца. Они сохранили его в своей памяти, хотя был он там совсем мало времени.

Так я встретился ещё с одним человеком, который воевал вместе с моим отцом и знал его.

Мысли о поиске стали постоянно присутствовать в моей голове. Поиск однополчан отца, а так же людей, которые его знали, стал частью моей жизни.

    *   *   *

Газета «Вперёд»
Шевченковского РК КПУ.

ПРО   ДРУЗЕЙ – ТОВАРИЩЕЙ

В первой декаде февраля нынешнего года исполняется 30 лет со дня освобождения села Шевченково и района от гитлеровского фашизма.

Героические советские войска, окружившие 330-тысячную армию фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, захвативши боевую инициативу, стремительно продвигались на запад, освобождая родную землю от врага. Это переломное наступление было возможным благодаря огромным усилиям советского народа, как в тылу, так и на фронте, под руководством родной партии Ленина и Советского Правительства, а так же героической обороне в 1941 – 42 г.г. наших войск, которые разбили в ходе боёв многие немецкие дивизии.

Нам известно, что разгром врага под Москвой был главным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Там под Москвой загорелась заря нашей победы, а Сталинград стал заключительным поворотным пунктом в ходе войны.

Село Шевченково повторно и навсегда было освобождено от фашистских оккупантов. И на страницах газеты «Вперёд» я хочу поделиться с Вами, дорогие читатели, с событиями осени 1941 г. и зимы 1942 г., где тогда, как и на всей Харьковщине, проходили упорные кровопролитные бои. Враг любой ценой пытался захватить Купянск и железнодорожный узел, который снабжал войска Юго-Западного фронта боеприпасами и продовольствием.

24 сентября 1941 г. немцы захватили Шевченково, но дальше пройти не смогли. А через три дня, в результате проведённой Булацеловской операции, село было освобождено. В этой операции, вместе с другими частями 38 армии, активное участие принимали воины 199 стр. дивизии под командованием полковника Давыдова, память о котором в вашем районе не будет забыта. Он погиб 8 марта 1942 г. на боевом посту.

Во время освобождения Шевченковского района мне, как участнику, довелось увидеть много тяжёлых, но успешных боёв с врагом. Наша 7 стрелковая рота 584 полка под командованием тов. Бегунова захватила в тылу врага с. Н-Степановку, освободила Семёновку, Бурлуцкий разъезд, Худояр и другие населённые пункты.

В памяти жителей вашего района, до сего времени свято хранятся имена воинов 199 стр. дивизии, которые мужественно сражались с врагом и пали смертью храбрых. Это ст. л-т Виктор Андреевич Соколов. Он героически погиб недалеко от Худояра. Его особенно хорошо знали жители Троицкого В.Ф. Любарцева, М.П. Шкрябиль. Виктор Андреевич похоронен в братской могиле, которая находится в этом селе.

 Хорошо известны Шевченковцам фамилии офицеров Сидоренко, Рубана, командира 500 арт. полка Шлейфмана, начальника разведотдела Полевого, который тоже погиб при освобождении сёл района. Про это хорошо знает бывшая разведчица, ныне киоскёрша «Союзпечати», Ганна Марковна Чубкова, которую мы тогда звали просто Аней.

Имена героев, которые отдали в боях за Шевченковщину самое дорогое – жизнь, ещё не все нам известны. И Красным следопытам школ района нужно развернуть такую работу, чтоб разыскать их.

Подвиги друзей-товарищей за освобождение сёл Шевченковского района, за свою родную Отчизну навсегда сохранятся в наших сердцах на страницах исторической победы над гитлеровским фашизмом.

М. Грачёв, участник боёв за Шевченково,
подполковник в отставке.

    8. 2. 73 г.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

    (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии