Новая встреча

                Новая встреча.

                Как-то в начале третьей декады мая, спустя шесть лет после этого случая, проезжая по лугам в пойме реки Пышма я издалека заприметил пасущуюся на лугу косулю, и поскольку косули в то время на территории района были большой редкостью, решил последить за ней. Загнал машину в кусты, достал бинокль и кромкой луга, кустами, подкрался поближе.  Рыжая косуля, не подозревая о присутствии человека, продолжала пастись. Её привлекла сюда густая, нежная зелень молодой травы, поднявшейся уже на 10-15 сантиметров. Косуля постоянно поднимала голову и озиралась по сторонам. Но вот она, кажется, насытилась и направилась к небольшому озерку. Даже не  к озерку, а луже, оставшейся на лугу после весеннего разлива почти рядом во впадине. Шла она медленно, проваливаясь в загустевшую грязь. Дошла до воды, наклонилась, и опустила губы в воду.
                И тут я заметил  поблизости от неё  двух немаленьких птиц, медленно расхаживающих на длинных ногах по мелкой воде.  Они опускали длинные, загнутые клювы в воду, вынимали, делали несколько шагов, высоко поднимая ноги, и вновь погружали клювы в воду, а может быть и в грязь. Иногда они что-то вылавливали и, поднимая клювы вверх, проглатывали.  Конечно же, я сразу опознал больших кроншнепов и удивился, ведь они давно должны были улететь на север. Попытался подойти ближе. Косуля тотчас сорвалась с места и высокими, длинными прыжками исчезла за ближайшим ивняком.
               
                Кроншнепы, подняв головы, насторожились, затем с криком одновременно поднялись на крыло, пролетели по дуге над рекой и приземлились на этот же луг, только ниже по течению. Меня слегка озадачило их поведение. Я впервые подумал о существовании гнезда. Надо было проверить. Но как?
Я пошёл берегом реки в их сторону. Птицы близко меня не подпустили. Опять одновременно взлетели с мелодичными криками «куи-и, куи-и, куи-и», и пролетев по широкой дуге над противоположным берегом, вновь опустились на луг рядом с лужей. Мои сомнения исчезли. Гнездо должно быть! У меня уже был опыт поиска гнёзд в подобных ситуациях, и сейчас он здорово пригодился.  Вырезав две ивовых полутораметровых тычки, я очистил их верхушки от коры, чтобы они были видны издалека. Отошёл  метров десять по берегу от кромки луга. Отсюда решил начать прочёсывание. От исходной точки  отступил шесть шагов и воткнул тычку. Затем вернулся к исходной точке, и наметив на другой, граничащей с лесом стороне луга ориентир, пересёк открытое место. Во время движения внимательно осматривал места подходящие для строительства гнезда: кочки, пучки конского щавеля, куртинки осоки, проплешины в траве. Таким образом, я охватывал взглядом полосу шириной примерно по полтора метра по обе стороны от линии маршрута.
                Не доходя до ориентира (берёза на фоне сосен), я отошёл на шесть шагов по периметру обследуемого участка, воткнул тычку, вернулся на три шага и  пересёк луг, ориентируясь на первую тычку. Таким образом, за три с небольшим часа, я  досконально прочесал всю луговину. Увы, меня ждало разочарование. Устал, вымотался до дрожи в коленях  (влажная, мягкая земля – не асфальт), но гнездо обнаружить не удалось.  Пришлось, несолоно нахлебавшись, покинуть негостеприимное место.
                Примерно через две недели, может чуть больше, я с другом приехал сюда на рыбалку. Как раз на краю луга на берегу была прогалина, свободная от кустарника и здесь можно было прекрасно порыбачить с невысокого обрыва, не спускаясь к воде. Утро было солнечное, но ветренное. Свежий северный ветерок тянул через луг к реке, отдувая комаров и создавая затишье под обрывом.  Рыбе такая погода почему-то не нравилась и клевала она редко и лениво. К полудню клёв совсем утих. Можно было отвлечься от поплавков и понаблюдать за ласточками-береговушками, лихо сновавшими над рекой. Они ещё только-только прилетели в родные края и осматривали норки своей колонии в крутом обрыве противоположного берега. Заглядевшись на ласточек, неожиданно увидел большую птицу, перелетавшую реку. До неё было далековато, но по характерному полёту узнал большого кронщнепа. Перелетев реку, он низко полетел над лугом в сторону леса, и не долетая до его средины, опустился на землю. Свизировав место посадки на выделяющуюся высокую вершину ели на другой стороне луга, я крикнул другу, чтобы он последил за удочками и пошёл по лугу, чётко выдерживая направление. Почти сразу откуда-то взялась уверенность, что кулик приземлился не просто так. Трава поднялась почти до колен, но земля под ней высохла. Кормиться кроншнепу здесь невозможно: его длинный клюв в такую землю не воткнуть, а значит, что и питаться здесь нечем.
 
                Взлетающего кроншнепа я так и не увидел, зато вышел прямо на гнездо. Оно располагалось в центре низкой, но широкой кочки и представляло собой вытоптанную самой птицей неглубокую ямку, практически без выстилки и диаметром около двадцати сантиметров. В гнезде острыми концами внутрь лежало четыре крупных яйца грушевидной формы. Общий тон скорлупы охристо-зеленоватый с разбросанными по поверхности крупными расплывчатыми серыми пятнами и более чёткими многочисленными тёмно-коричневыми. Размеры яиц – 50х70 миллиметров.
                Был большой соблазн взять одно яйцо для коллекции, но я соблазну не поддался. Птицы в наших краях редкие, да и яйца наверняка уже сильно засиженные, с большими зародышами, которых извлечь из яйца, не сломав при этом скорлупу, практически невозможно. Я был доволен и горд самим фактом обнаружения и описания гнезда.


               


Рецензии
Как хорошо Вы знаете мир тех, кто нас окружает, читаю и многое узнаю. Спасибо. С теплом.

Наталья Скорнякова   08.10.2016 09:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа! Рад быть полезным!

Вадим Светашов   08.10.2016 14:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.