Москва- 2016г. Кремль. Алмазный фонд

           Долго, очень долго собиралась  посетить  Алмазный фонд и всё  как-то не получалось. То технические перерывы по поводу  ревизии; то неважно себя чувствовала, то билетов не было.  И вот   решила, во что бы-то не стало 9-ого января 2016 года отставить все свои дела и выбраться, наконец, в Алмазный фонд. Этот день последний  день  новогодних каникул. Встала рано и поехала к Александровскому  Саду. Было холодно!  Стоял не хилый мороз,  шёл снег, дул ветер.
           Как всегда,  остановилась возле Вечного огня поклониться памяти павших воинов, посмотрела смену Караула, прошла  к башне Кутафьей, и дальше к кассам.
           Скорей всего, школьники и студенты разъехались по  месту жительства, так как возле касс не было столпотворения, а стояло в очередях совсем немного людей. Стоять  в очереди пришлось  всего 10 – 12 минут.
Правда, билет мне дали на последний   вечерний  сеанс. Билеты на дневное время были   уже проданы. Из касс прошла дальше к Боровицкой башне Кремля для уточнения  входа в помещение   Алмазного фонда. Дежурные полицейские  подтвердили, что вход  в помещение Алмазного фонда с Боровицкой башни Кремля, и я спокойно  направилась  к Красной Площади.       
 Немного  из истории Алмазного фонда Московского Кремля:
         Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний.

       Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже - Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным. В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом  Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по  экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие - в Государственное хранилище ценностей – Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.
               
          Остановилась у Мавзолея, мысленно поблагодарила В.И. Ленина за спокойное детство и молодость, и посетовала на  ужас  пенсионерства с капиталистами – демократами.

         По Красной Площади  проходили толпы людей в разные стороны: кто-то  шёл на каток, откуда раздавалась энергичная мелодия, кто-то к Историческому музею, где 2 «клоуна» в  соответствующей  одежде  представляли  И.В.Сталина и  В.И.Ленина. Желающие могли с ними сфотографироваться. Как оказалось, не  ТАК! За  300руб. Желающими сфотографироваться были в основном иностранцы.
              Немного дальше - стоит Ёлка огромных размеров от ГУМа. В этом году мне Ёлка ГУМ-овская  очень  понравилась,  красиво украшена и не аляпистая.
Чуть дальше  огороженная площадка  для ГУМ-овской ярмарки, где продавались сувениры, русские народные костюмы, кокошники, горячие пышки с чаем, бутерброды, шашлыки, пиво  и т.д.
Ближе к Собору Василия Блаженного установлена сцена для концерта. Выступала молодёжная  русская группа «Лада». Музыка плясовая, песни красивые, девушки и парни, как на подбор. А уж, какие голосистые! Они поют и пляшут на сцене. А народ – мужчины, женщины и дети выплясывают перед сценой! Было настолько заразительно, что я тоже стала подпевать и плясать.
         Быть возле ГУМа и не отведать гумовского мороженного?  Нонсенс! Зашла в здание ГУМа, купила мороженое и стала себя баловать! Увы! Не пришлось! Спрашивала у всех продавщиц мороженного СОВЕТСКОЕ МОРОЖЕНОЕ!  Все криками убеждали меня, что только у  них СОВЕТСКОЕ МОРОЖЕНОЕ! Купила. Оказалось, это мороженое и рядом не лежало с Советским мороженым!
        Не выбросить же! Но и ела  без  удовольствия!
        Немного побродила по-праздничному ГУМу.  Вот так и время  подошло к экскурсии в Алмазный фонд.
        Признаюсь честно, чтобы не опоздать, я всегда прихожу раньше за 2 часа  на мероприятия, помятуя о том, что придется  выстоять очередь к «рамке». Так и получилось: по ступенькам к  Боровицкой башне  тянулась длинная очередь, несмотря на мороз, снег и ветер. Ждать пришлось долго, успела замёрзнуть. Прошла рамку. Ребята рассказали,  как пройти. Оказалось так, что Алмазный фонд располагается в здании  Оружейной Палаты. Раздевалка здесь же на первом этаже. Бахилы тоже здесь. Туалеты  тут же. Разделась, обулась и прошла по ступенькам. К Оружейной палате следует подняться выше, а к Алмазному фонду - налево. Села в ожидании, присмотрелась. Здесь тоже стояла «рамка» и проверяли 2 красивых молодца из Кремлёвских курсантов.  С нетерпением жду пропуска и встречу  с  волшебством!
          Проверили. Пропустили. Захожу  в  полумрак   зала. Это по размерам даже не зал, а залик.  Освещения в зале нет, свет падает только от витрин.
          Тут же стоит экскурсовод и  постоянно повторяет:
«Все  встаньте  к витрине с правой стороны! Расходиться нельзя!»
Эти же слова повторял   мужчина  - Смотритель. Я, мужчина и женщина примерно 40-ка лет прижались к ограждению витрины.
          В первой витрине  Алмазного  фонда  лежат в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и другие  драгоценные камни.
         Мужчина решил «сразить» нас с дамой познаниями в бриллиантах и с восторгом стал показывать на  эти камни и с убеждением говорил:
- Смотрите, какие красивые разные бриллианты!
        Останавливать его не имело смысла. Он сам входил в раж и говорил очень убедительно! Правда, через время ему пришлось услышать от экскурсовода о том, что здесь выставлены   разные камни.
        Подошла остальная группа и женщина – экскурсовод стала рассказывать и показывать экспозиции.
        В остальных трёх витринах с правой стороны музея  - алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкают всеми гранями. Особенно красива  карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.
        В центре музея по квадрату 4 большие  витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.
        Но нас к этим витринам не допустили. Гид очень быстро рассказала о выставленных экспонатах, выстроила нас вдоль стены для входа в другой зал, откуда выходила предыдущая группа.
Зашли в следующий зал. По размерам, это и близко не зал. Абсолютно глухая  тёмная удлиненная комната без окон, меньше предыдущей комнаты в 2 раза. По правую сторону по стене,  кажется 2  витрины, в которых   находятся царские регалии и украшения. Среди самых известных экспонатов - императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр. Корона Екатерины II,изготовленная
в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена  5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине ее - тёмно-красная шпинель (398, 72 кар). Длина нижней окружности короны - 64 см. Высота с крестом - 27,5 см.
Золотая Держава - гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков - индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Вес  Державы - 861 грамм, высота с крестом - 24 см.
Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии - Алмаз "Орлов" в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага - белый, синий, красный.
Тут же находилась и малая корона из бриллиантов.
         Среди других экспонатов – изготовленный для  корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов.
Всемирно известный камень Алмаз «Шах» -  один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи. Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах. Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста,  звезды и ленты, а  для торжественных случаев – цепи.               
Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них – брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.                В этом же отделе лежат царские украшения:  браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды - сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.
Гид очень быстро показала, рассказала и выпроводила нас  назад в первый зал. Мы даже не успели налюбоваться этой красотой. И стала рассказывать о самородках золотых и платиновых. На меня эти самородки не произвели никакого эффекта. Лежат себе какие-то камни, как булыжники. Как оказалось, не обработанное золото и платина не вызывают восхищения. И всё! Официально продолжительность экскурсии в Алмазном  фонде  50 минут. Нас провели, дай Бог,  за 30 минут и подвели к выходу.
Полное разочарование! Надеялась получить восхищения больше, чем в Оружейной палате, а экспозиция Алмазного фонда оказалась очень скудной. Но, несмотря на это, Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

P.S. Читатель Александр Волосков задал вопрос в рецензиях -  А в каком здании в Питере хранились драгоценности до перевоза в Москву?
С интересом и расположением, Александр.

Ответ нашёлся.
История.
Коллекция начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца (Императорская Рентерия).

После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР). Выставка Алмазного фонда открылась в 1967 году.


Рецензии
Очень понравился твой рассказ Мариша!очень тебе везёт,везде путешествуешь!Правильно и делаешь и делала,так как Много сможешь рассказать людям,Спасибо большое тебе!🌹💠🌿🌹💠🌿👸будь счастлива!Храни Господь тебя и семью!💒👭🌄

Светлана Процевитая   23.03.2017 00:15     Заявить о нарушении
Благодарю, Светлана! Была возможность увидеть эти редкие сокровища. Слава Богу. Я и храмы посещала, и монастыри.

Марьша   23.03.2017 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.