Избиение индейцев пауни солдатами и поселенцами

Столкновение на Малберри-Крик февраль 1869
-----------------------------------------
 В поселениях американского государства ещё пол века назад(по отн. к нач.20 века) регистрировалось много вопиющих случаев, которые описывают грабежи и зверства совершенные индейцами. Хотя большинство из них являются правдой, но редко, или вообще никогда не считали виноватым белого человека. Следующая история показывает, что на самом деле индейцы не всегда были агрессорами. Есть показания властей, которые утверждают, что белый человек был виноват чаще, чем дикари.

    5 февраля 1869 г. газета «Emporia News» написала небольшую статью «Сражение с индейцами»: «Последние новости с Запада нам сообщили, что граждане на реке Салин подрались с индейцами пауни. Это произошло 29 января в 14 милях от Салина, на Малберри-Крик. Индейцы занимались своим старым развлечением, пытаясь сбежать с имуществом поселенцев, и ограбить несколько домов у Салины. Семь краснокожих были убиты и ранены. Среди белых никого не убили. Индейцы совершили нападение, но были отброшены, полностью деморализованные. Мы хотим знать, где войска, которые размещены на границе для защиты изолированных поселений».

    Стычка Mалберри случилась так давно, что казалось, об этом уже никто ничего не знает. Всё считалось бы мифом, как и многие другие сказки, если б при расследовании факты не находили подтверждений. Но когда мисс Элизабет Н. Барр начала писать историю округа Линкольн, она взяла интервью у г-на Ричарда Кларка, человека почти восьмидесяти лет, одного из участников того дела, поведавшего ей рассказ, который я настоящим копирую.
    Стычка Mалберри  это название встречи которая произошла 2 февраля 1869 года в Mалберри, между индейцами, с одной стороны, и некоторыми поселенцами округа Линкольн  и солдатами, с другой. Конечно, индейцам как всегда не поздоровилось.
 
   «Группа примерно из двух десятков пауни шла по окрестностям. Они остановились в доме Тома Скиннера, и заставили миссис Скиннер готовить для них еду. Когда соседние поселенцы услышали об этом, они собрались вместе, чтобы решить, какие действия лучше всего предпринять. Высказали несколько предложений и решили пойти за войсками, лагерь которых был расположен неподалеку от места современного Линкольна. Пошли Джон Алверсон, Эли Циглер и Чал. Смит.
    Армейский капитан сказал поселенцам подождать один день, пока он пришлёт солдат. Соответственно, на следующее утро лейтенант и около десятка солдат, пошли по следам поселенцев. Они проследовали за индейцами в местность Рок-Крик, обнаружив там их кострище, а оттуда в Mалберри, где и настигли краснокожих. Индейцы остановились в доме Чарльза Мартина, требуя пищу и табак. Вышедшим заранее разведчикам белых, не удалось задержать их там до подхода основной группы. Краснокожие рассеялись, а поселенцы начали на них охоту вверх и вниз по ручью. Некоторые из них пошли на юг через поток на высокий холм. Остановившись там, они увидели четырех одновременно поднявшихся индейцев. На них были армейские регалии, а один из них показал белым свой документ, который те стали изучать, передавая из рук в руки. 

    В это же время, находившийся в толпе Джон Алверсон, соскользнув с коня, выстрелил в индейского лидера, убив его наповал. Индейцы начали стрелять в ответ, а вскоре на сцене появились солдаты. Еще два или три индейца были убиты. Лейтенант хотел забрать их в Форт-Харкер. Чтобы все успокоились, по предложению лейтенанта, Исаак Де Графф сел на землю, заявив при этом, что они могли бы тут же сделать из них «хороших индейцев». Мужчины спешились, и ведя лошадей, вслед за индейцами стали спускаться в овраг. Тут краснокожие начали стрельбу, и один из них попал в лошадь лейтенанта, в результате чего, животное рвануло по сыпучему склону, и убежало. После этого лейтенант заявил, что убьет всех индейца. Они последовали за краснокожими в скалистое ущелье, где шестнадцать из них  укрылись в пещере.

    Один из солдат, проявив неосторожность, вместо того чтобы держаться в стороне от возможного попадания, был подстрелен индейцем и умер через два часа в доме Мартина. Эли Циглер тоже получил небольшие ранения. Не найдя иного способа достать индейцев, приняли решение бросить у входа пещеры сено и поджечь. Увидев, что происходит, индейцы выскочили из пещеры, прямо под ливень из пуль. Трое из них были убиты, прежде чем смогли покинуть зону обстрела. Белые мужчины быстро собрались и стали преследовать остальных. Ричард Кларк и Воллани Бал застрелили двоих из них на расстоянии в сто пятьдесят ярдов. Один пауни был схвачен, и лейтенант забрал его с собой в Форт-Харкер».

      Хотя отчет мисс Барр является неполным, она даёт ключ для дальнейшего расследования. После этого массового убийства, солдаты и поселенцы пошли по домам и забыли об этом. Некоторые из поселенцев переехали, другие умерли, пока не осталось почти никого из тех, кто об этом знал. Никто не вспоминал об этом в течение сорока лет, пока всё это не стало мифом. Но возникает вопрос: Где доклады лейтенанта и капитана, сделанные для своего начальства? Четверо из убитых индейцев имели армейские отличия, они были ветеранами. Почему  правительственные институты это не исследовали? Почему индейский агент из агентства Пауни не рассмотрел данный вопрос и не доложил правительству?

   В 1910 году, спустя более сорока лет, Томас Элдердайс, один из участников резни, был в гостях - здесь в Линкольне, и я попросил его ответить на эти вопросы. Он сообщил: «правительство сразу провело расследование, но никаких свидетелей, что-нибудь знавших об этом, не нашлось».
    Другие участники событий Эли Циглер и Джон Алверсон переехали в штат Орегон. В 1912 году я был в том районе в гостях у брата. Дома этих бывших поселенцев округа Линкольн находились рядом с маршрутом моего путешествия, поэтому я остановился, чтобы их посетить. Эти люди рассказали мне, практически тоже, как написано у Мисс Барр. Что касается количества убитых: они заявили, что индейцы были разбросаны по округе, и не могут точно сказать, но считают указанное число правильным.
 
    Циглер рассказал, что он и поселенец по имени Эд Джонсон стали первыми, кто обнаружил индейцев внутри дома Чарльза Мартина. Когда помещение заполнили индейцы, хозяин испугался и принялся готовить для них еду. Он рассказал: «Когда мы приехали в салон и обнаружили внутри индейцев, то решили их там задержать, пока не подойдёт остальная группа. Я стоял на страже. Индейцы неоднократно пытались выйти, но как только кто-то из них появлялся в дверях, я ударял его в живот дулом своего пистолета (используя собственные слова), и  удерживал всех внутри. Затем я поставил на охрану Джонсона, а сам пошел сообщить остальным. Я сказал Джонсону не выпускать индейцев, но он их выпустил. Когда я вернулся, они уже ушли. Краснокожие убежали и прятались, рассыпавшись вдоль ручья». Потом случилось то, что уже  рассказано выше.
 
   Во время нашего разговора как Циглер, так и Алверсон подтвердили, что на следующий день после бойни, когда они уже разошлись по домам, находившимся на северной стороне реки Салина, вдалеке показался идущий на север одинокий индеец, который, по-видимому, направлялся к своей резервации в штате Небраска. Они решили, что это индеец, которого  лейтенант забрал в Форт-Харкер, где затем военные его отпустили. Циглер и Алверсон пошли к нему навстречу, а когда тот приблизился к реке, застрелили его. Таким образом, по их заявлениям, из той группы индейцев никто не выжил. Алверсон лично  рассказал мне, что когда отряд шёл по следам индейцев, солдаты сами призывали его действовать, как только они их догонят, что он и сделал, застрелив лидера. Я не стал расспрашивать подробнее. Эти люди стали уже хорошими, законопослушными гражданами, и возможно, стыдились своих прошлых поступков.
 
   Год назад я познакомился с секретарём «Исторического общества Салина» А. М. Кэмпбеллом, который числился там историком-хроникёром. Он, как и я, очень заинтересовался этим делом. Когда ещё был жив Чарльз Мартин, г-н. Кэмпбелл в сопровождении стенографистки, навестил дом г-на Мартина и получил его пояснения по данному вопросу. Г-н Кэмпбелл знал всю эту историю кроме её начала, завязавшегося в Линкольне, как было рассказано в первой части повествования. Сведя воедино несколько этих заявлений, пред нами предстала целая история, позволявшая сделать вывод.
      Кроме того, он сообщил: «На следующий день, или вскоре после убийства индейцев, из Форта Харкер прибыл негр. Он отрубил у мертвых индейцев головы, положил их в мешки, погрузил на мула и отвез  в Форт». Он также добавил, что этот негр получил хорошую плату за свои услуги от нанявших его офицеров. С какой целью им понадобились индейские головы, неизвестно.
 
    У нас имеется заявление Джона Клайна, Соломона Хамбаргера - других охотников и первых жителей долины Салина, которые говорят нам, что индейцы пауни каждый сезон, регулярно проходили через это место, когда шли в конокрадские экспедиции. Данную цитату я привожу из произведений Джеймса Р. Мида: «В этой части страны, ручьи Спиллман и Вольф-Крик, находились на дороге, которую используют пауни с реки Платт, основным занятием которых является кража лошадей у диких племен на реке Арканзас и юге Техаса. Пауни группами от двух до тридцати, пешком начинали путь из своей резервации, с пятью или шестью дополнительными парами мокасин и некоторыми запасами, получая пропитание охотой. Они идеально знали эту страну, так как заняли её раньше всех, и до сих пор утверждают, что она принадлежит им. Для пауни это был регулярный маршрут путешествия от резервации - на юго-запад к большой излучине реки Арканзас, а оттуда, туда где можно было найти индейские лагеря, путешествуя ночью, когда находились рядом с другими индейцами. Однажды где-то на юге они нашли лагерь команчей, ночью угнали много лошадей, но их обнаружили и преследовали. Некоторые из них были убиты, а другие бросили свое оружие, одежду, все, чтобы избежать захвата, и рассеялись, договорившись встретиться в условленном месте. Одного из них ранили стрелой в бедро. Пауни остались почти голыми, а единственным оружием для всей группы стали два десятка луков и стрел. Однажды, когда шайены обнаружили, что у них украли много лошадей, они  бросились по горячим следам, как рой сердитых шершней. В других случаях пауни покидавшие свои резервации пешком, возвращались с хорошей добычей».
 
   Кроме указанных заявлений охотников и поселенцев, я также нашёл цитаты из ранних источников, которые свидетельствуют о том же.  Г-н Т. С. Хуффакер из Кансил Гров говорит, что еще в 1850 г. до 1857 пауни вторгались в Канзас, чтобы красть лошадей у канза (кау) в округе Моррис. Кроме того они грабили индейцев, увозя их имущество, а порой создавали значительные проблемы для поселенцев, проходивших по этому пути, попрошайничая и пугая людей, как произошло в указанном выше случае. Если не удавалось получить лошадей у своих племенных врагов, они забирали любых «свободных» лошадей принадлежащих поселенцам или кому-то ещё. На индейцев пауни смотрели, как на раздражителей, или скорее вредителей, годных лишь для истребления, и те из них кто проходил через поселения подвергались опасности.

    Напрашивается вывод, что индейцы, лишившиеся жизни в избиении Mалберри, находились в очередной конокрадской экспедиции. Они покинули резервацию без согласия своего агента. А если бы кто-то из них и выжил, то не смог бы пожаловаться. Поселенцы, принимавшие участие в той резне, потом стали представительными гражданами, а некоторые даже избраны в управление округом. Общее настроение поселенцев в те времена совпадало с высказыванием, что «только мёртвый индеец был хорошим индейцем», и они поступали соответственно. Экспедиции конокрадов пауни не прекращались, пока не случилась эта катастрофа. После 1869 года подобных попыток больше не было. Позже еще несколько индейских групп прошли через этот округ, но с ними находились официальные переводчики, и они уже больше не попрошайничали и к белым не приставали.

*The Pioneer History of Kansas - Roenigk, Adolph (1933)
*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии
Интересно у Вас, буду заходить.
Анатолий.

Анатолий Шишкин   09.05.2016 18:59     Заявить о нарушении
Всегда, добро пожаловать.

Григорий Коротков   14.05.2016 08:44   Заявить о нарушении