Злой рок. Правдивая история

Она вышла замуж по настоянию матери. Мать, умудренная опытом женщина,  нашла дочери богатенького жениха соседа напротив  Шалико Абзианидзе и упрямо  ворчала на дочь, если та противилась ее выбору : « Ну чего ты дурью маешься, зато будешь жить как у бога за пазухой, не будешь клянчить у соседей денежку, что бы как то хотя бы просуществовать неделю, дурья ты башка!». Да и, по правде говоря, у Назибролы не было иного выхода как пойти на поводу у матери, ей  хотелось бы иного светлого  будущего   закончить школу для начала,  потом поступить в Москве в высшее учебное заведение,  а потом работать, выйти замуж за достойного человека, если получится, конечно. Но, из-за упрямого характера, «пытливого» ума матери,  не прогадать с замужеством дочери, все рухнуло в одночасье как карточный домик. Мать каждый день требовала со скандалом от Назибролы скорейшего ухода из школы и, чем раньше это событие произойдет, тем лучше будет для «влюбленных». Влюбленными она  окрестила свою дочь и будущего зятя, встречая  на улице Назибролу он своими узенькими от страсти глазенками долго глядел ей вслед.
Cтоя у двери кабинета директора школы, Назиброла зорко оглядывалась по сторонам, ей не очень-то хотелось встретить своих одноклассников с глазу на глаз и отвечать на их назойливые вопросы -  зачем и почему? Прячась где-то в уголке от любопытных взоров в укромном местечке, ее лицо  заливалось всеми красками радуги,  она  придумывала  самые  разные оправдательные версии для директора о своем внезапном уходе из школы. Аргументы  были самыми вескими  и теперь ей оставалось лишь только спокойно перешагнуть порог кабинета директора. Михаил Александрович встретил  Назибролу весьма доброжелательно, смущаясь она   постаралась  логично  объяснить  ему причину своего ухода из школы. « Очень  жаль,  что вы покидаете так скоропалительно школу, но, если вдруг обстоятельства переменятся в лучшую сторону, я с удовольствием приму вас обратно как хорошую ученицу!»
Когда она выходила за ворота школы, ее на всех порах  догнал одноклассник Мишико; «Добрые люди судачат по всему  кварталу, что ты выходишь замуж?» Назиброла долго не могла прийти в себя, вопрос Мишико явно застал ее врасплох, и она не знала как же теперь парировать на этот, нависший над  душой, вопрос Ей так  сейчас захотелось поскорее скрыться от зловещих глаз одноклассника и больше никогда не встречаться с ним: «Дурак ты!» буркнула только  Назиброла ему в ответ и стремглав убежала. Дома, едва отдышавшись, она была сама не своя, заново  нахлынули воспоминания об их влюбленности к друг другу, да они и не скрывали своего чувства,  в классе  даже когда поддразнивали хором  « Ромео и Джульетта, жених и невеста!» молча садились они за парты ничему не удивляясь . Перед  школой  Мишико заходил за ней и долго простаивал, ожидая ее, у окон во дворе.  Мать Назибролы, возмущенная поведением Мишико,  гнала  его метлой изо  всех сил, приговаривая при этом: «Убирайся отсюда, чтоб глаза мои тебя не видели, сорванец !» Конечно же, Мишико не боялся, ни ее поганой метлы, ни ее угроз, только искренне посмеивался над «хулиганскими» выходками, из ума вышедшей, старухи. Вслед изумленной матери Назибролы он кричал на весь двор: «Я люблю вашу дочь, тетя Марго, люблю !» В школу они шли вместе ,прохожие оглядывались им вслед, кто радовался за них ,кто злорадно осуждал : «Мол какая в такие- то годы любовь!» Куда это все делось, спрашивала себя зачастую Назиброла, и отвечала сама за себя: « Кануло, наверное, все в лета!» Тогда она воистину была счастлива,  они с Мишико строили планы, а вот  предстоящий неравный брак ей не сулил ничего положительного , уставшая от непрошеных  мыслей, она заснула в надежде на хорошее будущее.
Свадьбу играли всем кварталом. В этот праздный день гостям было велено есть за обе щеки, пить до потери сознания и танцевать с кем попало и как попало.  Новоиспеченный жених Шалико примкнул к компании именитых дружков и, опьяненный  от большого принятия алкоголя, хвастал перед «честным» народом: «Вот смотрите и завидуйте какая у меня красавица  молодая жена!». Сосед справа, конечно не из праздного любопытства, явно не потерявший  память от изрядно выпитой дозы вина, спросил у жениха: «А как тебе,  скажи,  удалось заполучить такую малолетку-жену? Ты, ведь наверно знаешь, что за растление малолетних ведется уголовная статья?» Шалико притих, с его лица словно сошла  пьяная хмель, он насторожился  и, после переваривания вопроса, вдруг истерически захохотал, затем, без всякого стеснения, полез в карман, пошарил в нем, извлек солидную сумму денег и потряс ею у самого носа любопытного соседа : « Вот этими бумажками, вот этими бумажками. Ими, дорогой соседушка, можно все!»  и швырнул как ни в чем не бывало их на стол. Началась паника среди гостей, каждый хотел урвать, достойный на память, кусок от пачки денег. Назиброла,  изумленная    хулиганским поведением мужа, решила от  стыда незаметно исчезнуть от глаз гостей, обращенных к ее персоне. А Шалико же,  хитрая  бестия, словно  предугадал желание  супруги покинуть столь  долгую свадьбу, подскочил к ней, быстро обхватил ее стан своими крепкими цепкими руками и унес  в дом.  Во  след   молодоженам пьяная орава товарищей Шалико дружно  скандировала : «Давай, давай ! Шалико, смотри не обижай женушку. Не позорь друзей!»
Но дело до брачного ложа не дошло, он пьяный и неведающий, что творит, изнасиловал ее прямо у порога дома.   
Супружеская жизнь у них не заладилась, как и предполагала  Назиброла. Шалико пристрастился к карточным играм и часто проигрывал, домой возвращался пьяным и дебоширил, часто в пьяном угаре, не владея собой, избивал ее. Однажды, проиграв не -малую сумму денег, он упал на улице и умер от разрыва сердца, его не смогли спасти, даже вовремя приехавшие, врачи скорой помощи. Хоронили Шалико совместно с соседями, которые внесли большую лепту, отдавая другу последний свой долг. Да и келехи отметили усопшему весьма достойно. О, какое счастье, думала Назиброла, сидя за столом, что мать не стала свидетельницей их трагичной совместной жизни (она скончалась через неделю после их свадьбы). От уныния и депрессии ее спасло рождение сына ,он родился крепким и здоровым малышом, он рос не по дням, а по часам. Поначалу Назиброле было трудно справляться с домашним хозяйством, растить сына , заметно не хватало материальных благ, но потом, когда малыш немного подрос, она наконец-то решила устроиться на работу. Помощь пришла неожиданно, опять от соседей напротив. « Иди на работу смело и ни о чем, не думай. Придешь с работы, а твой сын накормлен и спит спокойно в колыбельке и все это сделает моя дочь Нино, да и я ей помогу!» И Назиброла решилась, да и    работа попалась    сдельная, на фабрике уборщицей в кабинете главного инженера, с перерывом от производства. Однажды после рабочего дня у проходной ее окликнули, она обернулась и замерла, перед ней стоял одноклассник Мишико с портфелем в руке важный, возмужал и был вовсе не похож на того прежнего Мишико, у которого не обсохло молоко на губах, а еще краше, и у нее от волнения душа ушла в пятки, все снова всплыло  в памяти и ей так захотелось, как тогда, убежать, скрыться от него. Но  Мишико был всегда упрям и ему не стоило никакого труда уговорить ее пойти с ним в ресторан. Уже ближе к вечеру зазвучала музыка и они закружились в паре в танце, и все пошло по новой, каждый из них почувствовал влечение  друг к другу и она поняла все возвращается на круги своя. Она уходила на рассвете, когда еще Мишико спал непробудным сном, поцеловав его на прощание, дала себе слово больше никогда не видеться с ним ни под каким- либо предлогом . 
Уже у порога дома материнское сердце почувствовало неладное, дядя Рубен стоял у двери весь бледный, мешкал и  старался ей что-то  объяснить, несвязная от волнения речь мешала ему. Когда Назиброла в  неистовстве ворвалась в комнату, она увидела у себя  в постели обгоревшее бездыханное тело сына. Не чувствуя под собой ног, обезумевшая от горя , она в ярости  набросилась на дочь дяди Рубена Нино, та, чувствуя беду, старалась отвернуться ,но мощные  удары Назибролы достигали ее повсюду, и она наносила их по телу несчастной куда попало. «Уберите ее от меня дядя Рубик, а то я за себя не отвечаю!» в неистовстве кричала Назиброла. И дяде Рубику, семидесятилетнему старику  и  впрямь было  нелегко разнять дочь и разъяренную от боли «тигрицу». Когда дяде Рубику удалось оттеснить подальше свою непутевую дочь от Назибролы он взмолился : «Пощади дорогая соседка, у тебя доброе сердце я знаю, она не хотела смерти твоего сына, а ты,  конечно, просто  не знала , что она не в себе с детства!» Он заплакал наивно по- детски долго и долго просил ее о пощаде. После  событий трагического плана в квартале, в семье Шалико Абзианидзе, Нино - дочь дяди Рубика никто больше не видел, пару раз жители квартала поговаривали о том, что ее поместили в дом для умалишенных.
Дни проходили за днями. Назиброла постепенно приходила в себя, забыть  внезапно  постигшее  горе помогали работа и тбилисский оперный театр, куда часто стремилась она ,чтоб поскорее забыться и начать жизнь  заново.  Там в театре очень часто она встречала молодого человека, чей облик внешне напоминал ей австрийского композитора Л.В. Бетховена. Их места, словно согласно купленным билетам оказывались рядышком, он знал наизусть любую сольную мужскую роль и незаметно для публики, старался напеть. Он обладал баритоном и те, кто хоть однажды слушал его пение,   прочили  ему выступления на мировой сцене в Ла Скала и  в самом Париже в Гранд Опера. Однажды он решился, после окончания оперы, проводить ее домой. Назиброла, не ожидая от себя такой смелости, согласилась ,погода стояла жутко холодная, снегопад огромными хлопьями покрывал улицы своим белоснежным покрывалом , но им так интересно было общаться  друг с другом , что они почти целый час кружили вокруг дома Назибролы. Время для молодых, увлеченных беседой о музыке, мчалось быстротечно и, когда ее провожатый очнулся, было далеко за полночь,  конечно,   он растерялся, но собрался все таки  уйти:   «Да куда вы сейчас пойдете в такой холод, даже собаку не выгонишь, а вам уж немудрено застудить горловые связки. Лучше  оставайтесь, места для всех хватит!» заключила Назиброла и тихо незаметно засмеялась про себя. Он, долго не думая, согласился.  Назиброла за эти годы наконец  то ожила, она поскорее торопилась с работы домой, чтоб успеть приготовить, накормить Васико вкусным  ужином, постирать.
 Дел и хлопот было много, но она не чувствовала усталости,  любимый мужчина был рядом и этого было достаточно, чтобы полагаться на себя и свои силы. У них начался шоколадно – цветочный период, очень часто весной она находила целую охапку полевых цветов, зимой каждый день по шоколаду. Все происходило для нее как в красивом романтическом фильме, если бы не один день который, казалось опять испытал ее на прочность. Однажды он пришел поздно вечером, был сыт по всей вероятности, где- то ужинал, но от предложенного кофе не отказался, за кофепитием он наконец отважился : « Ты знаешь, сегодня я с  maman были в гостях и там представь  себе меня сосватали. Сваха предупредила, она не молода, не первой свежести, но богатенькая!»  Назиброла насторожилась: «Вот начинается, злой рок преследует меня  вновь  и явно хочет отнять его у меня!».  Она вовсе не хотела слушать продолжения сальной истории из уст  Васико, она закрыла уши ладонями и закричала: « Хватит! Прекрати, я знаю  этих богатеньких. Тебя будут держать за  раба, а копеечки ни гроша не заплатят!». Назиброла медленно рассказывала ему свою  трагичную историю,    от которой   чуть  не сошла с ума, но в настоящее время с ним обрела покой и уют в душе, тогда тот неравный брак просто был для нее страшным сном ,потом гибель сына не  сломили   в трудный для нее  период ,она смогла выработать в себе иммунитет и идти дальше.  Он слушал ее с насмешкой, иронически улыбался, глядя на него, ее уязвимое сердце подсказывало ей, впереди   разлука. Когда за ним захлопнулась дверь,  Назиброла вздрогнула, она подумала о  своей злой  карме, рок снова ее испытывает, ей придется   выдержать и этот уход,  не поддаваясь    слабинке, иначе  смерть. 
На этот раз она родила  девочку, малышка набирала вес    не по дням, а по часам. Это дитя плод  ее надежд  и иллюзий, она уже строила планы на будущее, конечно же постарается повести ее по светлому пути, даст ей имя Ия, что означает в переводе с грузинского, фиалка, наделит  всем необходимым, окружит ее любовью, не  посягнет даже  на свободу дочери, у нее будет все, что не было у нее на ее жизненном отрезке. Назиброла, воодушевленная планами на будущее, вдруг забеспокоилась, мороз прошел по телу, час тому назад девочку покормить принесли вовремя, но прошло уже довольно- таки много времени, и пора было малютку кормить. Почему  же так  медлила медсестра? В голове одна за другой путались тяжелые, беспокойные мысли, от такой неясности положения ее трясло и еще больше бросало в дрожь. Через некоторое время в  палате появилась  медсестра , к каждой из рожениц она  подносила ребенка, но среди тех ее чада не было. Назиброла  с  первых минут  почувствовала что- то неладное  и почти была готова к такому горестному  ответу: « Простите, ну я не знаю, что и вам сказать?» - медсестра тянула с разговором – ваша
дочь, ваша дочь,  она, увы, умерла!» наконец-то выпалила равнодушно медсестра. Назиброла застонала и громко завопила, ее дружно утешали почти всей палатой, стараясь лишний раз не наносить боли. Домой она возвращалась одна, ей было очень уныло, когда шел дождь, постукивая монотонно по крышам, когда пела и цвела весна, но говорят доброе время лечит,  отпуская  боль, закаляет человека напрочь. Годы птицей проносились мимо Назибролы в ее мирке ничего существенного не происходило, только одна мысль терзала ее теперь постоянно, порой она для нее казалась нелепой, неосуществимой, но, если очень захотеть , мечта может воплотиться в реальность . И она пошла по следам памяти, живя каждый день одной мыслю: «Я должна найти дочь!» Ранним утром и до позднего вечера шла Назиброла навстречу к своему счастью, в любую погоду в снегопад и жаркими пылающими от солнца днями, маленькими шажками она двигалась к цели. И как- то раз  зацепка была удачно найдена, ей удалось в адресном столе найти логово  той  воровки, укравшей  в роддоме ее дочь, под большим натиском угроз Назиброле  пришлось   сломить упрямство медсестры и выудить  местожительство новоиспеченных родителей дочери.
Когда она остановилась у заветной двери, сердце бешено заколотилось: «Вот сейчас произойдет волшебство, она встретится с той, которую долго искала ,ее назовут мамой и, она снова обретет душевный покой!» Впервые с молитвой она обратилась к Богу с такой просьбой, какая –то сила торопила ее поскорее позвонить в дверь, иначе второго шанса не будет, и она рискнула .  На пороге стояла миловидная женщина бальзаковского возраста. Назиброла предъявила свои документы и после их тщательного осмотра ей предложили войти. Кофепитие проходило спокойно без всяких эксцессов со стороны «гостьи», только во время беседы  Назиброла   старалась незаметно разглядеть схожие родительские черты лица, отыскать заведомое родимое пятно на правом плече у молодой хозяйки. Ирина, так звали теперь когда-то украденную дочь Назибролы, волнуясь поведала ей  о трагической судьбе родителей в автомобильной  катастрофе. Ирине стоило больших усилий, взять себя в руки и начать все сначала, помогли друзья и   работа  выжить, чтобы войти в свою колею: «Бедная, бедная моя девочка. Назиброла в слезах  ринулась утешать Ирину, крепко обнимая ее, она случайно задела  бретельку от сарафана,  плечо обнажилось и, к великому ее удивлению, на правом плече у Ирины она  заметила    родимое пятно такой же величины и цвета,  как у нее самой. «Вот я тебя и нашла доченька. Я твоя мама, так долго искавшая тебя!»  Назиброла опустилась на колени и благодарила Бога за помощь, оказанную ей в трудную минуту.  Потом их часто видели вместе на улице, в кафе, гуляя они шли рука об руку, крепко  цепляясь  за  руки, наверняка боясь потерять  друг друга  хотя-бы на одну минуту.
       В.Теймуразишвили

Назиброла-грузинское имя
Шалико – грузинское мужское имя.
Келехи – поминки


Рецензии