О совести

   ***

   Иду по улице, вдруг вспоминаю какой-нибудь гадкий случай из собственной жизни и так мне становится стыдно - и в жар бросает, и останавливаюсь, и даже ругаюсь вслух. И ночами от гадкой мысли могу проснуться, вскочить с постели, и долго приходить в себя. Видимо, по мере приближения к горизонтам откровения, Господь даёт нам возможность заранее облегчить душу и очистить её от скверны. Очищение души дело индивидуальное и напрямую не связано с посещением храма. Но храм даёт человеку точную настройку, камертонит душу с горним миром, чтобы процесс очищения проходил глубже и продуктивней. И всё же, в первую очередь, человек сам себе судья и проходит свой ад, пребывая на земле. Человек кается, отпускает себе грехи, либо они продолжают жить вместе с человеком и мучить его до последнего вздоха. Происходит это благодаря совести. Совесть, это особое состояние души и инструмент общения с Богом. Но покаяние не перекладывает на Спасителя ничего, покаяние это то, что лишь возвращает нам изначальную божественную сущность.

  ***

  Хоть истина и непреложна, но для каждого - своя. Весь вопрос в том, какую мы вырастили в себе совесть. Хорошо ли она слышит голос Бога? Уютно ли ей быть частью нашей души? То, что нам самим неуютно с совестью, это нормально, хотя и очень болезненно. Чем более болезненно, тем больше шансов на отчётливость её голоса. Конечно, совесть тоже должна отдыхать, хотя бы ночью, но она, как капризный ребёнок, всё никак не хочет угомониться.

  ***
 
  Я прожил уже шестьдесят четыре года и было бы глупо отрицать степень моего знакомства с собственной персоной. Я понимаю, что никто не ждёт от меня признаний, которые я не могу сделать по причине стыда за некоторые свои поступки. И если совесть - это действительно инструмент общения с богом, то я рад, что могу каяться, как сейчас говорят, "в режиме онлайн". Но, если правы атеисты и это только инструмент для улучшения вида, которым наградила нас эволюция, то мне трудно понять, зачем ей раскаявшиеся старики.

  ***

  Я думаю, что совесть - это нравственный закон, изначально заложенный в человеке, который является постоянным мерилом наших поступков, и который проявляется тогда, когда мы в этом нуждаемся. Отсюда проистекает очень важный вывод, что человек обязан отыскать в себе этот нравственный закон и тем самым побудить его к действию. То-есть, бессовестных людей не существует. Существует только нравственная слепота, которая не позволяет человеку отыскать в себе этот закон, но тогда, это болезнь, патология, со всеми вытекающими из этого состояния последствиями.

  ***

  Я болел многими болезнями в детстве, но слава Богу, и, благодаря советской системе диспансеризации, меня миновали тяжёлые заболевания. Тем не менее у меня есть несколько хронических болезней вполне соответствующих возрасту, и одна из них - грыжа совести. Вот когда она начинает шевелиться, нащупывать слабину - наступают довольно трудные часы и даже дни.


Рецензии
Георгий, очень мудро, проникновенно и убедительно!
Даже сразу и нужных слов не могу найти. Просто как будто Вы в мою душу заглянули и в емких, точных определениях выразили мои сокровенные мысли. А еще мне показалось, что Ваши размышления о совести перекликаются с моей давней мыслью, которую я как-то уже высказывал : "Настоящая вера обязательно выводит человека на диалог с собственной совестью. Ибо она, совесть, и есть конечное воплощение Всевышнего в душе".
Ну, а завтра, на смене, я продолжу "разбор полетов" своих впечатлений.
Спасибо, Георгий, за щедрый подарок в виде этих самых впечатлений.
С уважением и нажатием зеленой кнопки
Сергей

Сергей Дерябин   29.04.2016 23:56     Заявить о нарушении
Сергей, каким - то непостижимым образом я пропустил Вашу рецензию. Каюсь, от души благодарю за Ваши интересные мысли.
С наступающим Новым годом и Рождеством!
С уважением
Георгий

Георгий Цвикевич   28.12.2017 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.