Первоапрельский розыгрыш

Как то вызвали меня в Райком комсомола 1 апреля.   Прихожу. Собралась там веселая компания комсомольских секретарей районных организаций (я тогда был секретарем Гипростройиндустрии). Ребята, девчата боевые, интересные, говорливые.
Тема была первоапрельская с захлебом рассказывают друг другу кого и как сумели «посадить в лужу» и как реагировали попавшие на обман их коллеги по работе. Эпизоды интересные – идет «ржачка» в захлеб.

И вот, как бы между делом здоровается со мной симпатичная девчонка, ведавшая в райкоме культработой и говорит: «Марк, ты знаешь, вот 5 апреля намечается у нас в здании театра прекрасный шефский концерт для ветеранов, приглашены хорошие артисты театров нашего района, цыганский  «Ромэн» будет выступать и др. Организует райком партии. Нам на членов райкома комсомола дали 10 билетов. Мы все пойдем и тебя решили пригласить. Кстати, у них согласившиеся артисты есть, собрали их с большим трудом на общественных началах, а вот конферансье не нашли. Мы взяли это на себя. Думаем из тебя может получиться.

Разговор был первого апреля, пойти на концерт я согласился взял билет, а вот что касается конферансье, то принял это за прикольную шутку и решил, что меня разыгрывают.

Перед уходом прозвучал нежный голос этой девицы: «Марк, ты только не опаздывай, мы тебя будем ждать».

И вот наступил тот день, с трудом вырвался с работы и без пяти семь (концерт начинался в семь вечера) вхожу в зал. Увидев меня, бежит ко мне эта симпатичная девица, взволновано заявляет, что на сцене уже собралось несколько артистов и ждут конферансье – то бишь, меня.

Тут только я понял, что вляпался в первоапрельскую историю. Отступать было не куда. Пошел на сцену. По путно заметил, что зал был полон народу, на первых рядах сидели заслуженные ветераны – пожилые люди в орденах, в ожидании начала зрелища.

Вбежав на сцену через зал, обнаружил за занавесом несколько артистов, сразу окруживших меня и каждый требовал выпустить их первыми, так как у них мало времени и их ждут на других сценах.
Я не знал никого из них. Не было у меня и заранее подготовленной программы с именами. Надо было выкручиваться. Из зала уже послышались хлопки, - как бы говорившие: пора начинать.

Достав свою записную книжку, начинаю опрос, обращаюсь к первому из них: «Как ваша фамилия?». Артист смотрит на меня с упреком и сообщает, что он известный заслуженный артист Всеволод Якут. Отстранив Якута обращается ко мне не молодая расфуфыренная дама и требует выпустить ее первой – она известная певица эстрады. Я прошу ее не волноваться и записываю данные – как ее объявить. Обращаюсь к спокойно стоящим и улыбающимся молодым артистам. Вспоминаю, где - то я их видел, симпатичные ребята. Оказалось, что это набиравшие популярность знаменитые чечёточники - братья Гусаковы Юрий и Борис из Иваново.

Танец чечетки раньше был у нас в стране в запрете, но вот они сумели его пробить. Решаю, что с них – то и надо начать концерт. Заявляю «знаменитой» певице, что я бы рад ее выпустить первой, но с пения не принято открывать концерт, откроем его с танца. Так я и сделал.Открыл занавес и объявил первый номер.

Так как концерт был внеплановым «шефским», то я оказался единственным конферансье – организатором без поддержки рабочих сцены, помощь которых была необходима. Первый номер прошел блестяще. Братья Гуваковы отработали на совесть. Их долго не отпускали, им аплодировали. Меня это естественно очень воодушевило и я почувствовал себя важным и нужным человеком, представляющим таких знаменитостей. Выступали Гусаковы долго и у меня появилось время записать имена еще нескольких прибывших артистов. Далее предстояло выпустить очень нервничавшую и опаздывающую на другой концерт певицу. Имя  ее я не запомнил.

Заглянув в записную книжку я громко объявил залу ее выход. Однако произошло замешательство. Оказалось, что рояль стоит не на месте и его надо выдвинуть. Помощников не было и я, поднатужившись, передвинул его на глазах зрителей как это просила меня женщина аккомпаниатор. Певица уже приготовилась петь, а у аккомпаниатора не открывается пюпитр для нот и она завет меня на помощь. Честно говоря мне никогда не приходилось иметь дело с таким инструментом как рояль, но я смело ринулся на помощь, дернул не выдвигавшийся пюпитр и  почему-то он оказался у меня в руках. Зал принял это за шутку конферансье и бурно на нее реагировал.

Артистическим жестом я водрузил пюпитр на место и удовлетворенный аккомпаниатор положила на него свою нотную тетрадь, попросив меня побыть рядом и помочь перелистывать страницы нот. По ее мнению конферансье должен разбираться в нотах. Но она ошиблась, я не бельмеса не понимал в них и сославшись на плохое зрение предложил ей кивком делать мне знак, когда следует их перелистывать.

Заиграла музыка. Певица пела. Я наблюдал за ней стоя рядом с аккомпаниатором, и вдруг я заметил первые подергивания головы аккомпаниатора, сразу не понял в чем дело, но заметил, как она со злостью рванула страницы нот. Певица отпела и я с радостью передвинул рояль на прежнее место и пригласил на сцену Всеволода Якута.
 
Это был блестящий артист, который моментально овладел залом. Его рассказы были приняты на ура. Народ его знал, долго не отпускал. Мне было стыдно, что не знал этого выдающийся артист, игравшего Пушкина на сцене театра им. Ермоловой, снимавшегося в кино. Дальше выступило еще несколько артистов, которых я заблаговременно записал в свою записную книжку. В целом первое отделение концерта удалось, и я не уронил честь в глазах своих  райкомовских товарищей.

Предстояло второе отделение, самое ожидаемое, т.к. должны были его провести артисты любимого публикой Цыганского театра «Ромэн». Кончался антракт. Пора было начинать второе отделение, но   артисты запаздывали. Прошло минут 20 после назначенного времени и за кулисами появилось два не артистического вида замухрышистых человека с музыкальными инструментами в виде гитары, не похожих на бравых цыган, с русскими именами Иванов и Петров, заявивших, что они и есть представители театра «Ромэн», которым  поручено провести второе отделение.  Сказали, что кроме них, других артистов театра не будет, так как они заняты на важном концерте. Что делать? Пришлось довольствоваться тем, что есть.

Открылся занавес. Я как уже заправский конферансье вышел на сцену и с пафосом объявил: «Выступает цыганский театр «Ромэн». Зал встретил это объявление бурей аплодисментов. «Иванов и Петров», небрежно произнес я. Зал недоуменно замолк.
Цыгане старались. Отыграли свои  30 минут и раскланялись.

 В целом шефский концерт удался и я получил от своих райкомовских друзей подтверждение, что оправдал их надежды и что они заранее были во мне уверены.
Однако после прошедшей эйфории и радостного чувства, что все обошлось удачно, у меня остался осадок. Мне было стыдно, что я плохой театрал, не знаю ведущих артистов театра, кино и эстрады, мало слежу за своим культурным уровнем, увлекся техникой и отстал от сверстников. Чтобы реабилитировать себя, я в последствии изучил автобиографии выступавших артистов.

Вкратце  хочу  напомнить их читателям:

Якут В.С. родился в 1912 году в бедной многодетной семье, в Якутской обл. В 1926-1927 годах стал артистом Якутского драмтеатра, в 1927 – 1928 годах был клоуном Новосибирского цирка, в 1929-1930 был артистом трех разных театров; в 1934-1937 годах артистом Ташкентского театра «Красной армии», с 1938 по 1991 артистом театра им. «Ермоловой». С 1969 по 1971 г. преподавал в ГИТИСе и был режиссером государственного училища циркового и эстрадного искусства. Стал народным артистом, Лауреатом Ленинской премии. То есть он сделал сам себя и достиг высот в искусстве.

Гусаковы Борис и Юрий с 15-17 лет занимались в студии при Ивановском  театре оперетты, узнали об американских братьях Николасах,  зачинателей чечетки в Америке и успешно освоили свой эстрадный номер, с которым с 1942 года выступали участниками военно - фронтового ансамбля.
После войны работали в эстрадном ансамбле Дома культуры железнодорожников у Дмитрия Покраса, где освоили эксцентрический танец на музыку кинофильма «Серенада солнечной долины», который сделал их знаменитыми. Балетмейстер  Галина Шаховская поставила ряд интересных  танцев, которые вошли в кинофильм «Карнавальная ночь» и еще больше  продвинули интерес к танцу и артистам.
Для восстановления память об этих замечательных артистах я решил посвятить стихи Всеволоду Семеновичу Якуту и братьям Гусаковым Борису и Юрию. Вот эти стихи:

                Памяти Гусакавых

Да здравствует чечетка, ура, ура, ура,
Кричала очень громко повсюду детвора,
Когда-то запрещалось сей танец танцевать
И вдруг настало время чечетку отбивать.

Спасибо Гусаковым, им будем подражать,
Чечетку отрабатывать, подошвами стучать,
Пусть слышат нас повсюду,
Веселый шум и гам,
Покажем  себя люду,
Ритм зададим ногам.

Чечетка заражает,
Простор душе дает,
Характер выражает
Свобода в ней живет.

Чечетку Гусаковых нельзя не полюбить,
И танец шустрый яркий нельзя, друзья, забыть,
Жить будет танец вечно, и душу волновать,
На все ханжей запреты - плевать, плевать, плевать.


        Памяти артиста А.С. Якута
      (к 100-летию со дня рождения)

Артист театра и кино,
Театр с любовью в юности познал,
Артистом стать ему судьбою было суждено-
На сцене Пушкина блистательно сыграл.

В театр пришел с четырнадцати лет,
В пятнадцать клоунаду цирка обуздал,
Художество чтеца открыл большой секрет,
Толчок эстрадному искусству дал.

Уроки в ГИТИСе давал,
Учил артистов цирка,
Таланта мастерством блистал –
Была в нем глубины искусства жилка,

Своим искусством радость зрителям давал,
Их восхищая словом ярким,
И атмосферу праздника душевно создавал,
Любуясь откликом народа жарким.

Артистом он народным стал,
Имел почет и уваженье,
Он словом жизнь народа украшал,
Зал приводил в волненье!


Рецензии