Доклад по случаю 30-й годовщины катастрофы на ЧАЭС
Доклад старшего офицера службы РХБЗ ГУВВ, члена Союза писателей России, полковника в отставке Ропало Петра Петровича на памятной встрече ликвидаторов 26 апреля 2016 года
Уважаемые ветераны, товарищи генералы, офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты! Сегодня, исполняется ровно 30 лет с момента Чернобыльской катастрофы. Случилась она "внезапно", в начале суток, в ночь под выходные дни в атмосфере полного благодушия и неверия в её возможность на всех уровнях научной, административной и промышленной иерархии.
В то время я являлся одним из руководителей службы радиационной, химической и биологической защиты внутренних войск (тогда эта служба называлась химической). Мой начальник, полковник Артемьев Г.А., находился в отъезде. По прибытию в Главк на дежурной машине в 4 часа ночи, мне стало известно, что в Чернобыле случилось происшествие с утечкой радиации. Вот и все сведения, которыми мы располагали более суток. Кое - какие, крайне скудные данные и то благодаря личному доверию, удалось получить в Управлении химических войск МО СССР. Режим секретности властями зачем то был установлен наивысший.
К примеру, когда 27 числа мы с начальником штаба войск генерал-лейтенантом Бубенчиковым Ф.В. добились личной встречи с министром среднего машиностроения Славским Е.П., тот посоветовал не суетиться и высказал готовность поставить кровать у разрушенного энергоблока и лечь там спать. Известно, генерал Бубенчиков за словом в карман не лез: - Когда мне исполнится 80 лет и я лягу рядом с Вами, а сейчас мы посылаем туда наших детей, ответил он Министру. На тот момент 88-летний чиновник сам не знал, что произошло на имеющей "некоторое отношение" к его организации АЭС. Официально в стране, и то с формулировкой "авария", было объявлено в газете Правда только на четвёртые сутки, 29 апреля, хотя западные голоса завопили об этом уже утром 26-го.
В опубликованных на сегодняшний день многочисленных материалах нас убеждают, что страна приступила к укрощению разбушевавшегося мирного атома с самого начала со знанием дела и заблаговременно подготовленной. Или, чтобы не раскрывать правду, этот период просто стыдливо замалчивается.
С чего же всё начиналось? Штаб Гражданской Обороны СССР, на который тогда делалась главная ставка по организации действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, овладел обстановкой и приступил к «общему руководству» ликвидацией последствий этой катастрофы лишь к исходу четвёртых суток.
Только учёные–атомщики, военная авиация, военные инженеры и военные химики денно и нощно, с переменным успехом, усмиряли разверзшееся жерло ядерного котла. Масштабы и тяжесть случившейся беды , а уж, тем более, что в этом случае делать - никто не знал. Поэтому, как бы, замедленно развивались события тех дней.
Внутренние войска имеют свою особенность. Согласно действующих тогда планов при их использовании, старшим Оперативным Начальником всегда назначался территориальный орган МВД. Так было и в этот раз, мы поступили в распоряжение Министра внутренних дел Украины генерал-лейтенанта милиции Гладуша И.П.
От Управления Внутренних Войск Украины в Чернобыль убыл сводный отряд во главе с генерал-майором Смирновым И.В. Через несколько дней его сменил начальник штаба генерал-майор Чусов Е.Н., на долю которого выпала важнейшая по значимости и тяжелейшая по исполнению обязанность рекогносцировки зоны отчуждения и непосредственного руководства группировкой в последствии задействованных там частей Министерства Обороны и Внутренних Войск.
28 апреля от в/ч 3505 командированы заместитель начальника Управления Спецчастей генерал-майор Сычёв Н.Н., полковники Базылев В.А., Мордань А.В., Филон А.Б., Фукалов А.И, днями позже к ним присоединились офицеры Главного Управления ВВ полковники Побединский В.Я., Попов В.П., сегодняшний докладчик, офицеры тыла, ИТСО и др.
Министр Внутренних Дел Украины круглосуточно с нами не находился, оставляя за себя заместителей, которые тоже временами по делам службы уезжали в Киев. А между тем становилось ясно, что это не частный случай, а крупномасштабная катастрофа с долговременными последствиями. Нерешительность и растерянность руководителей Гражданской Обороны страны стали более нетерпимыми.
Второго мая в Чернобыль прибыли члены Политбюро ЦК КПСС Рыжков Н.И, Легачёв Е.К., Щербицкий В.В. Результаты их визита доложили Михаилу Горбачёву. Начала создаваться соответствующая моменту группировка сил и средств. В процесс включилась вся страна: была создана Оперативная Группа Политбюро, Оперативные группы центральных Министерств и Ведомств, которые возглавили первые лица. Так Оперативную Группу МВД в Чернобыле стали возглавлять заместители Министра внутренних дел СССР, оперативную группу ВВ с 6 мая возглавил Начальник управления боевой подготовки ГУВВ генерал-лейтенант Смыслов Б.К
ЧАЭС охранялась Первой специальной комендатурой 658 отдельного батальона ВВ Украины численностью 108 человек (4 офицера и 108 прапорщиков). Всего же, скажу забегая наперёд, только от ВВ в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы было задействовано в разное время 14450 человек. Общее же количество ликвидаторов только в 1986-1987 гг. составило около 240 тыс. человек.
Прибывший из Киева в составе сводного отряда начальник химической службы внутренних войск Украины полковник Паненко Ю.С. с привлечением подразделений радиационной разведки попытался выяснить обстановку в местах несения службы и на маршрутах передвижения к ним. К сожалению химические разведывательные машины использовать удавалось далеко не везде: мешали трубы, опоры, провода, рельсы и пр. Делать это пешим порядком не позволяли высокие уровни радиации.
Возникли первые серьёзные трудности. Охрана АЭС была организована без учёта возникновения подобных ситуаций - на постах не имелось противорадиационных укрытий, не было средств защиты и приборов наблюдения. Я не случайно столько внимания обратил на начальную стадию событий, самый трудный период не только для ВВ, но для всех без исключения фигурантов этой эпопеи. Нелегко было и в последующие месяцы и годы. В каждое время были свои трудности. Тем не менее всегда труднее начинать.
Прибывшие первыми из Киева 290 Новороссийский Краснознамённый мотострелковый полк ВВ и 1 специальный моторизованный полк милиции ВВ МВД СССР совместно с местными органами власти и милиции немедленно включились в службу по охране общественного порядка, а чуть позже в обеспечение эвакуации из 30-км зоны свыше 40 тысяч человек местного населения.
Круг новых задач нарастал, как снежный ком. В начале мая стало ясно, что внутренним войскам предстоит длительное время выполнять служебно-боевые задачи не только на ЧАЭС, но и во всей 30-км зоне. После всесторонней оценки обстановки и встреч с Председателем Правительственной комиссии Силаевым И.С. первый заместитель министра внутренних дел СССР Трушин В.П. и Командующий Внутренними войсками генерал армии Яковлев И.К. провели совещание с руководителями структур МВД и командованием воинских частей , где были уточнены задачи и определены меры на длительную перспективу.
В чернобыльскую зону перебрасывались дополнительные силы. Для оборудования рубежей зоны отчуждения Министерством обороны были выделены силы и средства трех военных округов (Киевского, Прикарпатского, Белорусского). От внутренних войск в работе участвовали отдельный саперный батальон дивизии им. Ф. Дзержинского, инженерно-саперные роты внутренних войск Киева и Минска, специалисты инженерно-технических средств охраны всех уровней.
К 1 августа была оборудована линейная часть зоны ограждения протяженностью 196,5 км в виде 2-метрового забора из колючей проволоки в 18 нитей, установлена сигнально-заградительная система "Скала". Для организации связи в звене караул – рота – батальон было проложено 346 км кабельных линий.
Следует особо отметить дальновидность и государственный подход к делу тогдашнего командира минской дивизии полковника Куликова Анатолия Сергеевича. Находясь круглосуточно среди нас, он вникал с головой во все мелочи и предлагал своё видение решения тех или иных вопросов. Правительственная комиссия согласилась с его доводами по организации Белорусского сектора охраны, которая отличалась от Украинской. Так со стороны Белоруссии не стали возводить проволочные заграждения и строить новые военные городки. Служба организовывалась из мест постоянной дислокации частей и подразделений. Охрана не утратила надёжность, но оказалась значительно менее изнурительной и затратной.
Для несения службы в зоне отчуждения было сформировано три батальона общей численностью 1000 человек из числа военнослужащих, призванных из запаса. Кстати, Военкоматам ставилось условие – возраст призывников не менее 30 лет и наличие хотя бы одного ребёнка. Два батальона организационно входили в состав 290-го мотострелкового полка (г. Киев) и один – в состав 362-го мотострелкового полка (г. Минск).
22 мая 1986 г. было привлечено ещё 14 частей внутренних войск, в том числе: четыре мотострелковые, шесть специальных моторизованных частей милиции, отдельный батальон связи, отдельный саперный батальон, Центральный узел связи с радиостанциями большой и средней мощности, отдельный батальон специальных частей, подразделения обеспечения пяти конвойных частей общей численностью около 3,5 тыс. военнослужащих.
Но до этого нами, офицерами оперативных отделов, химической , инженерной , тыловых и других служб с использованием вертолёта и наземного транспорта предстояло произвести рекогносцировку, а потом постройку и оборудование периметра зоны отчуждения, новых военных городков , караулов, КПП, пунктов специальной и санитарной обработки, постов радиационного наблюдения. Что касается оснащения последних, нам предстояло найти выход из, казалось бы безвыходного положения. Рентгенметр ДП-5 по нормам был положен 1 на роту, и тот не имел штатную единицу.
Опыт подготовки нештатных химизированных отделений у нас есть (тот единственный в роте прибор имел нештатного хозяина, обычного стрелка). Мы с генерал-майором Сычёвым Н.Н. через Начальника химических войск Министерства Обороны СССР генерал-полковника Пикалова В.К. обратились в Правительственную Комиссию об увеличении этой нормы в 20 раз. Наша заявка была удовлетворена в течение суток, приборы ДП-5А мы получали по потребности. Круглосуточные посты радиационного наблюдения были созданы во всех вышеперечисленных подразделениях и войсковых нарядах.
Наши данные радиационной обстановки внутри всей 30-км зоны использовали Оперативные Группы Министерства Обороны и других заинтересованных структур.
Наконец-то получила "пищу" главная расчётно-аналитическая станция войск под руководством полковника Назарова Н.А. Он и его подчинённые Иванов В.В., Сорокин М.П., Молчанов С.Л. и другие в круглосуточном режиме обеспечивали руководство МВД и командование Внутренних Войск через их Центральные Оперативные Группы в Москве, данными об использовании войск в зоне чернобыльской катастрофы, а главное, ежедневно выступали с предложениями по недопущению переоблучения личного состава. Благодаря им мы знали и до сих пор знаем, сколько было в Чернобыле наших ликвидаторов от первого генерала до последнего солдата. Сами не спали и не давали спать подчинённым расчётно-аналитическим группам Киева и Минска.
Выступая 31 марта на всероссийской научно-исторической конференции, организованной "Союзом Чернобыль" России, я высказался насчёт проблем с которыми внутренние войска и, в частности, наша служба РХБЗ встретились там. Не преминул также поделиться положительным опытом работы наших РАСТ и РАГ. Для наглядности, сидящий в зале полковник Назаров Н.А. развернул рабочую схему с подтверждением сказанных мною слов. А побудили меня к этому высказывания некоторых выступающих о том, что многие направленные от их организаций люди до сих пор не могут подтвердить своё участие в качестве ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы.
Первое время на нештатных химиков, которых я упоминал выше, возлагалась обязанность контроля радиоактивного облучения личного состава. Но имеющиеся у нас войсковые дозиметры оказались для тех условий слишком грубы. Пришлось индивидуальные дозы рассчитывать по времени нахождения личного состава в той или иной зоне. Журналы учёта доз радиоактивного облучения велись на всех пунктах управления и в подразделениях от роты и выше. Что касается выдаваемых на руки карточек учёта этих доз, то это - смех и грех: кто и что туда писал не поддаётся осмыслению. В целом вопросы дозиметрического контроля при относительно низких уровнях радиации требуют своего разрешения в масштабе страны.
Собственные пункты специальной обработки техники и санитарной обработки личного состава, из-за особенностей оснащённости техническими средствами, у нас были только в местах постоянной дислокации . В районах производства работ и несения службы для этих целей использовались ПУСО других ведомств. Обмундирование, кроме обуви, менялось полностью после каждой помывки, даже если она проводилась ежедневно или по нескольку раз в день. Для защиты органов дыхания каждый ликвидатор обязан был использовать одноразовый марлевый респиратор "Лепесток".
Не трудно представить сколько всего этого требовалось ежедневно. Тыловикам низкий поклон!
Всё многообразие чернобыльских проблем невозможно раскрыть в коротком докладе. Остановлюсь лишь на важности разъяснительной и воспитательной работы. Радиация не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как устоять перед невероятным обилием свисающих с веток черешен. вишен, яблок и груш; чтобы в жару не утолить жажду водой из открытого колодца; не присесть отдохнуть на землю в тени деревьев? О грозящей в этих случаях опасности разъясняли живым словом, плакатами, памятками, листовками, всем чем могли. Самым эффективным был личный пример, даже отрицательный: стоило нам снять респиратор, как немедленно то же делали подчинённые. Или такой пример. Вначале из запаса призывали на три месяца, потом было решено срок увеличить до полугода. "Партизаны", у которых кончался срок, при встрече с генералом Бубенчиковым Ф.В. начали роптать. - Я всю войну прошёл, пальцем показывая шрам через всё лицо, и сейчас с вами работаю, ем и сплю. Через полминуты, от стыда опустив головы, все разошлись.
Меняя друг друга, в качестве начальников Оперативных Групп ГУВВ, круглосуточно работали в зоне чернобыльской катастрофы, начальник управления боевой подготовки генерал-лейтенант Смыслов Б.К., начальник управления кадров генерал-лейтенант Крупин Н.Н., первый заместитель начальника войск генерал-лейтенант Дубиняк В.С., начальник штаба войск генерал-лейтенант Бубенчиков Ф.В., начальник тыла войск генерал-лейтенант Сергеев О.М., начальник управления спецчастей, генерал-лейтенант Наливалкин Д.А. и другие. Эта работа требовала высочайшей ответственности, максимального напряжения физических и моральных сил. Так, за малейшую потерю контроля над ситуацией был немедленно освобождён от занимаемой должности начальник Оперативной Группы Гражданской Обороны страны генерал армии Алтунин. Пострадал также "на не надолго отлучившийся по делам службы" один из заместителей министра внутренних дел Украины. Без «шероховатостей», как видим, тоже не обошлось.
Большой похвалы заслуживают также командиры и начальники меньшего уровня, чьи знания, опыт и смекалка ярко проявились в столь неординарной обстановке. А то что страна в кратчайшие сроки справилась с доселе неведомой миру бедой, так это только благодаря неимоверному усердию, стойкости, мужеству и массовому героизму главной действующей силы - Его Величеству Солдату, в том числе и солдату доблестных внутренних войск..
Не мало ликвидаторов, включая и руководителей, поплатились своим здоровьем и даже жизнью в начальный период катастрофы. К сожалению, такая участь героев-первопроходцев …
Добрая память о всех тех, кого уже нет с нами, низкий поклон ныне здравствующим.
Основная часть задач, поставленных Правительственной комиссией перед МВД СССР в целом и перед внутренними войсками, в частности, к декабрю 1986 года была выполнена. За проявленное мужество и самоотверженность в ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Указами Президиума Верховного Совета СССР и Президента страны в общей сложности были награждены орденами и медалями Советского союза 406 военнослужащих Внутренних войск МВД СССР.
Нельзя полностью исключить возможность технических аварий и катастроф на важных государственных объектах, охраняемых внутренними войсками. Опыт, приобретённый нами в Чернобыле, ещё может оказаться востребованным. Если бы страна не засекретила до такой степени, что потом и вовсе забыла о катастрофе 1957 года на производственном объединении "Маяк", наша работа тридцатилетней давности была бы менее изнурительной, менее затратной и не менее эффективной. Ведь по радиационным последствиям обе эти катастрофы очень схожи.
Человечество достигло наивысшего технического, материального, духовного и интеллектуального развития, которое в свою очередь требует от каждого конкретного человека величайшей ответственности за использование всех мировых достижений строго по назначению. Кто думал, что радиоактивный след чернобыля протянется на долгие годы через души людей в одночасье изменив их судьбу, превратив жизнь в сплошной лабиринт страданий, сомнений и скорби. Что думал "человек", врезаясь самолётом в небоскрёб; перегрузивший сверх всякой нормы корабль; за стаканом водки, поставивший свою подпись под беловежским соглашением; давший команду на необоснованную бомбардировку Ирака ...
А что если тот же "человек", наделённый народом верховной властью, нажмёт ещё и на доверительно порученную ему ядерную кнопку? Чернобыль миру покажется безобиднее последствий хлопка лопнувшего мыльного пузыря!
Происшествия случаются всегда внезапно, порой независимо от человека, и тем не менее заставать нас врасплох никогда не должны.
Свидетельство о публикации №216042700504
Петр Панасейко 29.04.2016 13:25 Заявить о нарушении