Время смыслов. Глава 92

1. В предшествующих 90й и 91й главах я начал разрабатывать теорию контекстного взаимодействия различных типов социальной идентичности на примере конфликта между Севером и Югом США в 1850е годы, накануне Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Я сформулировал в порядке рабочей гипотезы три правила контекстного взаимодействия два из которых мы будем обсуждать в связи с конкретными историческими ситуациями, а третье (о взаимодополнительности разных типов идентичности и разных контекстных полей как искомом результате эффективного системного и функционального опосредования, в тексте 91 главы это правило номер два) пока просто примем к сведению и оставим на будущее. Оно нам пока не понадобится.

2. Я хочу еще раз подчеркнуть, что моей целью является разработка понимания исторической динамики идентичности, а не объяснение кризиса американского общества 1850х годов во всей его сложности. Поэтому я подробно обсуждаю некоторые важные для разработки нашей теоретической модели детали, а другие столь же важные для данной исторической ситуации вещи по необходимости остаются в тени, поскольку они не нужны нам для разработки нашей модели. И тем не менее я думаю, что и для читателей, интересующихся американской историей и хотя бы в общих чертах знакомых с этой реальностью наш подход, поскольку он основывается на новой интерпретации и сопоставлении ряда ключевых источников,всё же может обнаружить некий новый угол зрения на эту часть американского прошлого.

3. Напомним, что в первом правиле речь идет о поляризации и блокировании позитивного контекстного взаимодействия как предпосылках перехода к негативной, конфликтной форме этого взаимодействия. А в третьем правиле говорилось о том, какую роль в развитии взаимодействия могут сыграть вторичные, геометрически (в смысле нашей схемы) промежуточные типы идентичности: они либо поддерживают это взаимодействие (комбинация) либо затрудняют его (суперпозиция/наложение вторичных парадигм на первичные). О чем же здесь конкретно идет речь?

4. Как я уже упоминал в одной из предшествующих глав американский Юг с конца 1840х годов и до начала Граждансклй войны в 1861 г. переживал период рыночного бума, резко увеличился мировой спрос на хлопок, а три четверти мирового запаса хлопка, были продуктом южных плантаций. Юг был завален деньгами и товарами, цены на хлопок и рабов которые его собирали резко выросли, американское рабство получило второе дыхание.

5. В результате система домашнего проксимономного рабства, предполагавшая близкие неформальные отношения и взаимную лояльность между рабами и господами переживала глубокий кризис и во многих случаях фактически переставала существовать.

6. Альтернативой домашней проксимономике BHC являлась рыночная хреономика BEH, где рабов оценивали исключительно с точки зрения их рыночной стоимости, которая в свою очередь определялась рыночным спросом на продукты рабского труда (в нашей матрице это отношение передается супплементальной/снабжающей линией ЕH). Вот как описывает эту ситуацию Харриет Бичер Стоу, автор аболиционистского бестселлера 1850х годов Хижина дяди Тома, в другой своей книге того же периода Ключ к хижине дяди Тома, где она собирает подлинные документы и свидетельства, чтобы подтвердить достоверность своего изображения южного рабства.

7. Бичер Стоу указывает, что до периода роста внутренней работорговли (связанной с распространением крупного плантационного хозяйства и ростом мирового в особенности английского спроса на хлопок в 1830е годы) отмена рабовладения активно обсуждалась в самих южных штатах, где в это время вовсю критиковали рабство. Тогда значительная часть южной элиты рассматривала рабство как временно необходимое зло, от которого нужно постепенно избавиться:"Было время,когда никто не сомневался,  что эти штаты скоро будут свободными штатами, и в чем же причина того,что они такими не стали?…открытие обширного южного рабовладельческого рынка и организация большой внутренней работорговли, вот что остановило прогресс эмансипации…Плантатор, рабы которого выросли вместе с ним и  на которых он приучился смотреть почти как на мужчин и женщин, теперь видел на каждом смуглом лбу только рыночную стоимость. Этот человек стоил тысячу долларов, а этот восемьсот. Черный младенец в руках матери был стодолларовым  билетом и ничем больше. Все благородные черты ума и сердца, которые должны были делать раба братом превратились в печати на принадлежащем ему  товаре. Раб умен? Хорошо!Это повышает его цену на двести долларов.Он совестлив и верен? Прекрасно! Отметим это в его сертификате, он будет стоить еще на 200 долларов дороже." (Beecher Stowe 1854,Ch. 4, 279-280).

8. Здесь мы наблюдаем, как проксимономика постепенно заменяется хреономикой. В следующих главах мы сможем проследить этот процесс гораздо более детально и конкретно, на материалах документальных репортажей из южных штатов журналиста Фредерика Олмстеда, о которых я уже рассказывал своим читателям. Но при этом важно иметь в виду по крайней мере два ключевых обстоятельства: 1)влияние рынка на общество было в данном случае далеко не однозначным, поскольку рыночные отношения как таковые отнюдь не сводились к работорговле и включали много других аспектов и ситуаций. Наша матрица позволяет нам идентифицировать и представить в виде специфических геометрических конфигураций не одну, а целый ряд различных,связанных с рынком парадигм идентичности (не только хреономика, но и дианомика, хрематономика, морфономика, лукрономика, проприономика и др.). Мы увидим на конкретных примерах, как различно было действие и влияние многих из этих парадигм идентичности в специфических ситуациях. 2)Нередко сходные по форме ситуации имели различное смысловое содержание в зависимости от той парадигмы идентичности, в которую они были в данном конкретном случае вписаны.

9. Нам также предстоит уже не абстрактно, а на практике изучения конкретных исторических свидетельств вернуться к обозначенной прежде теме поляризации контекстных полей и парадигм идентичности, блокировок, а также промежуточных или вторичных парадигм, комбинаций и суперпозиций. В терминах нашей матрицы поляризация между проксимономикой и хреономикой включала например такие важные для нас промежуточные (по своему геометрическому положению в матрице)типы идентичности, как морфономика ВНD(одна сторона которой, дифференциальная линия ВН у нее общая и с проксимономикой ВНС и с хреономикой BHE)и эгономика CFD.

10. Таким образом вдумчивое сопоставление разных аспектов нашей матрицы с конкретными историческими данными позволит нам не на словах, а реально продвинуть вперед понимание контекстного взаимодействия и кризиса социальной идентичности накануне Гражданской войны между Севером и Югом.

Конец главы.


Рецензии