Боги морей

Средиземноморье не случайно стало колыбелью многих цивилизаций. Сначала люди выходили в море, чтобы ловить рыбу, потом, чтобы заниматься торговлей и пиратством. Все эти виды деятельности приносили немалый доход, гораздо больший, чем обычное земледелие и скотоводство у сухопутных народов. Греки появились на берегах Средиземного моря  примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Заняв юг Балканского полуострова, они получили не только доступ к дарам моря, но соседей-мореходов – египтян, критян и финикийцев, у которых было чему поучиться. Учениками греки оказались хорошими и все преимущества морской торговли и морского разбоя осознали быстро.

Впервые греки проявили себя как мореходы, покорив в 14 веке до н.э. остров Крит, чья мощь была ослаблена ужасными разрушениями после извержения вулкана на острове Тира (Санторин). Именно после захвата Крита и его богатств начался расцвет Микен, Аргоса, Пилоса и других греческих городов. В 1173 году до н.э. флот из представителей разных племен напал на единственную супердержаву того времени - Египет. Египтяне назвали их «народами моря». Среди прочих народов моря египтяне называли  экуэш (ахейцы) и денйен (данайцы). А чтоб уж совсем не было никаких сомнений, в храме Мединет-Абу они высекли рельеф, на котором фараон Рамзес III стреляет из лука по чужеземцам в характерных греческих шлемах.

Потерпев поражение от египтян, греки не пали духом и разграбили крупный малоазийский город Трою. Эту историю вслед за Гомером пересказывают уже три тысячи лет. Согласно преданию война началась с морского похода, в котором участвовало 1186 кораблей, на каждом из которых было примерно по сто двадцать воинов. Для эпохи бронзового века военно-морская операция такого масштаба выглядит весьма впечатляюще.

Греки не только воевали и торговали на море. Они расселялись вдоль  берегов, основывая колонии от Сицилии до Тамани. Они путешествовали и за Гибралтар, отправляя экспедиции в Британию за дефицитным оловом. Греческий мореплаватель Питеас открыл для греков Балтийское море, а Евдокс Кизикский совершил путешествие из Египта в Индию и обратно через Индийский океан, пользуясь муссонными ветрами. Основным типом морского греческого судна была триера (трирема), с тремя рядами весел, изобретенная в Коринфе корабелом Аминоклом примерно в 700 году до н.э. Ее конструкция оказалась оптимальной с точки зрения мореходных качеств и приспособленности к морскому бою и сохранялась неизменной около пятисот лет. Военное судно от торгового отличалось лишь наличием тарана в подводной части корабля.

Греки избегали выходить в открытое море, опасаясь сбиться с курса. Они совершали каботажные плавания вдоль берегов или от острова к острову, стараясь устроиться на ночь на якорную стоянку.  Все средиземноморские мореходы использовали парус лишь как вспомогательное средство, более полагаясь на команду гребцов, которым не нужен был попутный ветер. А гребцам в большом количестве была необходима свежая вода, которую можно было взять только на берегу.

Морские путешествия были делом рискованным и опасным, а древние греки были людьми суеверными. Ни на какую помощь на море, кроме как от высших сил в те времена рассчитывать не приходилось, поэтому к религиозным обрядам относились с большой ответственностью. Выйти в море без жертвы богам или благоприятного предсказания было просто немыслимо. В античные времена мир человека был наполнен волшебством и тайной. Боги жили рядом, на расстоянии вытянутой руки и постоянно вмешивались в жизнь людей. Любая гора, роща, река, бухта или пещера могли быть местом обитания богов и нимф, к которым нужно было относиться с максимальной почтительностью. В морских водах богов было не меньше, чем на суше, и суеверные моряки почитали их ревностно.

Океан.

Древнейшим из богов водной стихии был титан Океан, сын Геи и Урана, проживающий на самом краю обитаемого мира, где-то за Геркулесовыми столбами. Океан был добрым и старым богом, в дела людей и обитателей Олимпа он почти никогда не вмешивался. У него были тысячи сыновей  дочерей, которые стали богами всех рек и ручьев на Земле. Единственным человеком, считавшимся сыном Океана был легендарный царь Элевсина Триптолем, научивший людей пахать землю и выращивать злаки.  Сам Океан не имел храмов и не претендовал на жертвы и праздники в свою честь, но две из его дочерей были весьма почитаемы. Это богиня неминуемого возмездия Немесида и ее сестра Тихе, богиня неожиданного случая, меняющего судьбу человека, более известная под римским именем Фортуна. Немесиде молились те, кто жаждал отмщения, а Тихе была слишком непредсказуема, чтоб ее о чем-то просить, и ее почитали в основном для профилактики несчастных случаев. Тихе изображали с рогом изобилия в одной руке и корабельным рулем в другой. Особо почитали богиню те, кто занимался морской торговлей, поскольку их жизнь и достаток сильно зависели от ее прихотей.

Посейдон.

Владыкой подводного царства был Посейдон, старший брат Зевса. Как известно, после победы нал титанами Зевс, Аид и Посейдон по жребию поделили между собой Землю. Зевсу досталась суша, Аиду царство мертвых, а Посейдону морская стихия. Старый бог моря Нерей выдал за Посейдона свою дочь Амфитриду и уступил зятю трон во дворце на дне Эгейского моря. Нерею было дозволено стать ипостасью спокойной водной глади, радующей глаз своей красотой.  Сам же Посейдон воплощал несокрушимую мощь и свирепость морской стихии. Само его имя означающее «сотрясающий землю» возлагало на Посейдона ответственность за землетрясения, бури и прочие природные катаклизмы.
 
Характер у этого божества был, скажем так, непростой. Он не терпел никакой фамильярности и жестоко наказывал за малейшие нарушения религиозных церемоний. В некоторые храмы Посейдона вход был дозволен только жрецам, да и то лишь по особым случаям. Ваятели часто изображали Посейдона с трезубцем в правой руке и с дельфином в левой. Греческие статуи не были белыми, какими мы их видим сейчас. Их тщательно раскрашивали, и они поражали зрителей своим красочным великолепием. Посейдон был единственным из богов, кого изображали синеглазым. В те времена синий цвет глаз был очень редким,  эта мутация появилась у человека всего пять тысяч лет назад в районе Черного моря, и греки верили, что люди с синими глазами ведут свой род от самого Посейдона. Все статуи потомков Посейдона – Тезея, Нелея, Пелия, Кихрея, Беллерофонта  и прочих героев тоже были синеглазыми.

Трезубец был нужен богу морей, чтобы ударом о землю вызывать землетрясения, а с дельфином связана следующая история. Дочь Нерея Амфитрида сбежала от назойливых ухаживаний пылкого Посейдона во дворец Океана. Бог был в отчаянии. Земля тряслась, на море бушевали шторма, и всем это очень быстро надоело. Поправить дело вызвался мудрый дельфин. Он отравился в чертоги Океана и искусно провел там с дочерью Нерея  переговоры, после которых Амфитрида  оттаяла и подарила свою благосклонность Посейдону, согласившись выйти за него замуж.  Благодарный Посейдон стал покровителем всех дельфинов и даже организовал на небе соответствующее созвездие. К слову сказать, Амфитрида имела не менее крутой нрав, чем ее супруг. К примеру, узнав , что муж положил глаз на прекрасную нимфу Сциллу, он превратила ее в морское чудовище с шестью собачьими головами и двенадцатью ногами. После этого бедняжке Сцилле пришлось хватать с палуб зазевавшихся моряков, чтоб раздобыть себе хоть какое-то пропитание.

Отношения Посейдона с другими богами были довольно напряженные. Он постоянно с кем-то ссорился или судился. С Зевсом он тоже не ладил, полагая, что по старшинству власть на Олимпе должна принадлежать ему. Подговорив Аполлона, Афину и Геру он даже пытался устроить переворот, пленив спящего Зевса. Но тому на помощь пришла морская богиня  Фетида. Зевс был освобожден и в наказание отправил Посейдона и Аполлона к троянскому царю Лаомедонту возводить крепостные стены.  Аполлон был ленив и большей частью играл на лире, и вкалывать пришлось Посейдону, которому помогал Эак, царь острова Эгина. Лаомедонт отличался очень скверным характером, постоянно оскорблял богов и даже пригрозил Посейдону, что отрежет ему уши за плохое старание.  Закончив строительство, боги решили отомстить наглецу. Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон напустил на побережье ужасное морское чудовище, пожирающее людей. Оракул заявил, что от чудовища можно избавиться, отдав  ему дочь Лаомедонта Гесиону. Троянский царь обратился за помощью к Гераклу, пообещав ему своих чудесных коней, способных скакать по морю. Геракл убил чудовище и спас Гесиону, но коней так и не получил из-за чего возник небольшой конфликт, завершившийся штурмом Трои и гибелью Лаомедонта. А Гесиона стала рабыней у приятеля Геракла Теламона.

По всей Греции было множество жертвенников и храмов Посейдону, поскольку от благосклонности владыки морей зависели судьбы и благосостояние всех рыбаков, моряков и торговцев. Но самый древний храм Посейдона находился на месте его рождения в Аркадии, вдали от моря. Там его почитали как покровителя коней. Рассказывают, что именно коневодством в молодые годы и занимался Посейдон до того, как стал владыкой морей. Более того, именно в образе коня он время от времени совершал то, чем занимался Зевс в виде орла, лебедя или золотого дождя. Сохранился гимн, посвященный Посейдону, авторство которого приписывается легендарному Орфею:

Услышь меня, Посейдон, волосы которого влажны от соленых волн моря, Посейдон, вооруженный мощным трезубцем, которого влекут быстроногие  кони. Ты, вечно обитающий в неизмеримых морских глубинах, царь вод, ты, окружающий и теснящий землю шумящими водами, ты, разбрасывающий вдаль пену морскую, ты, правящий среди волн твоей быстрой квадригой, ты лазоревый бог, назначенный судьбой править морями, ты, любящий свои стада, покрытые чешуями, и соленые волны, остановись у берега,  даруй попутный ветер нашим кораблям, и прибавь к нему ради нас мир, безопасность и золотые дары богатства.

Нерей,  Протей и Псамафа.

Древний морской бог Нерей, которого часто называли просто Старцем, был по натуре добр и отзывчив и многие люди этим пользовались, постоянно донимая его своими просьбами. В конце концов, старику вся эта суета очень надоела, он решил уйти на покой и начал прятаться от назойливых просителей. Нерей был всеведущ. Он знал абсолютно все и кроме того был величайшим из прорицателей. Естественно, многие цари и герои,  которым по зарез нужно было получить квалифицированную консультацию или прогноз, отправлялись на поиски Старца, но очень мало кому удавалось его найти, а тем более заставить говорить. Последним кому это удалось, был Геракл, которого микенский царь Эврисфей отправил за золотыми яблоками Гесперид. Нимфы Геспериды были дочерьми богини Геспериды, жены титана Атланта, и жили где-то в тайном месте далеко на западе. Место это было настолько тайным, что Гера хранила там три волшебных золотых яблока, подаренные ей на свадьбу Геей, видимо опасаясь за их сохранность на Олимпе. Геракл выследил Нерея и набросился на него, когда бог решил выбраться на берег, понежиться на солнышке. Герой схватил Старца и повалил его наземь. Геракл знал, что Нерей, как и все морские боги, мог менять свою форму и превращаться во что угодно. Так и случилось. Нерей превращался то во льва, то в зайца, то дикобраза, то в змею, но Геракл держал его крепко. В конце концов, бог устал и рассказал Гераклу, как найти заветные яблоки. С тех самых пор Нерея никто не видел. Видимо, он решил не испытывать судьбу и больше никогда не выбирался на сушу.

Похожая история произошла с другим морским богом Протеем, сыном Посейдона. Он так же обладал даром предвидения и покровительствовал тюленям.  После падения Трои спартанский царевич Менелай на своих кораблях никак не мог доплыть домой из-за отсутствия попутного ветра. Было абсолютно ясно, что дело тут во вмешательстве богов, но что делать, никто не знал. На одном из островов моряки заметили стадо тюленей. А, как известно, где тюлени, там где-то рядом и Протей. Менелай с товарищами высадились на остров, убили нескольких тюленей и спрятались, надев на себя их шкуры. Ночью они увидели Протея, выходящего из воды к своим тюленьим стадам. Они накинулись на бога, который сразу начал превращаться в разных зверей и морских чудовищ, и держали его до тех пор, пока тот не согласился им помочь. Протей посоветовал Менелаю отправиться в Египет и принести жертвы местным богам, а за одно, рассказал ему о гибели его брата Агамемнона от руки неверной жены. Менелай сделал все, что полагалось, и, в конце концов, получил свой попутный ветер. Как видим, общение богов морей с людьми время от времени сопровождалось разнообразными эксцессами.  Особенно возмутительная история произошла с супругой Протея, дочерью  Нерея Псамафой.

Богиня отдыхала в уединении на берегу острова Эгина, когда мимо проходил сын Зевса, правитель этого острова Эак. Этот достопочтенный муж славился по всей Элладе как образец мудрости, справедливости и благочестия. Он помогал Посейдону возводить стены вокруг Трои, был третейским судьей в спорах царей и жрецом, чьи молитвы вызывали дождь. Но увидев богиню, Эак преисполнился юношеского задора и мгновенно забыл о своем беспримерном благочестии. Видя такое дело, Псамафа поспешила превратиться в тюленя, но это никоим образом не уменьшило энтузиазм Эака,  он настиг нереиду и свершил задуманное. Подобная дерзость могла бы стоить кому-то другому вечных мучений в Тартаре, но Эак был полубогом, сыном Зевса, и его даже не пожурили. Псамафа родила Эаку, сына Фока, который впоследствии был убит его сводными братьями Теламоном и Пелеем. Могилу Фока в виде насыпи, обнесенной оградой, на острове Эгина во II веке нашей эры видел знаменитый античный путешественник и писатель Павсаний. Но до наших дней она не сохранилась.

Фетида.

У Нерея и его жены океаниды Дориды было пятьдесят дочерей, которых называли нереидами. Самой знаменитой и почитаемой из них была Фетида. Древние греки наделяли своих богов человеческими качествами. При всем своем могуществе и прочих достоинствах они могли быть жадными, тщеславными, хитрыми, ленивыми и мстительными.  У Фетиды не было недостатков. Зато у нее было нежное сердце, острый ум и благородство. Значительную часть жизни богиня провела на Олимпе и пользовалась там большим влиянием и авторитетом.

Когда Гера сбросила с Олимпа в море своего хилого младенца Гефеста, Фетида спасла его и поселила в пещере, где Гефест вырос и построил свою первую кузницу. Впоследствии он выковал для нереиды множество чудесных украшений на зависть прочим богиням. Она спасла от нападения вечно голодной Сциллы аргонавтов и укрыла у себя юного Диониса, который бросился в море, спасаясь от ярости фракийского царя Ликурга.

Когда Посейдон с Герой решили захватить власть на Олимпе и набросили на спящего Зевса заговоренные сыромятные ремни, которые оплели Громовержца сотнями узлов, Фетида отправилась в Тартар и привела оттуда сторукого великана Бриарея, который мгновенно развязал все узлы и спас Зевса. После этого случая Громовержец решил даже разойтись с Герой и взять в жены Фетиду, но получил предсказание мойр, богинь судьбы, что сын Фетиды во всем превзойдет его отца. Зевс решил не рисковать и от греха подальше выдать Фетиду за смертного. Наиболее подходящей кандидатурой для этого дела Зевс посчитал своего внука Пелея, сына Эака.

Зевс рассказал о своем замысле приятелю Пелея, мудрому кентавру Хирону, который подстроил дело так, что Пелей обнаружил тайный грот, в котором отдыхала нереида. Впечатленный красотой богини, Пелей попытался ею овладеть, но получил суровый отпор. Фетида, подобно прочим морским божествам в сходной ситуации стала превращаться то в змею, то в каракатицу, то в огромную скользкую медузу, была она и огнем и водой, но искусанный, исцарапанный и обожженный Пелей держал ее крепко до тех пор, пока богиня не сдалась. Видимо упорство Пелея  произвело на Фетиду благоприятное впечатление, и она вышла за него замуж. На свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все олимпийские боги за исключением богини раздоров Эриды. Эрида не на шутку обиделась и подбросила на свадебный стол яблоко с надписью «Прекраснейшей», что вызвало спор между богинями и, в конце концов, привело к Троянской войне.

Фетида родила сына Ахилла, которого сразу после рождения окунула в реку Стикс, чтобы сделать его неуязвимым. Единственным незащищенным местом будущего героя Троянской войны осталась пятка, за которую его держала мать. Увы, все предсказания и пророчества предрекали Ахиллу великую славу и скорую гибель. Более того, грекам было предсказано, что победить троянцев они смогут только при условии участия в войне Ахилла. Фетида как могла, пыталась защитить сына от этой участи, но все было напрасно. Ее сын принял свою судьбу и погиб, обретя бессмертную славу. После этого Фетида покинула Олимп. Ей невмоготу было видеть Аполлона, который направил смертоносную стрелу в ее сына и Зевса, который это допустил.

Храмы Фетиде были в Фессалии, где ее почитали как древнее морское божество, не уступающее могуществом Посейдону и в Спарте, где ей поклонялись как матери Ахилла. По-видимому, существовал и тайный женский культ Фетиды. Это не удивительно, ведь для любой матери, отправившей на войну своего сына, было естественно молиться и приносить жертвы именно этой богине. 
 
Все нереиды были чтимы моряками, потому что, как считалось, они всегда приходят на помощь, в отличие от вечно занятых и капризных богов. Геродот рассказывает, что даже персы во время похода в Грецию, застигнутые бурей у мыса Сепиада принесли жертву нереидам и буря успокоилась. Способность укрощать волны приписывалась и богине любви Афродите. Рожденная из пены морской богиня была тесно связана с водной стихией. Ее часто изображали опершейся о рулевое весло с дельфином у ног. В одном из храмов Афродиты, возвышавшемся на морском берегу под ее скульптурой была высечена такая надпись:

Это — владенье Киприды. Отсюда приятно богине
Видеть всегда пред собой моря зеркального гладь;
Ибо она благосклонна к пловцам, и окрестное море
Волны смиряет свои, статую видя ее.

Древние греки любили море, несмотря на все опасности с ним связанные. И если Афродита покровительствовала любви между мужчиной и женщиной, то почему бы ей не покровительствовать и любви людей к морю? Тем более, что, судя по всему, любовь эта была взаимной.


Рецензии