О высшем образовании, работе и молодости

Один мой знакомый однажды сказал, что мы сейчас живём в таком обществе, в котором нет никакого реального выбора, а есть только иллюзия свободы: можно пойти за покупками (едой или одеждой) в любой из предложенных магазинов марок А,B,С можно, чтобы казаться выше и лучше в чужих глазах (увидеть одобрение) выбрать престижную марку D. Можно так же и пойти работать в любой из этих магазинов, если не найдётся более оплачиваемая работа. Но чтобы получить такую работу нужно пройти через несколько лет муштры, беготни и унижений. Конечно, есть те, кому высшее образование вполне по душе. Но большинство людей его получает за неимением лучших перспектив. Таким образом, только для единиц образование служит целью. В большинстве же своём люди стремятся к тому, чтобы выбрать себе местечко потеплее, т.е. такое место, где можно будет при меньших нагрузках получать большую заработную плату. Это вполне рациональный выбор, и он едва ли заслуживает порицания. При желании можно найти какой-то компромисс в этом вопросе. Можно и обойти существующую систему, путём обмана и взяток. Но разница в любом случае оказывается невелика: человеку, чтобы обеспечить себя необходимым, придётся работать. А если это неизбежно, то логично, что большинство людей стремится получить более престижную специальность, которая позволит жить роскошнее, и казаться значительнее в глазах окружающих. Всегда к тому же, можно начать какое-нибудь своё дело, или заниматься творчеством так, чтобы оно позволило сводить концы с концами. Но последние два пути ещё более трудны и рискованны, чем работа на “кого-то”. И наконец, есть последний путь, который открыт немногим и лишь на короткое время: это путь иждивенца.

Есть люди, которым невыносимо “безделье” в силу разных причин: скуки или же отчаяния, каких-то серьёзных жизненных неурядиц. В этом случае, работа служит лекарством, действенным и безопасным способом отвлечься, перестать думать о своих проблемах, заботах и тревогах. Есть так же и действительно ленивые люди, которые под разным предлогом стараются избежать любого напряжения или свести его к возможному минимуму. Но кроме этих двух крайностей существует и некоторый другой тип, который не чурается работы, но и не стремится к ней. Можно назвать этих людей ищущими или потерявшимися. Среди них в большинстве молодые люди, которые не хотят заниматься тем, что им не по душе, но и не испытывают серьёзной нужды, чтобы браться за любую доступную работу. Эти люди не могут вписаться в существующую систему и потому ищут пути, как бы её обойти с наименьшими потерями для себя. Однако и их ждёт то же, что всех остальных: потеряв время на поиски, они будут вынуждены примкнуть ко всем тем остальным, кто вместо поисков занимался продвижением по карьерной лестнице или получением образования.

Много раз, ещё будучи школьником, я слышал, что без высшего образования в наше время никуда: это просто галочка, без которой даже не будут рассматривать кандидатуру соискателя. Поэтому, как и множество других молодых людей, сносно учившихся в школе, я решил поступить в университет. Первые несколько лет ещё кое-как я вынес, потому что в основном изучали предметы из школьного курса, и это не составляло никаких проблем. Потом же начались специальные предметы по профессии. И тут я понял, что совершенно не хочу этим заниматься, что это мне абсолютно не интересно. Конечно, говорили все кругом, что нужно только доучиться, получить диплом – и потом можно будет искать любую другую работу, даже и не по специальности. Справедливо и другое замечание, что я мог выбирать профессию тщательнее, с расчётом на интерес. Но это смешно, учитывая возраст человека, который в самом начале жизненного пути должен решить с чем связать оставшуюся жизнь. И поэтому я поступил, просто чтобы поступить, за неимением никаких лучших вариантов и, потому что у меня был “шанс” на бесплатное высшее образование, который нужно было реализовать. Не стоит даже и говорить о том, что я не доучился. Всё начиналось с невыносимой скуки на занятиях, с бессмысленного стояния в очередях и переписываний отчётов. Я понимал, что это необходимая часть учебного процесса и от этого никуда не деться. Но начал пропускать занятия, и в итоге совсем перестал ходить на учёбу. Я понимал, что я делаю, и какие последствия за этим последуют. Я думал, что всегда смогу заниматься чем-то другим и без образования, но ничего так и не придумал. Однако я не жалею, потому что понимаю, что мне это было не нужно. Это неважно для меня. А работу можно будет найти и непрестижную, потому что работать нужно будет в любом случае. Но вот на данный момент у меня много свободного времени, но трачу я его совершенно бездумно: не получаю никаких знаний, ничем не увлекаюсь, даже, что странно для молодого человека, не ищу каких-то особых развлечений. Могу сказать, что мне почти ничего не интересно, даже из того, что волновало меня раньше. Это весьма странное ощущение. То ли пустоты, то ли отчаяния. Понимаю, что нужно пробовать, делать, но ничего всё равно не делаю. Видимо, до сих пор жду от жизни чудес, хотя и знаю, что ничего просто так не случится и с неба не упадёт.  И чтобы изменить свою жизнь, нужно приложить хоть какие-то усилия. А куда и как её менять я не понимаю. Меня вроде бы всё устраивает, а чувство жгучей пустоты всё равно никуда не проходит. В голове есть какие-то мысли, идеи, фантазии – но все они бесплотные, воздушные. Когда доходит до дела, я понимаю, что увлёкся прожектёрством и не готов ничего изменить. Таким образом, не желая быть в потоке, я сам себе и не оставил другого выбора как снова стать захваченным этим ненавистным мне потоком из людей, событий и забот.


Рецензии