Глава 3. Граф Семен Михайлович Воронцов

В 1844 г. граф М.С. Воронцов был назначен императором  главнокомандующим войск на Кавказе и наместником кавказским с неограниченными полномочиями, при этом должность генерал-губернатора Новороссийского края и Бессарабской области за ним сохранялась. Воронцову шел тогда 63-й год. Вместе с Елизаветой Ксаверьевной  переехал  в Тифлис весной 1845 г. С этого времени Михаил Семенович с супругой стал редко появляться в Алупке.  В этот год Михаил Семенович вместе с женой и сыном  был возведен в княжеское Российской империи достоинство. Елизавета Ксаверьевна иногда  сопровождала его в инспекционных поездках. В письме Ермолову сообщал Воронцов летом 1849 г.: «В Дагестане она имела удовольствие идти два или три раза с пехотою на военном положении, но, к большому ее сожалению, неприятель не показывался. Мы были с нею на славном Гилеринском спуске, откуда виден почти весь Дагестан».  В начале 1852 г., когда отмечалось 50-летие военной службы князя М.С. Воронцова, к его княжескому достоинству рескриптом императора Николая Павловича был добавлен титул «Светлейший».

Портрет. Светлейшая княгиня E.K. Воронцова. 1852. Принцкофер с оригинала К. Блааса
Их сын Семен в 1845 г. был произведен в коллежские секретари и назначен в распоряжение своего отца. По приезду в Тифлис Семен был причислен (по его просьбе) к войскам,  принимавшим  участие в походах против горцев. В 1846 г. за отличие в Даргинском походе был произведен в титулярные советники с пожалованием звания камер-юнкера. 2 октября 1847 г. Семен Воронцов был зачислен штабс-капитаном в лейб-гвардии Преображенский полк и назначен флигель-адъютантом. 
Портрет. Мария Васильевна Воронцова.  Franz Xaver Winterhalter.
28-летний князь Семен Михайлович женился  на 32-летней, вдове,  фрейлине императрицы княжне Марии Васильевне Столыпиной, урожденной княгине Трубецкой. Ее брат, князь Сергей Васильевич Трубецкой, сын генерал-адъютанта императора Александра I, князя В. С. Трубецкого, принадлежал к числу друзей М. Ю. Лермонтова, был секундантом на дуэли поэта с Мартыновым, состоял членом «Кружка шестнадцати». От первого брака у Марии Васильевны, одной из петербургских красавиц, был 7-летний сын Николай. Свадьба Семена и Марии была сыграна в Алупке, в роскошном дворце Воронцовых. О невестке Михаила Семеновича остались воспоминания  В. А. Соллогуба: «Женитьба Семена Воронцова на вдове Алексея Столыпина, разумеется, не могла соответствовать желаниям стариков Воронцовых. Тем не менее, раз эта свадьба была решена, князь и княгиня Воронцовы со свойственным им обоим тактом ont fait bonne mine au mauvais jeu (сделали хорошую мину при плохой игре) и приняли в Алупке, где состоялась эта свадьба, свою будущую невестку ласково и родственно. Нельзя сказать, чтобы Марья Васильевна отвечала им тем же. В отношении родителей своего мужа она держалась грубо, подсмеивалась над их будто бы провинциальностью  и всячески давала им чувствовать, что русского древнего рода, княжна Трубецкая, чуть ли не сделала, по французскому выражению, une mesaillance (неравный брак), выйдя замуж за новопожалованного князя, - при этом совершенно забывая, впрочем, что матушка ее была скромно рожденная Вейте. На Кавказе, куда мы все возвратились после свадьбы, Марья Васильевна устроила свою жизнь совершенно особняком от Воронцовых, что очень огорчало стариков. Вместо их патриархального простого обихода, несмотря на роскошь, их окружающую, в ее доме водворилось вседневное чаепитие, усиленное курение папиросок и тот фамильярный и несколько насмешливый тон, каким щеголяют некоторые петербургские женщины». В 1839 г. Петр Долгоруков называет Марию Васильевну Столыпину женщиной «замечательной красоты, ума бойкого и ловкого, искусною пройдохою и притом весьма распутною, находившейся в связи в одно и то же время и с цесаревичем и с Барятинским». Связь фрейлины Трубецкой и цесаревича была предметом светских пересудов.
После окончания Крымской кампании (С. М. Воронцов был участником обороны Севастополя и был ранен) супруги перебрались в Петербург, жили во дворце на Мойке 106, который приобрела Мария Васильевна в середине 1850-х.
Фото. Особняк княгини М.В. Воронцовой на Мойке 106.
Впоследствии особняк  княгини на Мойке, 106 был куплен к свадьбе великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.

Портрет. Мария Васильевна Воронцова 1853 г. Franz Xaver Winterhalter. 
1 октября 1852 г. светлейший князь Семен Михайлович Воронцов  был произведён в генерал-майоры свиты императора.
В декабре 1853 г. ввиду продолжавшегося ухудшения здоровья светлейший князь М.С. Воронцов просил государя дать ему отпуск. 4 марта 1854 г. князь М.С. Воронцов с семьей выехал из Тифлиса.   В июне они приехали в Дрезден, где Михаил Семенович  лечился у известных немецких врачей. В августе-сентябре Воронцовы жили в Голландии, куда приезжала из Лондона его сестра Екатерина, леди Пемброк.  Но здоровье не улучшалось. 11 октября 1854 г. Михаил Семенович отправил письмо Николаю I, с  просьбой уволить его с должностей, как на Кавказе, так и в Новороссийском крае. Император удовлетворил просьбу Михаила Семеновича, оставив его своим генерал-адъютантом и членом Государственного совета. В Петербург чета Воронцовых приехала  летом 1855 г. В августе Михаил Семенович и Елизавета Ксаверьевна узнали, что их сын Семен Михайлович, участвовавший в обороне Севастополя, серьезно ранен. 18 ноября 1855 г. в Зимнем дворце состоялась встреча нового императора Александра II с М.С. Воронцовым. Из Петербурга супруги Воронцовы уехали в Москву. Перед коронацией Александра II к Михаилу Семеновичу пришли великие князья и вручили ему рескрипт императора о его награждении, повышении в звании и фельдмаршальский жезл. В 1856 г. он получил чин генерал-фельдмаршала. 5 октября 1856 г. Елизавета Ксаверьевна привезла больного супруга в Одессу. Скончался светлейший князь 6 ноября 1856 г. Его сестра леди Пемброк ушла из жизни в тот же год, она похоронена в церкви в Лондоне, построенной на ее пожертвования.

После кончины супруга Елизавета Ксаверьевна полностью отошла от светской жизни, жила в Одессе. Она пожертвовала 200 тысяч рублей серебром на пять основанных ею женских благотворительных учреждений, в том числе выдачу пособия в 200 рублей каждой воспитаннице после окончания обучения, содержала дома для сирот мальчиков и девочек, а также приюты для престарелых и сестер милосердия.
Михаилом  Семеновичем были узаконены в качестве майоратных:  село Мурино  с  деревнями Ручьи, Новая, Рыбачья, Гражданка, Сторожки и Лаврики под Санкт-Петербургом, владимирское село Андреевское с деревнями и воронежская слобода Воронцовка с деревнями и хуторами. В дополнение к уже существовавшим майоратам  М. С. Воронцовым было учреждено заповедное имение «Алупкинский майорат». В него входили воронцовские владения в Таврической и Херсонской губерниях, имение Алупка со всеми землями, водами, виноградниками, дворцом и расположенным неподалеку от вершины Ай-Петри хутором Ново-Петровским. Согласно правилам, майорат, «переходя в цельном его составе от 'одного лица к другому по определенному порядку наследия, не может быть ни в каком случае ни закладываемо, ни продаваемо не только по собственной воле владельца, продано за долги казенные или частные и никоим образом отчуждаемо в другие владения». Одновременно правилами устанавливалась и система наследования, по которой майоратное имение после смерти владельца нераздельно переходило к его старшему сыну или к старшему в роде. После кончины М.С. Воронцова все майоратные имения   перешли по наследству к светлейшему князю Семену Михайловичу Воронцову.

Портрет. Светлейший князь С.М. Воронцов. А. Легран.
Семен Михайлович Воронцов, став наследником крымских имений в 1856г., успешно продолжил дело, им была создана специальная контора по продаже крымских вин в Москве и С.-Петербурге. Из отчетов управляющего конторой: «с 1867 по 1872гг. из Крыма было получено и затем продано разных сортов вин более 35 тысяч ведер на сумму 176,5 тыс. рублей». Будучи в Ливадии, император Александр II запросто заходил к Воронцовым к вечернему чаю. Дегустировали разные вина, предпочитал государь Бордо из Массандры.

Наследник всех майоратов светлейший князь Семен Михайлович Воронцов 17 апреля 1862 г был произведен в генерал-лейтенанты,  в 1865 г. назначен Одесским городским головой. В 1867 г. одесситы выбрали его на второй срок городским головой, но по неизвестным причинам он отказался.  В 1869 г. получил орден Св. Анны 1-й степени с императорской короной и мечами. С большим увлечением занимался археологией, пополняя свою и городскую коллекции всевозможными историческими ценностями. Спонсировал многотомное издание «Архива князей Воронцовых. В 1870 г. ему предоставили  бессрочный отпуск с дозволением выехать за границу для лечения. В середине 1870-х годов С.М. Воронцов вернулся на службу и  был назначен командиром 10-го армейского корпуса, который во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов находился в резерве действующей армии и стоял в Крыму. Воронцов со своим штабом располагался во Алупкинском дворце. После окончания войны он редко посещал имение. В  1878 г. был произведен в генералы от инфантерии.
Детей в браке у светлейшего  князя С.М. Воронцова и  его супруги   Марии Васильевны, урожденной княжной Трубецкой,  не было, и род светлейших князей Воронцовых по мужской линии пресекся. После смерти супруга, Мария Васильевна не изменила своим привычкам и продолжала путешествовать по Европе.


Рецензии
На самом деле Даргинская операция была самой неудачной из кампаний М.С. Воронцова.

"Экспедиция к Дарго — военная операция Отдельного Кавказского корпуса Кавказской армии под командованием графа М. С. Воронцова (май-июль 1845), целью которой был захват ставки имама Шамиля в ауле Дарго, расположенном на территории современного Веденского района Чеченской республики. Несмотря на занятия отрядом Воронцова Дарго, в целом экспедиция не увенчалась успехом. Русский отряд, неся тяжёлые потери, вынужден был отступить. Итогом даргинского сражения стало значительное усиление влияния Шамиля." /Википедия.
Об этом очень хорошо сказано у Л.Н. Толстого в "Хаджи-Мурате". Император наградил тем не менее Воронцова потому, что официально операция была признана удачной, и сам император много в неё вмешивался.

С уважением,

Елена Шувалова   19.06.2016 10:48     Заявить о нарушении
Добрый день, Елена. Хотя глава посвящена графу Воронцову, все же для меня
главными героями этой книги были Софья(дочка поэта) и его внуки. После того, как граф уехал с женой на Кавказ в 1845 г, а затем к нему присоединился их сын Семен, Софья стала хозяйкой Ливадии, где она и жила долгое время с детьми и для себя пристроила к дворцу флигель. Ее супруг, граф Андрей Павлович Шувалов, на короткое время приезжал в Крым, но часто был в разъездах. Софья , а ей было в ту пору чуть больше 21 годка успешно справлялась с ведением такого громадного хозяйства.

О Даргинской операции. Действительно, цель экспедиции была определена императором, царь рассчитывал одним ударом покончить с имамом Шамилем и захватить его резиденцию - Дарго. Силы для операции были собраны значительные. Дарго было взято, сожжено, Шамиль бежал. Село Дарго располагалось высоко в горах и было окружено густым лесом. Горцы засели в лесу, отряд Воронцова оказался окруженным со всех сторон. Лишенный продовольственных запасов, граф решил выходить из западни. Партизанские атаки горцев сдерживали продвижение, русские несли большие потери. Только помощь со стороны генерала Фрейтага спасла отряд и самого Воронцова от неминуемой гибели. За выполнение поставленной императором задачи, хотя Дарго был оставлен, главнокомандующий М.С. Воронцов был награжден орденом.
Ваши заметки меня всегда радуют, и я Вам благодарен за них.
Пишите, пишите.
Всего Вам доброго
Гелий Николаевич

Гелий Клейменов   20.06.2016 17:35   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Гелий Николаевич! Я не знала этого о Софье.
С уважением,

Елена Шувалова   21.06.2016 06:35   Заявить о нарушении