Глава 5. Дочери Софьи- Елизавета, Екатерина, Мария

Фото. Елизавета Андреевна Шувалова. 1860-е.
29 января 1867 г. состоялось венчание старшей дочери Софьи, Елизаветы Андреевны, и графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова. По словам Э.С. Андреевского, венчание было «скоропалительным», и вызваны столь спешные действия тем, что отцу невесты «из-за опасного либерализма было приказано в трехдневный срок покинуть Петербург». Шуваловский дом на Английской набережной вошел в состав приданого невесты и в 1868 г. передан А. П. Шуваловым в полное распоряжение зятя. Отец жениха, Иван Илларионович Воронцов-Дашков вступил в брак в 1834 г. с Александрой Кирилловной Нарышкиной: ему было 43, а ей – 16 лет. Через год в семье появилась дочь Ирина (1835), потом сын Илларион (1837). Иван Илларионович Воронцов-Дашков помимо наследства тетки - княгини Дашковой получил приданное за женой - А.К. Нарышкиной. Имел он 16 641 душу и 168 000 десятин земли. Граф был ближайшим другом цесаревича  Александра, который рассматривал его кандидатуру в качестве супруга для княгини Марии Мещерской, с которой цесаревич хотел связать свою судьбу, но ему пришлось расстаться с ней по настоянию отца. Цесаревич считал, что «это был бы великолепный муж: честный, благородный и умный малый. Я был бы совершенно счастлив и спокоен, если бы этим кончилось». У графской четы было семеро детей: Иван (р. 1868), Александра (р.1869, Гомель Могилевской губернии),  София (р.1870), Мария (р.1871), Ирина (р. 1872), Роман (р.1874) и Илларион (р.1877).   Бабушка Софья Михайловна, и прабабушка Елизавета Ксаверьевна успели со всеми понянчиться.
Фотография, сделанная в Вене предположительно в 1873 г. в ателье известного австрийского фотографа Виктора Ангерера (Victor Angerer), стала семейной реликвией. На ней изображены Елизавета Ксаверьевна Воронцова в окружении двух ее внуков Павла Андреевича и Михаила Андреевича Шуваловых, ее старшей внучки Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, ее дочки Софьи Михайловны Шуваловой (Воронцовой), а также трех правнучек: Ирины, Александры и Софьи - детей Елизаветы Андреевны.

Групповая фотография Воронцовых (около 1873 г.) Фото из «лондонского архива»

Надпись на оборотной стороне  фотографии (перевод с английского): «Княгиня Воронцова, ее дочь графиня Шувалова, ее два сына и дочь, а также дети князя Воронцова-Дашкова»

В апреле 1876 г. Елизавета Андреевна заболела тяжелой легочной болезнью. Ее состояние было столь серьезно, что ее супруг Илларион Иванович обратился с просьбой к его величеству предоставить ему отпуск. О ходе болезни он информировал ежедневно цесаревну Марию Федоровну  телеграммами. Супруг Елизаветы Андреевны был ближайшим другом цесаревича Александра Александровича, который, придя к власти,  назначил его министром Императорского двора. Елизавета Андреевна вместе с супругом относилась к  числу наиболее доверенных и приближенных лиц  императорской семьи. Граф Воронцов – Дашков был постоянным партнером Александра III в карточной игре и царской охоте. В доме Воронцовых на Английской набережной собирался весь Петербург, на балах часто присутствовал император с супругой

Вторая дочь Софьи Михайловны, Екатерина, вышла замуж  9 ноября 1869 г. за Николая Петровича Балашова. Ее супруг принадлежал к одной из богатейших семей России, их состояние оценивалось в сумму около 30 млн. золотых рублей (на 1906 г. за ними числилось 330 тысяч десятин земли). Балашовы были владельцам  заводов и золотых приисков в Восточной Сибири, им принадлежали имения в Киевской, Орловской, Подольской, Уфимской губерниях.  На следующий год после свадьбы молодая графиня Екатерина Балашова распоряжалась организацией выборов в Соликамское уездное земство, владея в уезде 75 тыс. гектарами земли и соляными промыслами. По отзыву современницы, Екатерина была женщиной изысканной и грациозной, умевшая устраивать многолюдные приемы, которые отличались торжественностью и хорошим вкусом. Была наследницей имений Массандра, Ай-Даниль и владения Староселья. Екатерина Андреевна родила трех сыновей и двух дочерей: Петра (р.1871), Андрея (р.1874), Александру (р.1876) и  Софию (р.1886) и Александра.



Фото. Екатерина Андреевна Балашова, урождённая графиня Шувалова 1870-е

Картина К.Е. Маковского «Пётр, Андрей и Александра Балашовы — дети Николая Петровича Балашова

О младшей сестре Марии в справочниках приводятся только  годы  рождения, (1856), и смерти (1900). Вышла замуж за Булычева Николая Ивановича в 1886 г.  В книге «Воспоминания, или что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни, 1861-1920» Осоргин М.М.  выразил свое мнение, что  Булычев Николай Иванович  женился на графине Марии Шуваловой только для того, чтобы получить ее громадное состояние. «Злые языки очень смеялись над этим браком, утверждая, что жена его была полуидиотка, которую принудили, а Николай Иванович польстился на ее состояние; правда, что никто никогда эту особу не видал». Видимо, у Марии болезнь имела ярко выраженную форму психического расстройства, которое сказывалась на ее поведении и характере.
Николай Иванович Булычов (Булычев) (1852 -1919), будучи юристом по образованию,  начал государственную службу в 1874 г. в Министерстве юстиции. С 1875 по 1882 годы Н. И. Булычов работал заседателем при Санкт-Петербургской дворянской опеке. В 1882 г. поселился в Калужской губернии. В 1884 году мосальским уездным земским собранием был избран в почетные мировые судьи. С 1900 по 1902 год был вице-губернатором Уфимской губернии, затем он снова возвратился в Калужскую губернию, где с 1905 г. занимал должность Калужского губернского предводителя дворянства.
В российскую науку Н. И. Булычов вошел, прежде всего, как археолог и краевед. Во время своих археологических экспедиций он открыл более 100 различных памятников старины в верховьях Оки, Волги и Днепра. Николай Иванович участвовал в раскопках древних городищ в Калужской губернии. Им исследовано свыше 400 курганов первого тысячелетия нашей эры. В 1898 г.  Н. И. Булычовым был найден клад бронзовых украшений, который в настоящее время является частью экспозиции Государственного исторического музея в Москве. Вместе с другими представителями калужского дворянства в 1919 г. был расстрелян большевиками.
Усадьба Булычевых «Пройдево» в Моссальском районе Калужской области занимает территорию площадью 25 гектар, Главной достопримечательностью усадьбы является парк с липовыми аллеями, садами и прудами. Булычевы создали из своего парка ботанический сад, где росли экзотические для этих мест растения. Сохранилось несколько прудов, в которых когда-то разводили карасей.


Рецензии
Гелий Николаевич, добрый вечер!

Это фото семьи Воронцовых-Шцваловых никак не могло быть сделано в 1873 году. Потому что на фото видно имя только одного фотографа - Виктора Ангерера. А в 1873 году он работал вместе с братом Людвигом. С 1872 по 1875 год их имена стояли вместе - как владельцев фотоателье. Так что, фото сделано либо до 1871 года, либо после 1875.

In 1867 he opened another, larger studio in the 1st district on Johannesgasse, illuminated with blue glass skylights. Here he was joined by his brother Victor in 1872, thus named L & V.ANGERER. Victor had previously operated his own highly success­ful studio since the early 1860s. Their partnership, as L & V Angerer, lasted shortly as Ludwig's health deteriorated and the operation of the studio passed solely to Victor in mid-1875.
// http://monoskop.org/Ludwig_Angerer
В 1867 году он открыл еще один, более просторный номер-студия на 1-ом квартале Йоханессгассе,с подсветкой световых люков с помощью синего стекла .

Здесь к нему присоединился его брат Виктор в 1872 году; студия, - таким образом, - была названа " Л & В. АНГЕРЕР".

У Виктора с начала 1860-х годов весьма успешно функционировала своя фотостудия.

Их партнерство как Л. И V. Ангерер продолжалось недолго, - вскоре состояние здоровья Людвига ухудшилось, и в середине 1875 года студия перешла исключительно к Виктору.

С уважением,

Елена Шувалова   28.08.2017 17:55     Заявить о нарушении
Добрый день, Елена.
Надпись на оборотной стороне четко указывает, кто на фотографии.
(перевод с английского): «Княгиня Воронцова, ее дочь графиня Шувалова, ее два сына и дочь, а также дети князя Воронцова-Дашкова»: Александра (1869), Софья (1870)и Мария (1871). На фото девочкам от 2,5 до 6 лет,(определить точно сложно) то есть семейство было сфотографировано в 1873-1875. Возможно, когда Людвиг уже серьезно болел.
С уважением
Гелий Николаевич

Гелий Клейменов   31.08.2017 18:47   Заявить о нарушении
До середины 1875 года братья писались вместе - Л.& В. Это - чёткий опознавательный знак. На фото стоит один - Виктор Ангерер.

Дети все одного возраста - у них бусы, кот. надевали детям, когда режутся зубки. На стульчике - мальчик без ног. Рядом с ним сидит Михаил Андреевич.

Мало ли что написал какой-то англичанин! И входило ли в его полномочия писать правду... Или - знал ли он правду? В той же публикации Екатерина Андр. названа Софьей Мих., - её матерью.

С уважением,

Елена Шувалова   31.08.2017 21:20   Заявить о нарушении
И - кстати, - дети на обороте фото не названы. Там написано - "и дети князя Воронцова-Дашкова". Поскольку он был самый многодетный, и дети там были погодки - детей и приписали - ему.

Ещё есть фото Саши Воронцовой-Дашковой (Сандры) в таком же платьице, так же с бусами и с таким же полосатым поясочком, - в 1871 году, - в Мерано (Италия). Оно, видимо, и сбивает с толку.

Елена Шувалова   31.08.2017 21:28   Заявить о нарушении
Мария Илларионовна, - кстати, - в 1871 году и родилась в Мерано. В Италии. А Ирина - уже в 1872, в Петербурге.

Елена Шувалова   31.08.2017 21:51   Заявить о нарушении
Извините, я ошиблась насчёт Мерано. Этот город до Первой мировой принадлежал Австрии. Но всё же - это ведь не Вена, - как на семейном фото.

Елена Шувалова   31.08.2017 23:44   Заявить о нарушении
Пересмотрела публикацию Корченева. Да, девочки названы по именам - у него: "Особенно следует отметить уникальную фотографию, сде-
ланную в Вене предположительно в 1873 году в ателье извест-
ного австрийского фотографа Виктора Ангерера (Victor Angerer).
На ней изображены Елизавета Ксаверьевна Воронцова в окру-
жении двух ее внуков Павла Андреевича и Михаила Андреевича
Шуваловых, ее младшей внучки Екатерины Андреевны Шувало-
вой (Балашовой), ее дочки Софьи Михайловны Шуваловой (Во-
ронцовой), а также трех правнучек: Ирины, Александры и Софьи
детей ее старшей внучки Елизаветы Андреевны Воронцовой-
Дашковой (Шуваловой)".

Но так решил Виктор Корченев.
- А на обороте фотографии написано так (перевод с английского):

"Надпись на оборотной стороне (перевод с английского): «Княгиня Воронцова, ее дочь графиня Шувалова, ее два сына и дочь, а также дети князя Воронцова-Дашкова».

Елена Шувалова   01.09.2017 14:12   Заявить о нарушении
Добрый день, Елена. Есть масса фотографий Елизаветы Ксавьеревны, Софьи и ее дочери Елизаветы Андреевны. На фото 1873-1875 в фотоателье Виктора Ангелера однозначно сидят эти женщины. Если есть сомнения относительно женщины слева,
то повнимательней посмотрите на фотографии молодой Елизаветы Андреевны, и вы
убедитесь, что это - она. Девочки - погодки (1869, 1870, 1871). На другом фото Саша Воронцова похожа не только бусами, она - похожа всем. И нет никаких сомнений, что на фото - три дочери И.И. Воронцова-Дашкова. В кругу прабабушки, бабушки, матери могли быть только они. Фотографирование в 70-х годах XIX века было серьезным и длительным процессом, к нему готовились, и сам процесс был утомительным и длинным. И каждое фото рассматривалось как некое подобие картины, которая увековечивала определенную ситуацию в семье. Фото копировалось и в качестве подарка вручалось близким. Представить, что Елизавета Ксавьеревна, Софья с сыновьями на фото рядом с гражданской женой (непризнанной в семье) и ее детьми невозможно. Для того времени это - нонсенс.
Вы извините, но это так. И еще маленькие детали. Если, по-Вашему, это дети Михаила Андреевича, то он странно на фото себя ведет, смотрит отрешенно вдаль,
и, кажется, ему нет дела никакого до всей этой суеты. Странно. А Павел сел рядом с одной из них, и в такой же позиции но с другой стороны должен был сидеть Михаил. В 1873-1875 управлял майоратами Семен Михайлович Воронцов, и ни у кого и мысли не было, что когда-то дойдет очередь до Михаила стать владельцем этого богатства. Так как Михаил был болен и серьезно, то в Вашей ситуации вся семья признала бы детей, и стали бы они графьями. Такое было время и так вели себя в великосветском обществе.
С уважением
Гелий Николаевич



Гелий Клейменов   01.09.2017 19:29   Заявить о нарушении
Ещё раз повторяю, что фотография не может быть сделана в 1873 году, а - только начиная с 1875, или - До 1872.

Поэтому возраст детей и их количество не совпадают с Вашей версией.

Саша снята в 1871 году в Мерано. Вы думаете, что через два года (по Вашей версии - 1873) в Вене она будет выглядеть точно так же?! Дети - не консервы...

С мальчиком без ног на стульчике сидит отец детей- Михаил. а отрешённо смотрит дядя - Павел. Тогда он был ещё без бороды.

А Михаил - отец семейства - с бородой. Михаил похож на свой бюст в подростковом возрасте - волосы лежат точно так же.

С уважением,

Елена Шувалова   01.09.2017 20:43   Заявить о нарушении
И почему именно: Александра (1869), Софья (1870)и Мария (1871)?!

Почему детей взяли выборочно? Если это 1873 год, - то должны быть ещё Иван 1868 г., и Ирина, 1872. (Ирина родилась в 1872 в Петербурге, Мария - в 1871 в Мерано).

И вообще - не принято было тогда при живом отце фотографироваться без него на семейных снимках. Странно это!

Елена Шувалова   01.09.2017 22:48   Заявить о нарушении