Маринские истории для моего брата Арбакеша

Художник Айтек Койчуев "Два времени"

Аул Верхняя Мара расположен на высоте около2000м над  уровнем моря. Это самый высокогорный аул в Карачаево-Черкессии. Выше только перевал.   С перевала Гумбаши (2044м), открываются захватывающие виды на вершины Домбая и  двуглавого Эльбруса. Отсюда же, с высоты орлиного полёта, открывается великолепный вид на раскинувшийся по ущелью аул. Здесь живут  самые замечательные люди. Такие же величественные и чистые душой , как горы, которые их окружают.

История первая

 Моя мама родом из Верхней Мары.  Она мне много рассказывала разных историй. Правда я была мала и глупа и не записывала, все что слышала, да  и диктофонов тогда не было. Но рассказы о ее дяде Шогаибе и его жене Гочий я помню. Долго прожили они вместе, не дал им бог детей. Было им далеко за сто наверно. Когда Гочий умерла, Шогаиб был безутешен. Мой дед Аслан как- то вернувшись домой , спешившись со своего скакуна услышал рыдания безутешного старика. «Это кто, Шогаиб рыдает?» - спросил он у ватаги детишек, игравших во  дворе , даже не отложив ногайку , двинулся в сторону дома старика. Дети побежали за ним. «Нам казалось, что Аслан хочет отхлестать деда нагайкой»- рассказывала мама.
Увидев рыдающего Шогаиба,  Аслан попытался его вразумить: «Ты стойко и мужественно пережил смерть своих родителей, похоронил братьев- князей, прекрасных, как горные орлы. Вы  с Гочий прожили долгую, счастливую жизнь. Она  прошла свой жизненный путь. Или ты собирался, высушить ее и повесить на стену как солёный бурдюк? Возьми же себя в руки!»
Ответ обезоружил своей простотой и искренностью.
« Я больше всех ее любил!!!» - сказал, захлебываясь в рыданиях, Шогаиб.  Этот рассказ  врезался в память, и стал символом настоящей любви для меня…. Вот такие  они маринцы…

История вторая

На чердаке у моей прабабушки лежал огромный валун. Как он туда попал, никто не знал.  Каждый вечер прабабушка Айша  носила на чердак большую миску еды и ставила на валун. А каждое утро забирала пустую миску. Ночью в доме часто слышались тяжелые шаги, как будто кто- то ходил на чердаке.  Но чердачного жителя никто никогда  не видел. А  пробабушка ни на какие вопросы не отвечала. Когда мамины братья подросли, их было трое Адрахман, Исса и Осман, решили в шутку  спустить валун с чердака. Три здоровых парня еле- еле стащили валун до веранды второго этажа, дальше не смогли, бросили.  Наутро следующего дня валун был на чердаке, на своем месте.
Когда прабабушка умерла, трое суток чердачный житель тихо рыдал. Моя бабушка Чилле , поднялась на чердак и просила показаться, обещала точно так же как и ее мать заботиться о нем. Но так никого и не увидела. Той ночью таинственный житель чердака исчез, оставив во дворе огромные  нечеловеческие следы.
 
История третья

После женитьбы мой дед Аслан переехал жить к тёще, к той самой Айше. Это тогда считалось неслыханным позором. Но он перешагнул через это, потому что у Айши не было сыновей, а муж рано скончался. Хозяйство было большое (мельница, двор, скот) и он решил, что  здесь нужна его помощь. Сам он занимался извозом. Имел целый парк  фаэтонов и лошадей. Возил отдыхающих (Курсавайла)  в Кисловодск. Знаменит Аслан был еще тем, что имел очень сильный голос,  солгал песни и частушки. На свадьбах и праздниках всегда был первым гостем. И нрав у него был крутой. Мог сложить частушку экспромтом и высмеять неприглядные поступки односельчан, невзирая  на чины и положение  в обществе. Но видимо за спиной все-таки поговаривали, что он живет у тещи на мельнице.  Как-то   на свадьбе одна девица весьма внушительного телосложения осмелилась подшутить над Асланом.

«Марачы, марачы, шымларынга къарачы, ун джагъылганды» -
«Маринец, маринец, посмотри на свои наколенники, они измазаны мукой»,- сказала девица.

«Шымла кииб да келмезем,
 ун джагъылмагъанын билмесем,
Къалай этериксе, къахмечик,
къуйругъунг эшикден кирмесе»-
 пропел  Аслан вмиг придуманную частушку.
Перевод таков:
 «Не надел бы я наколенники,
 если бы - не знал, что они не измазаны мукой
Но ты,  невоздержанная девица, что  будешь делать,
 если твой  курдюк в двери не влезет?»
 


Рецензии