Глава 4. Часть 2. НГУ 1-ый курс

               
Я девчоночкой была, забот не знала.
Словно ласточка, свободная была.
На свою беду я в НГУ попала,
Себе химию в специальность избрала.
                (Наша шуточная песенка)               

Академгородок представлял собой большую стройплощадку. Полностью готов был только скромный институт гидродинамики, да на подходе была сдача красавца-института ядерной физики. Для остальных институтов закладывались фундаменты. Возводились жилые типовые дома из серого кирпича. Их пытались украсить орнаментом из красного кирпича под крышей, который напоминал вышивку крестиком на украинских рубашках.
Наше общежитие было таким же серым четырёхэтажным зданием через лесок от
института гидродинамики. На двух первых этажах поселили молодых научных работников. Третий этаж заняли студенты-мальчики, а на четвёртом разместили девочек. Планировка была типичной для того времени: длинный коричневый коридор с окнами в торцах. В него вы-ходили двери двадцати комнат, расположенных по обе стороны. Один туалет на весь этаж, напротив него холл с балконом, одна большая кухня. Два душа, мужской и женский, в подвале общежития. Словом, обстановка спартанская.
Наша комната № 411, также как и прочие, была рассчитана на четырёх человек. Когда папа меня привёз, там стояли одни кровати. Одну из них, слева у окна, я и заняла. Напротив меня была кровать Тамары Батеневой, девочки из Новокузнецка. Потом кровать в ногах у меня заняла Эмма, приехавшая чуть ли не из Архангельской области, а четвёртой стала Аля Смирнова.
На снимке слева направо: Тамара Батенева, я, Эмма Киселёва, Аля Смирнова -
3 октября 1959 г.
"Суббота. Одиннадцатый час утра. Химики сегодня свободны. Эмма и Тамара ушли в « гидродинамику» Я осталась одна в комнате. Первые три дня в нашей комнате стояли од-ни кровати, но в четверг приехала Эмма и завоевала круглый стол, две тумбочки и шифоньер. Теперь комната стала напоминать человеческое жильё, только на кроватях висят платья и пальто.
 У меня изо рта идёт пар, стынут ноги, надо будет сделать пробежку. Из нашего окна открывается индустриальный вид на строящиеся корпуса. За стрелами башенных кранов видны золотистые берёзы, а  на самом горизонте – полоска воды. Это « Обское море».
 Вчера около балкона поставили стол для настольного тенниса, и всё время слышно хлопанье ракеток. Да, вчера же на нашем этаже оборудовали буфет. Это очень удобно. У какой-то группы закончились лекции: в коридоре слышен гул голосов.
Сегодня еду домой: обогреюсь, похлебаю горячих щей. Я целую неделю не ела супа, а последние три дня не перепадало ни одного горячего глотка. Ну, ничего,  хай  живе Что нужно привести из дома: платяная щётка, книга для чтения, настольная лампа, суконная тряпка и др., лампочка электрическая, вешалки, что-нибудь тёпленького".

Однако бытовые трудности меня особенно не огорчали. Напротив, это придавало некоторый романтический колорит. Гораздо больше меня волновало, хватит ли способностей учиться в университете. Нас, студентов, было всего 200 человек. Мы были одним факультетом естественных наук. Занимались в здании школы, которая была всего в квартале от общежития. Математику и физику нам читали всем вместе в актовом зале с большими окнами, задёрнутыми коричневыми шторами. Зал освещался электрическим светом,  был мрачным и холоным. Конечно, самолюбию льстило, когда лекцию вёл академик Соболев или Будкер, но, думаю, так же как и я, большинство студентов не могло оценить их эрудицию. Большое количество непонятного материала угнетало. Но деваться было некуда: приходилось разбираться.
И ещё одно препятствие отнимало много сил для преодоления. Мне приходилось просить девочек водить меня на занятия. Сама с одним костылём я не могла ходить по улице. Тамара и Эмма очень меня выручали. Но после первого курса Тамару отчислили, а Эмма стала меня избегать. Ей казалось, что я мало занимаюсь, и мне несправедливо ставят высокие оценки.
Надо заметить, что студенты внимательно следили за успехами друг друга. Тем, кто хорошо учился, завидовали. Отстающих откровенно презирали. Это было одним из проявлений  творческой конкуренции. Физики воображали, что будут работать в самой перспективной области, а остальные науки для тех, кто не способен быть физиком. Мне казалось это странным и глупым. В школе и в пединституте я такого отношения не наблюдала. Да, физика, ракетостроение достигли пика развития. Теперь там будут подчищать «хвосты». У остальных наук такой расцвет ещё впереди.
Вечером я обходила комнаты и спрашивала, кто сможет меня проводить. Особого восторга моя просьба не вызывала, но всё же кто-то из девочек соглашался. Потом я беспокоилась, как бы меня не забыли в учебном здании. Надо сказать, что занятия я ни разу не пропустила, но просить погулять со мной по городку я не решалась. Это уже была роскошь, а не необходимость, потому и оставалась я одна в комнате.


Рецензии