Медвежий праздник

  Был ещё сравнительно в недалёком прошлом у моего народа такой обычай, который отмечался на протяжении многих веков - Медвежий праздник.Древние люди из года в год отмечали его, но при Советской власти он ушёл в прошлое, также канули в Лету и другие обряды и традиции. Причин тому множество. Одна из них - все национальные традиции считались пережитком прошлого. Теперь мои сородичи и соплеменники за редким исключением или плохо, или практически совсем не знают культуру своего народа. Лишь музейные экспонаты и кое-какая литература напоминают людям, что когда-то существовал народ со своим прошлым, традициями и обрядами. И даже что-то делается для того, чтобы народ знал и помнил своё прошлое. И это даёт надежду на то, что мой народ не затеряется в глубине веков. Итак, затрону лишь незначительный пласт истории и традиций моих предков...
 ... Ещё задолго до приезда гостей из соседних и дальних стойбищ, хозяева рода, отмечавшие Медвежий праздник, готовились к проведению древнего нивхского обряда.
   Наконец всё готово для совершения таинства. Приехали гости на собачьих упряжках. Привезли, как всегда в подобных случаях, подарки для хозяина рода, членам его семьи, родственникам и друзьям. Съехалось на Медвежий праздник множество парней, которые во время игрищ должны себе выбрать невест, а те молодые люди, которые были сосватаны их родителями ещё в младенческом возрасте, должны создать новые семьи.
   То в одном доме, то в другом, слышатся задорные голоса молодых людей, степенные речи стариков.
   Девушки, примеривая наряды, весело и непринуждённо общаются между собой. Кому-то по душе подарки, а кто-то кривит губы из-за разочарования от преподнесённого дара. Ну что же, и таких полно в каждом стойбище!
   Проведение Медвежьего праздника на Нижнем Амуре и на Сахалине имеет древние корни. Где, как не в каком-нибудь селении собраться представителям одного рода, а также землякам, один раз в году, чтобы весело пообщаться семьями, друг с другом, сосватать молодых людей для продолжения рода.
   Все эти события происходят не спонтанно. Заранее договариваются, кто будет содержать медведя, выкармливать его на протяжении трёх-четырёх лет. А это дело хлопотное. Не каждой семье это под силу. Обычно проводят Медвежий праздник семьи, крепко стоящие на ногах. Чтобы достаток у них был, крепкие мужики и безропотные женщины, на чьи плечи ложились основные тяготы по выращиванию медведя. А забота мужиков - в достаточном количестве заготавливать корм для Лесного человека, то есть медведя.
   Охотники знали все берлоги в окрестностях стойбища. И зимой поднимали с берлоги медведицу. Медвежонка брали маленького, с таким было легче справиться.
   За три-четыре года он превращался в матёрого зверя. Но участь его была предрешена задолго до праздника, где медведь играл главную роль в празднике, который мог длится несколько недель.
   Наконец наступал долгожданный день. Медвежий праздник начинался! Крепкие мужики ведут на прочной привязи трёхгодовалого медведя, или, как говорят нивхи - Таёжного человека.
   Толпа возбуждённых людей сопровождает в последний путь своего собрата.
   С чувством выполненного долга люди приступают к главному событию, ради которого они съехались сюда из дальних стойбищ - процессу отправления Таёжного человека к своим предкам.
   Из натянутых луков летят стрелы, наповал бьющие медведя.
   Несколько зимних дней продолжается праздник. Люди едят ритуальную пищу, общаются между собой, рассказывают последние новости, заключают сделки, делятся планами на жизнь.
   Старики сидят отдельно, за ними ухаживают женщины. Дети ведут себя скромно и очень спокойно, не лезут к взрослым с расспросами, не крутятся под ногами. Лишь девочки повзрослее, внимательно наблюдая за процессом трапезы, подносят взрослым очередную порцию еды, и тут же скрываются от их глаз. Всё происходит в рамках древних обычаев и традиций, завещанных далёкими предками. Никто, никогда не будет и не имеет права нарушить заведённый порядок, бережно хранимый нивхами на протяжении многих веков.
   Под конец праздника в селении происходит неожиданное событие. Откуда ни возьмись, на границе стойбища и примыкающего к нему леса, появляется медведь. Среди зимы?! Почему он не спит в своей берлоге? Что ему надо от людей? Да ещё во время, когда люди, приехавшие сюда из ближних и дальних стойбищ Приамурья, справляют Медвежий праздник?!
   Появление шатуна вызывает немало споров и различных толкований.
   - Это Горный человек, он даёт нам какой-то знак!, - наконец-то приходят к одному мнению люди. 
   Но лишь один человек знает истинную суть происходившего. Как-то в летнюю пору ему на таёжной тропе повстречался Хозяин тайги. В смертельной схватке не было победителей. Но в память о той встрече у Тяркуна остался рваный след на лице от мощных когтей матёрого зверя.
   - Он пришёл по мою душу, - заявил охотник сородичам, - я иду к нему.
   Вечером того дня, всего израненного и еле живого, Тяркуна принесли в стойбище. В том жестоком поединке не выдержал ослабевший шатун, измотанный недостатком пищи и незаживающими ранами. Он, как и его собрат из клетки, ушёл к Лесным людям. Теперь уже навсегда.
   К раненому отцу, молча лежавшему на топчане, подошла его малолетняя дочь. Она долго до этого наблюдала за страданиями отца и, решив пообщаться с родителем, хотела узнать, зачем надо было ввязываться в драку с медведем, ведь он такой большой, сильный и страшный.
   "Ыта, (отец)тебе не жалко было убивать медведя? Он же тоже человек, вы же сами об этом всегда говорите. Зачем было его убивать?"
   Тяркун не знал, что ответить дочери. Из глаз его как-то неожиданно потекли скупые мужские слёзы.Он подумал - действительно, зачем надо было лишать медведя жизни? Зачем?


Рецензии