Жизнь в письмах. 14 - Вторая встреча

    (Материал из книги "Жизнь в письмах")

7 мая 1973 года – я выехал в Харьков, чтобы побывать на могиле отца и месте его гибели, встретиться с людьми, которые  хорошо знали и помнили его. Я второй раз еду на Харьковщину.

29 апреля 1973 г. нам предоставили двухкомнатную квартиру от организации, в которой я работал. О её получении ходатайствовал и Михаил Иванович Грачёв. Он написал письмо в Чугуевский райвоенкомат. (Я об этом ничего не знал.) Из райвоенкомата прислали ходатайство перед Моздокским райисполкомом. Райисполком передал это письмо по месту моей работы. На место нашего жительства приезжал зам. председателя райисполкома, что бы непосредственно ознакомиться с нашими жилищными условиями. Наверное, какое-то значение имело и это письмо, в предоставлении нам квартиры. Но она была предоставлена, как и всем, в порядке очереди. Я очень благодарен Михаилу Ивановичу, за его внимание и отеческую заботу. Квартира была получена в новом ведомственном 90-квартирном доме. Фактически я поступил работать в марте 1971 г. на газокомпрессорную станцию из-за того, чтобы получить квартиру. Через два года работы, мы получили квартиру. Не успели разместить вещи в квартире, как 7 мая я выехал в Харьков, с радостью на душе, что изменились жилищные условия. На работе меня, как и первый раз, отпустили без всякого возражения. (Дни поездок мне отмечали, как рабочие дни, хотя я и писал заявление на отпуск без содержания.)

8 мая утром я приехал в Харьков. По знакомому маршруту приехал к Михаилу Ивановичу и Марии Николаевне. Приехал, как к давно знакомым родственникам. После завтрака мы с Михаилом Ивановичем поехали на рынок. Купили там цветы и поехали на автовокзал. Выехали автобусом в село Троицкое. За пос. Шевченково сошли с автобуса (автобус ехал на Купянск) и пошли пешком в Троицкое. Идти нужно было около 3 км. Пришли в Троицкое и разыскали дом Марии Петровны Шкрябиль. И вот встреча с ней. Хоть она и ждала нас, но всё же мы пришли неожиданно для неё. Через короткое время пришла к нам Вера Федосеевна Любарцева. Весть о том, что мы приехали, видимо, быстро разнеслась по селу. Все вместе пошли к братской могиле.

Вот и место, где покоится прах отца. «Здравствуй, отец!...» Очень тяжело на сердце от этой встречи. Спазмы сдавливают дыхание. Но всё же есть ощущение и горькой радости. Ведь я стоял у могилы отца! А этого могло бы и не быть, если бы не люди, которые с такой добротой и сердечностью помогли мне найти, как место гибели, так и могилу отца. Всегда им буду, благодарен за их отзывчивость на чужое горе. Куда бы я не писал запросы, к кому бы я не обращался за помощью – везде я встречал чуткость, внимательность, понимание.

На братской могиле стоит памятник: воин склонил обнажённую голову; в одной руке держит каску, а в другой – венок цветов. Он склонил голову перед теми, чей прах покоится в этой могиле. Склонили и мы головы перед ними. Вокруг братской могилы стоят цветущие каштаны.

 От братской могилы пошли снова к Марии Петровне. Здесь уже были её дочки – Вера и Галя. Сели за стол. Пришёл сын Веры Федосеевны – Виктор. Вера Федосеевна назвала сына – Виктором, в честь моего отца. Затем к нам пришли парторорг колхоза – Садристый Евгений Филиппович и председатель колхоза Красноруцкий Василий Николаевич. Договорились о проведении митинга на братской могиле завтра 9 мая.

Ожидали до позднего вечера приезда Шлейфмана Е.Г. и Антонюка А.Ф., но они так и не приехали. Время уже за полночь, а разговоры не утихают. Мария Петровна и Вера Федосеевна вспоминают о суровых и тяжёлых годах войны в Троицком. Рассказывают о своих судьбах и, конечно, рассказывают о моём отце. Всё это я слушаю с большим вниманием и интересом. Ловлю и запоминаю каждое их слово. Спать легли глубокой ночью.

9 мая утром пошли на митинг. У братской могилы собираются жители села. Среди них несколько ветеранов войны. Ордена и медали позванивают на них. Все они стоят с венками.

Митинг открыл парторг колхоза Садристый Е.Ф.. Затем выступил Михаил Иванович. Он рассказал о тяжёлых боях в 1941 – 42 г.г. в Шевченковском районе и, конечно, рассказал о моём отце.

Затем пришлось выступить мне. Я рассказал то, что знал об отце, почему приехал в Троицкое. Поблагодарил жителей села за то, что они так чтят память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

Выступили на митинге ветераны войны. В заключение выступил директор школы – Косолапов. Здесь на митинге были пионеры и комсомольцы Троицкой школы. После этого началось возложение венков и цветов к памятнику на братской могиле. Мы с Михаилом Ивановичем, тоже положили у постамента памятника цветы, которые купили в Харькове, а так же – тюльпаны, которые я привёз из Моздока. До глубины души тронула меня эта торжественность. На таком митинге я был первый раз в жизни. Здесь действительно всей душой чтят память тех, кто не увидел Победу. Но именно, благодаря им, была достигнута эта ПОБЕДА. Для её достижения они отдали свои жизни…

После окончания митинга, мы вместе с ветеранами войны собрались в столовой за праздничным столом. Помянули павших воинов в боях за освобождение Родины от фашизма. Ещё раз все вместе пошли на братскую могилу. Там директор школы передал мне на вечную память шкатулку, в которую положили землю с братской могилы. Так они делают всегда, когда к ним приезжают родственники погибших, прах которых покоится в братской могиле в Троицком.

Невозможно описать те чувства, которые я испытал при этом. Кажется, что всё это сон. Очень и очень жаль, что всего этого не могла увидеть и испытать мама. Воз-можно, что такая встреча продлила бы ей немного жизнь. Но ушедшего уже не вернёшь…

Вечером мы с Михаилом Ивановичем пошли к Вере Федосеевне. Я посидел за столом на том месте, где когда-то сидел мой отец. (Дом у Веры Федосеевны сохранился с тех военных лет.) Недалеко от дома Веры Федосеевны стояла хата, где размещался штаб 500 арт. полка. Как жаль, что не приехали Антонюк А.Ф. и Шлейфман Е.Г..

Я ходил по улице, где когда-то ходил мой отец. Встречался с людьми и разговаривал с ними, которые знали и помнили его. Очень многое они мне рассказали. Хотя мне сейчас было больше лет, чем отцу, когда он погиб, но он мне представляется всегда старше меня. А сейчас, встречаясь с жителями села, которые знали его, я представляю его в их возрасте.

10 мая тепло прощаемся с жителями села, с Марией Петровной и Верой Федосеевной, с парторгом и председателем колхоза. Нам дали «Москвич», на котором нас проводили до Худояра.

В Худояре мы с Михаилом Ивановичем встретились с Татьяной Федосеевной Штых. Пробыли у неё в доме несколько часов. Ей своей жизнью обязан Михаил Иванович. Это она его спасла от немцев в 1941 году, разбудив его ночью, когда в село неожиданно вошли немцы. Все вместе мы пошли на Бурлуцкий разъезд. Вот и снова то место, где первый раз я встретился с отцом. Здесь я был менее двух лет назад. Сколько нового за это время я узнал об отце! Разыскал ещё несколько человек, которые знали отца. Наверное, ещё не раз я приеду в эти края. Люди, с которыми я встречаюсь, становятся для меня родными.

На Бурлуцком разъезде у здания станции находится символическая могилка отца, рядом с кустом сирени, под мемориальной доской. Снова и снова мысли возвращаются к отцу, к маме. Их уже не воскресишь. Это невозможно сделать…

Дождались пригородного поезда, простились с Татьяной Федосеевной, с её мужем и поехали с Михаилом Ивановичем  в совхоз № 5. Приехав в совхоз, сразу пошли в школу. Здесь встретились с Иваном Афанасьевичем Подопригора, как со старым знакомым. В школе посетили комнату боевой славы. (В мой первый приезд она была закрыта на ремонт, а весь имеющийся материал был расположен в одном из классов.) В комнату боевой славы пришли Красные следопыты. Им сообщили о нашем приезде. Все стенды здесь оформлены очень хорошо. На стеллажах под стеклом находятся разные предметы военных лет. В одном месте на стене висит портрет моего отца, который я подарил следопытам в прошлый свой приезд. Чуть ниже портрета находится стенд – «Огненный разъезд». Он посвящён моему отцу и Михаилу Ивановичу Грачёву. Рядом находится стенд, посвящённый Шлейфману Ефиму Григорьевичу.

Очень большую работу проделали следопыты. Хорошо оформили комнату боевой славы. Здесь находится много различных экспонатов. Есть священная земля из Сталинграда и Бреста. В общем, настоящий музей боевой славы. Наверное, не в каждом краеведческом музее можно познакомиться с таким большим материалом, посвящённом Великой Отечественной войне.

По просьбе Ивана Афанасьевича, нам с Михаилом Ивановичем пришлось сделать записи выступлений на магнитофон. Сначала произнёс речь Михаил Иванович. Он рассказал о боях на Харьковщине в начале Великой Отечественной войны. Потом записали моё выступление, которое я наспех написал на бумаге.

«Дорогие дети! 28 лет назад наша Родина, весь наш советский народ, впервые праздновали великий праздник – День Победы над фашистской Германией. К этому дню наш народ пришёл высокой ценой. Многие пролили кровь, а 20 миллионов отдали, для достижения Победы, самое дорогое для человека – жизнь.

Мой отец, старший лейтенант Соколов Виктор Андреевич, погиб на Вашей земле. Он погиб при штурме вражеского дзота на Бурлуцком разъезде в ночь с 10 на 11 января 1942 года.

Отец мой родился в Горьковской области, в бедной крестьянской семье. Учиться ему пришлось мало. Окончил только три класса, т.к. нужно было работать, помогать родителям. Но он продолжал учиться самоучкой. Поэтому, когда он подрос, его избрали председателем колхоза. Через год его призвали в ряды Красной Армии.

Во время службы в армии его, как способного и талантливого воина, направили  на курсы в училище, которое находилось в городе Ленинграде. Во время учебы в г. Ленинграде ему пришлось применить свои военные знания на практике. Он участвовал в зимней военной компании с Финляндией.

После окончания училища в 1940 году, он был назначен для прохождения дальнейшей службы в г. Хоростков Тернопольской области. Сюда он привёз и свою семью. Но в виду напряжённой обстановки на границе, в начале 1941 года отец отправил свою семью на родину. И не напрасно, т.к. 22 июня фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. На долю нашего народа выпали тяжёлые испытания. Наши войска с кровопролитными боями и большими потерями отступали на восток. Отступал и мой отец.

В конце 1941 года немецкие полчища пришли на вашу землю. Линия фронта проходила через хутор Худояр, Ново-Степановку. На вашей земле и погиб мой отец. Прах его сейчас покоится в братской могиле в селе Троицком, а на месте его гибели установлена мемориальная доска. Память о нём чтит и ваша школа. В вашей комнате боевой славы собран большой материал о моём отце.


Сердечное вам спасибо, что вы помните тех, кто отдал жизнь за наше счастливое будущее. Желаю вам всего наилучшего и дальнейших успехов в ваших поисках, дорогие дети!»

Потом мы пообедали в школьной столовой. На память следопытам я подарил книгу и конфеты. Затем дети нас проводили на автобусную остановку. Вечером мы с Михаилом Ивановичем  приехали в Харьков.

11 мая я выехал домой. На вокзале я простился с Михаилом Ивановичем. Во время этой поездки я снова много фотографировал. Фотографии получались низкого качества, но это была память на многие годы. Я их посылал всем родным и знакомым.

У меня ещё появились близкие люди на Харьковщине. Хотя я был ранее с ними знаком по переписке, но после встреч и общений они стали для меня ещё ближе и роднее. Они, как родные, относились ко мне. Жаль, что большое расстояние разделяет нас. Особенно я сблизился после этой поездки, с Верой Федосеевной и Марией Петровной. Они приглашали приехать к ним в отпуск всей семьёй. Добрые, очень добрые эти люди. Спасибо им за всё, за всё, а особенно Михаилу Ивановичу! Надеюсь, что ещё обязательно приеду к ним. Ведь на их земле, покоится прах моего отца. Землю, которую мне дали с братской могилы в Троицком, я привёз домой на вечное хранение. Часть этой земли я посыпал на могилке у мамы. Посыпал я на могилке у мамы и ту землю, которую я взял во время первой поездки с поля, на котором погиб отец, т.е. с его места гибели. Пусть эта земля их объединяет. Вечный им покой. Думаю, что часть своего долга перед родителями, я выполнил.

                /В.В. Соколов/   1973 год

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

              (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат)


Рецензии