Репресии

С. Шило.                РЕПРЕСИИ

Коллективизация,  развернувшаяся в  СССР, в конце 1920-х и начале 30-х годов изменила многие жизни и судьбы. Её волна  докатилась и до Северного - Кавказа.  Многие  семьи  чешских крестьян    были  признаны кулаками  и  репрессированы.
 Под раскулачивание попал и Мартин Шусс – житель деревни Варваровка.   Родословная этой семьи   тесно переплетает в себе две чешские фамилии  Бауэров и Шусс.
 Первыми представителями этого рода стал  Якуб Шусс (по отцовской линии) и Вацлав Бауэр (по материнской линии), последний   прибыл  в Кубанскую область по приглашению Ф.И Гейдука.  Первое время был помощником при Гейдуке,  выполняя обязанности писаря. Затем, приобретя большой участок земли,  оставил должность писаря, женился и занялся, как и многие чешские поселенцы, сельским хозяйством и скотоводством. Его женой стала Хурайн Анна, которая родила троих детей, Марию (1880), Анну(1890)  и Франца (1895). Старшая дочь Бауэр Мария Вацлавовна вышла замуж за вдовца Шусс Мартина Якубовича, жена которого умерла после первых родов, оставив дочь Анешку (1893). Второй брак  Мартина удался, и новая жена родила ему  ещё восемь  детей: Войтеха (1906), Марию (1908), Бьету(1910), Иосифа(1913), Вацлава (1915), Франца(1918), Анну(1921), Станислава(1926). Первоначально семья Мартина Шусс поселилась  в Варваровке, но во время репрессий в 1929 году была вынуждена оставить свой дом и поселиться в деревне Мефодиевка. Перед нами семейная фотография Бауэров - Шусс.
Всмотритесь в эту прекрасную фотографию, представляющую два поколения чешских поселенцев, старшее и младшее, они смотрят на вас из далёкого прошлого. Взгляды этих людей спокойны и уверены, и сразу видно, что это сплоченная и дружная сельская семья, уверенная в своем будущем. Но время изменит их жизнь, и уже через десятилетие всё пойдёт по-другому: и государственная власть, и новые порядки, и новая сельскохозяйственная политика государства в отношении крестьян. Теперь крепкие сельские семьи были врагами государства и   подлежали раскулачиванию.
По воспоминаниям одного из членов семьи было это так: «В эти годы (1928г) принесли повестку  сдавать пшеницу. Отец сдал полностью. Принесли повторную, сдали все остатки. На следующий год комиссия разрешила перепахать поле и весной засеять кукурузу, но  и  это не помогло, повестки присылались одна за другой, пока не вывезли всё.  Больше сдавать было нечего.





Семья Бауэр-Шусс. Фото 1914г.  Слева на право в первом ряду: сын Шусс Войтех Мартынович, отец Шусс Мартин Якубович, на коленях - сын Иосиф, дедушка Вацлав Бауэр, дочь Шусс Мария Мартыновна, бабушка Хурайн Анна, дочь Шусс Бъета Мартыновна, мать Бауэр-Шусс Мария Вацловна.
Слева на право во втором ряду: Бауэр Анна Вацловна, Бауэр Франц Вацлович и его жена Божена Матвеевна. Фотография предоставлена В.В. Шусс.

В один из дней  утром прислали повестку явиться в сельский совет.   Мартин Шусс  пошел и больше домой не вернулся, к обеду он был осужден к 6 годам тюремного заключения с конфискацией имущества, за несдачу зерна по  хлебозаготовке».  Отобрали все до последней курицы, хотя в семье было четверо малолетних детей.
В 1930 году Мартин Шусс был  реабилитирован.   Из Новочеркаской тюрьмы, он вышел со справкой  о возврате  имущества.
 После освобождения он   пришел уже в чужой дом  деревни Мефодиевка, где на съёмной квартире по улице Плавневой теперь жила его семья.
 Детей нужно было кормить, а  справка о реабилитации  давала хоть какую - то надежду на возврат  части имущества. Поговорив с женой о том, что нужно попросить вернуть хоть одну коровку для прокорма малых детей, Мартин  Шусс  поехал в Анапский район в Су- Псехский  сельсовет в подчинении которого находилась деревня Варваровка. Когда приехал в сельсовет, там  посмотрели его документы, отобрали их, а просителя сильно избили, пригрозив, ему, что если  кому- нибудь расскажет, то арестуют всю семью.
«Отец приехал домой больной и только перед  самой своей смертью всё рассказал матери. А  мы, мать и дети, похоронили отца в 1933 году»[19].
Дети Мартина Шусса выросли,   у каждого была своя неповторимая  судьба, сохранившаяся в воспоминаниях близких.
Шусс Войтех - был на фронте, ранен, умер в 1990 г.
Шусс Мария -  умерла в 1993 г.
Шусс Бьета -  умерла в 1984 г.
Шусс Иосиф - погиб под Сталинградом в 1942 г.
Шусс  Вацлав - во время Отечественной войны был рыбаком на Охотском море , имел бронь.
Шусс Франц -  воевал, был тяжело ранен. Его жена Лидия была угнана немцами в Чехию. После войны они жили в Чехии г. Пльзень  ул Рузвельта 20. Умер в Чехии.
Шусс Анна – умерла в 1997 г.
Шусс Станислав - воевал в партизанском отряде, погиб в 16 летнем возрасте в  1942 г, похоронен в братской могиле п. Варваровка под Анапой.
   Свято хранится в этой семье память о своих корнях,  культурных традициях, не теряется связь  и с исторической родиной .
 В 2002 году  семья Шусс ( ул. Мефодиевская д. 111) доброжелательно распахнула двери своего дома гостям из Чехии. Ими были члены Общества по исследованию человека,  возникшего в 1994 году в городе Брно.  Целью экспедиции стало возобновление контактов с чешскими земляками, живущими в Краснодарском крае. Индржих Штрейт и Мартин Седлачек в течении почти что двухмесячной кропотливой работы сделали огромное количество фотографий, сняли киноматериалы и записали множество интервью и народных песен.
Цель экспедиции, по словам Мартина Седлачека, была достигнута. Им удалось создать коммуникационный мост между Чехией и краснодарским и новороссийским объединением чешских земляков «Наздар» [20].


Рецензии