Адыгейские рассказы 1

Адыгейские  рассказы 1
Несколько  лет  назад  летом,  так  вышло,  мы  всей  семьёй  прожили  в  Адыгее   около  двух  месяцев, объехав   часть  этого  неповторимо  красивого  края. Жили  мы  в  доме  у  друзей,  которые  здорово  помогли  нам  познать  край  и  удивительных  людей  живущих   в  этой  сказочно  красивой  части  России. Практически  каждый день  был  настолько  насыщен  событиями , что  обобщить   впечатления  в  одном  рассказе  ну никак   у  меня  не  получится. Отсюда  и  родился  этот  маленький  сборник  рассказов. Мы  были  в  гостях  у  разных  людей ,  но  их  своеобразие  настолько  радикально  отличалось,  что  описать  нужно  каждую  встречу. Иногда,  приходится  повторятся,  чтобы  сценка  не  выглядела  обособленно. Собственно -  всё :

№1
Наши  друзья  очень  гостеприимны  и  потому  на  выходные  у  них  собиралось  много  гостей, да  и  в  будние  дни  вечерком   наведывались ,  таким  образом  у  нас  появились  новые   знакомые, в  их  числе   удивительно  важно  подающий  себя   грек. Он  очень  необычно  держал  себя,  с  каким – то  внутренним   достоинством,  что  вызывало   у  меня  невольное  любопытство.  Вот ,  к  примеру,  подошла  его  очередь  сказать  тост :
Он  не то,  чтобы  медленно,  но  как то  важно -  не  спеша  встал ; так  же  не  спеша  взял  бокал  с  вином ,  выдержал  короткую  паузу и  сказал  тост,  в  котором   мудрые  мысли  были  поданы  в  таком  формате,  что  вызвали  не  зевок,  а  уважительное  понимание. Так же,  с  достоинством, он  выпил, поставил  бокал  и  присел. Любопытный  типаж,-  ранее  таких  людей  мне  видеть  не  доводилось.
Отношение  жён  к  мужьям  и   детям,  в  том  числе  взрослых  к  детям,  стариков  к  своим  сыновьям ,-  главам  семейств,-  всё  настолько  отличалось  от  того,  на  чём  воспитываются  в  Одессе  и   что  видел  на  протяжении  жизни,  из –за    чего невольно  впитывал  происходящее,  стараясь ничего  не  пропустить
Природа  края  настолько    разнообразна,  что  невольно  требовалось  указать  на  реперные  точки  первоочередных  посещений.
      Нам  рассказали,  что  высоко  в  горах,  на  перевале,  есть   пасека и  при  ней  кафе ,  где  готовят  уникальный    осетинский  пирог, лучше  которого  не  готовят  нигде. Природное  любопытство,  спровоцировало  меня  задать   вопрос  разным  людям  для  получения    подтверждающего  или  опровергающего  ответа. Ну как  так,  осетинский  пирог  готовят,  чуть  ли  не  на  каждом  углу,  почти  как  шаурму,  а  мне говорят  о  каком -  то  уникальном ,  единственном  месте. Удивительное единомыслие! Ну , как  не  поехать?
Пирог,  мёд,  виды  с  перевала -  всё  было  ошеломляющим, - это  правда,-  ничего  подобного  никогда  не  ел,   но  не  о  том   повествование  моё. Мы  приехали домой   около  девяти  вечера  и  уже  как  час, как   нас  ждал  грек,  тот  самый  грек,  с хозяином  распивая  чаи,  коротая  время.   По  дороге я  искупался  в  горной  реке  с  ледяной  водой,  что  здорово  взбодрило  и  потому  ,   приехав ,  сразу  сел  за  стол  к  мужчинам.
-  Сергей!  Моя  семья  приглашает Вас  к  нам  в  гости  в  пятницу   на  маслины  ,  на  вино и    греческую кухню, как  дома,  к 6  приходите.
-  Обязательно  будем.
- Тогда,  я   сейчас  уеду.
Он  позвонил  сыну,  тот  буквально  сразу  заехал  за  ним  и  они  уехали.
- Почему  он  не  на  машине ? Вроде  состоятельный…
- Для  него   позор,  при  четырёх  сыновьях   сесть  за  руль  машины. Он Хозяин  дома  и  Отец!,_  значительно  поведал  мой  друг.
Любопытство  буквально  съедало  меня, хотя  супругу  и  сына – не  менее.  Мы  ждали чудес  и не  знали,  как  к  этому  подготовиться. Какой  подарок  принести ?  Что  одеть ? Кто  ещё  будет  и  ещё  сто  вопросов.
Друг  мой,  армянин, приглашённый  с  нами,  был  единственным  нашим  консультантом:
- Каждая  семья должна принести  свой  подарок.  Вещи  дарить  не  принято,  чтобы  не  подумали,  что ты  жалеешь  нуждающегося,- то,  что  мы  принесём  будет  поставлено  на  стол  и  если  никому  не  понравиться,  то  это  неуважение  к  дому.
Хорошенькое  начало!
- Ты хорошо  шашлык  готовишь,  можно  купить  мясо  и  замариновать,  но  готовить  тебе  его  не дадут. Если  ты  согласен ,- я  сам  ему  скажу  за  то. Мы  купим  сладости, знаем  у  кого  заказать греческие  рецепты,- все  довольны  будут. Больше  двадцати  человек,  вместе  с  нами  , не  будет. Кроме  мяса  ничего  не  покупай,-  потом  расскажу  почему. Только  мясо.
Двадцать  человек ,- это  шикарный  день  рождения  или  богатые  сорок  дней  после  смерти. И  что  это  за  люди ? Как  считать  расход ? Баранина  или  свинина ? Можно  и  говядину,-  что  выбрать ? Я  умею  мариновать,  но  это  одесский  вариант,  а  что  они едят ,- того  не  ведаю. Наблюдая  внутричерепное бурление,  Серый   выпалил :
- Двадцать ,- это  мужиков  и  взрослых  мальчиков – детей. Ну, жёны, дочери  там,  невестки,  но  это  другой  расклад.
- Во  двор  и  дом,  вообще  в  любое  помещение  входите  только  с  правой  ноги; дальше,-  когда его  отец и  дядя   зайдут   и  скажут  по  тосту,  то  первым  выпивает  тостующий,  потом  брат  и  лишь  затем  остальные.
- А  женщины ? Дети ?
- Их  с  нами  не  будет. Им  не  место  среди  мужских  разговоров.
Боже! Как  мудр  культуры  Адыгеи!  Цитирую,-  не  я  сказал : « Им  не  место среди  мужских   разговоров». Сколько  глубокого  смысла,  если  хотите  -философии  жизни,- в  этой мудрой  аксиоме,  пришедшей  к  нам  з  глубины  веков. При  таком  раскладе,  уверен,  никто  никого  не  перебивает  и  не  говорит «  …это  не  то,  вот  послушайте  меня,  недавно  мне  подруга  говорила,  что  сама  видела….». Не  по  тем  книгам  мы  детей  учим!
Ночь  я  провёл  в  тревогах  и  размышлениях,  как   моя  жена и  сын ,  правда,  терзали  нас  разные  вопросы ,  связанные  с  одним  событием -  гостями  к  уважаемому  в  Майкопе  греку.
Сквозь  дремоту  и  лунный  свет,  который  неоном  осветил  нашу  спальню, наподобие  кабинке  в  физпроцедурах, где  кварцем  лечат,  я  обобщил то,  что  мы  имеем  в « сухом  остатке». Это  было  не  легко,  так  как  неуместные  вопросы  и  мысли  жены,  здорово  мешали  сосредоточиться.
Нас  пригласил  в  гости  грек,  который  поставил  целью жизни перенести  Грецию  в  Майкоп /дом  на  хуторе ,  под  самым  городом/,  в  масштабах  своей  семьи. Пригласил  на  маслины  и  на  вино. Такого  мы  не  слыхивали  и  решили  ответить  замаринованным шашлыком. К  слову,  всегда  удивлялся   почему  не  маринованный,  а  именно  замаринованный  шашлык ? Ответ  не  ясен. Майкоп  -  столица  Адыгеи  и  это  суверенная  территория   поглощённая  краснодарским  краем , как  тончайший  тестовый  блин  начинкой  в  пицце.  Последняя  моя  мысль  было  завтра  ,  с  утра, изучить  мясной  павильон   майкопского  рынка, после  чего  сделать  уверенные  закупки.
 Два  взгляда  ,  удочкой  наблюдения пойманные  и  рассудку  представленные. Я  о  бизнесе, хотя – нет, я о  философии  жития,  представленной  в  бизнесе.
Ранним  утром  я  собрался  и  никого  не  предупредив  выехал  на  рынок,- поди  знай,  когда  у  них  разгар?! Ехал  и  думал :
Россия  и  Майкоп, хотя если  быть   исторически  точным,  то  Майкоп  и  Россия. Продовольственный  рынок столицы  Адыгеи  с невероятно  интересным  прошлым  и  унылым  настоящим,  таки продовольственный  рынок -  как  срез  истории  АДЫГЕИ фрагментами  представленный. Колоритные  продавцы  за  стандартными  стойками ,  искренне  считающие ,  что  их  товар – это  их  достоинство! Крытая  часть  рынка – это  площадка  для  элиты ,  торгующей,  играющей в  нарды,  сплетничающей,  бесконечно  пьющей  чай   ОДНОВРЕМЕННО. В  этой  крытой  части  рынка  есть  и  торговые  боги  Олимпа. Да!   Имеются  такие! Это  владельцы  крытых  стеклянных  павильонов внутри  крытого  рынка,  которые  ни  с  кем  не  якшаются.
Припарковав  авто, ,  потея, синусоидой  нарезывал  круги,  выискивая   подвохи  и  пытаясь  понять,  как  найти  гида. Было  ясно,  что  нужна  элита ,  причём  в  самом  крутом  месте.
Представьте -  при  практическом   отсутствии покупателей  в  крытом  стеклянном  павильоне  есть  САМОСТОЯТЕЛЬНО  крытые  отдельные  павильончики   , как  будто  ,они  расположены  не  внутри , а  вне  крытого  павильона  при  очень  своеобразных  вывесках. Меня  привлёк  бутик  с  громадным  разделочным  столом  и  рекламной  вывеской  на  русском,   но  буквы  написаны   на  манер  арабской  вязи  :   МАРИНУЮ  ШАШЛЫК.
 У входа , в  костюме  и  костюмной  рубахой ,  с  идеально  ухоженными  туфлями,  на  достойном  стуле возле  маленького  , но  высокого  столика ,  сидит  адыг  и  пьёт  чай. Да, что любопытно, -   бриться  он  начинает  по  линии чуть  ниже  глаз  и  по   установленной  ватерлинии  на  шее, после  которой растёт  шерсть  с  подшёрстком.  Такая  вот  картина  маслом.  Я  изумился  увиденному! Прошёл  два  раза  и  потом  решился  обратиться  с  мэтру :
- Вот  я  хочу  купить…
Меня  прервали :
-  Трэтий  раз  смотришь! Чиво  ходишь ? Хочэшь  шашлык ?  Я   табе  сделаю !
- Из  чего  шашлык?
- Из  чего  хочишь!
Я   завис ,не  понимая,  как  сформировать  заказ.
- Нэ  понимаешь  чиго  хочишь!
Да,  уродливый  русский  язык,  но  какая  чёткость  мысли!  Нужна  пауза,  чтобы  понять  -  что  ответить. Человек  явно  не  ординарный  и  штампами  не  обойтись! Я  то  же  сделал  не  стандартный  ход,  так  мне  наивно  показалось
- Можно  Вас  угостить  чаем ?
- Многие  просят,  пазваню -  прынесут.
Он  позвонил  и  нам  через  несколько  минут  принесли  чай. Упомяну  телефон,  на  который  он навесил  столько  прибамбасов , что говорить  можно  только  при  определённом  положении  трубки.  Ароматный  травяной  чай,  где  мята  с  трудом  угадывалась,-  что  меня  сильно  удивило.  Если  чай  с  мятой,  то  это  значит,  что  это  мята  и  ещё  что –то,  возможно  какой – то  чай.
- Я  Вам  так  скажу : мой  шашлык для  тэх,  кто  понимает! Для  тэх,  каму  нужна  правда,  панимаешь!
Я  механически  кивнул,  поперхнувшись. Однако,  подходец!
- Всё  настолько  интересно,  что  я готов  слушать , а  не  говорить.
- Панимаю,  много  таких!
-   Мясо! Какое,  как  рэзали,  как  раздэловали,  как  пиривезли -  всо  важно! Валокна  попирок  или  вдоль  - эта  наука -  понял?  Если что – то  нэ  так-   Я, Хаджумар,  сын  Залимхана  не  возьмётся!   А  как  знать ?  Я  чито   валшебник ?   Патаму  и  покажу  табе у  кого  покупать. А  свинина,  гавядина  или  барашэк – нэ  важно!
Я  сразу  подумал,  что  он  нанят  группой  продавцов  для  такой  вот  рекламы. Но  содержать  целый  павильон,  при  их  скупости  полагаю  не  реально! Решил  купить,  чтоб  попробовать…
Купил  мясо на   кого  указал.
- Тапер  купи   специи   у Джансур. Скажи,  я  пирислал. Скажи  дэсять  килограмма  барашка , вырэзка  скажи,  она  даст. Вон где  горка  сыра , что  никто  не  покупает – там  радом   стаит.  Свынину  вазьми  у  Мансура пять килограмм ,радом рыжий  стоит, глаза  таращит,- у  него  говядина.  Скажи  - я  послал дэсять  киллограмм. На  тэх  людэй, чть  ты  сказал,-  шашлыка  хватит. Всем  гавари,  что  я  послал, не  мешай  им  и  нэ  таргуйся,-  лучшее  дадут.
Я   растерялся ,  мой мозг  официально  отказался  назвать  по  имени  шашлычника. Он  так  себя  позиционировал, что  я,  жалкий  подмастерье,  должен  бы  вбить   наколкой  в  мозг  имя  учителя,  тем  более  ,  что  он  сын   такого – то.  И  имя  это  продавщицы  специй   я  забыл  спустя  секунду  как  услышал. Как  дикарь  я  пошёл туда,  куда  указал  перст  с  перстнем   УЧИТЕЛЯ   и  сказав « я  от  него»,-  скромно  указав  глазами  на  ТРОН  САМОГО. Мне  собрали  пакетики  и  вынесли  ценовой  приговор. Что  положили,  по  какой  цене -  мне  никто  не  сказал. Хорошо,  дождёмся  конца  спектакля,  ведь  дело  к  развязке.
- Лук купи  гдэ  хочишь,  а  памидоры  у Зульфии – вон  выдишь  в  углу?! Тры киллограмма того  и  другого.
« Покорно  исполню» - какое - то  раболепие  пронеслось  в  мозгу./ «какое» -  между  чёрточек/.
Я носил  и  носил  сумки, не  торгуясь,  тратя  деньги  не  торгуясь  и  не  зная  толком  даже  цену  за  киллограмм. Хорошо,  что  я  не  взял  с  собой  любимую,-  просто  повезло!
Всё  куплено  и  возложено  на  трон,  столом  представленный. Сумки  и  кульки сгруппировавшись  холмом  стояли  на  столе,  на  который  взирал  Мастер, не  пытаясь  даже  подойти  посмотреть. Что  Вы  хотите – Мэтр, хоть  это  и  не  Привоз!
Маэстро   удалился  в  подсобку  и  вышел  этаким  судьёй ,  облачённым  в  ритуальные  одежды. Чёрный  халат, бухгалтерские  налокотники  из  кожи,  контрастно  гармонирующий   белый  колпак  ,  спрятавший  иссине-  чёрные волосы,-и  вместе  с тем   обувь  он  не  переодел!  Ерунда,  но  всё  таки!  Далее -  началось  ритуальное   таинство  с  помощью  очень  хитро  наточенных  ножей. Никаких «дорезаний» ,-  всё  математически  точно!  Ножи  он  менял  бесконечно ,  но  всегда  клал  их в  чётко  определённые  места . Я  восхищался  его  работой! Лук  распадался  на тоненькие  кольца, оказалось,  что  помидоры  состоят  из  тончайших  полуколец  и  теперь  принимают  природную  форму;  специи органично  впитались  во  всё  это,  потому  что  этой  массе  не  хватило  именно  этих   специй,-  какой – т о  волшебный  сказочник!  Шашлычный  шаман,  прости  Господи!
Он   упаковал  всё  в пластмассовые  контейнера ,  явно  новые,  с  проделанными  в боках  дырочками  и  положил  их  в  контейнер  чуть  побольше,  без  дырок,  отверстия  были  в  крышке. Всё  это  плотно  закрытое  в   матерчатой  сумке  было  вручено  мне  с  напутствиями
- Палоэтилэн -  враг  шашлыка. У  тэбя  есть  от  двух  до  четыре  часа  чтоб  готовить. Сиредняя  тэмпиратура -  гатовь  не  болше  пятнадцать  минут. Если  местные -  скажы  я  марэновал. Мой  шашлык -  они  знают. Табе   гатовить  не  доверят!
Что это ? Испытание  или  экзамен ? Очень  много  лет  со  мной  так  никто  не  разговаривал! И  главное,  протеста  внутреннего  нет! Есть  покорность  и  ожидания  сути .
Дома  шло  то  же  вселенское  приготовление. Все  носились  по  дому  как  обезумевшие  и  мой  подвиг  закупки  вообще  никем  воспринят  не был.  Не  хватало  фенов и  утюгов, мазей ,  кремов,  кисточек,  ножничек  и  за  всем  этим  мне  предстояло  поехать,  а  я  «неизвестно  где  болтался,  забыв  о  гостях». Что  спорить ?  Мясо  в  погребе,  я  в  качестве  водителя  в  машине ,  вожу  супругу  и  дочку  друга за   главными  покупками  из  области  парфюмерии. Устал. Даже  не  нервничаю. Пусть  будет,  что  будет!
Время  течёт  неумолимо,  пришёл  час  выезда. Тремя  машинами,  расфуфиринные,  мы  выехали. Выехали  и  приехали.  Мозг  слабо  реагировал  на  происходящее,  занятый  одни,-  везде  начинать  движение  с  правой  ноги. Причём  демонстративно. И  напомнить  своим. Таки  приехали.

Визит  в  гости. Много  мытых   машин  у ворот  в  дом. Мы вышли,  оставив  подарочное  обременение. Ворота  сами  отворились  и  нас  встретил  хозяин  с  сыновьями,  сзади  стояли  женщины. Идеальные  зубы  блистали  улыбкой,  глаза  излучали  радость  здоровых  людей,  понимающих  течение  жизни. Такая  встреча! Разве такое  забудешь? Было  видно,  что  нас  ждут  и  нам  рады,  причём  искренне – эмоционально радостно. Жданные  гости.
Отработанный  церемониал   встречи  закончился  разделением  на  три  части :  мужскую,  женскую,  и  детскую,-  у  каждой  части  свой  шатёр.  Я  был  отделён  от  семьи  изначально и  мог  константировать  только  происходящее  округ  меня.
Что  я  услышал ?
 Хозяин , хозяйка  два  сына  разговаривают  на  русском,  совершенно  иначе  его  коверкая. Не  адыги! Греческий  русский.
- Вижу,  у  кого  покупал  шашлык, это  я  тибе  как Солон гаварю,  а  Солон – значит  мудрость!
Знакомясь,  я  понимал ,  что  навык  к  запоминанию  греческих  имён  у  меня  начисто  отсутствует  и  потому  надо   будет  как – то  выкручиваться.
-  Мы  маслины  пакупаем  и  сами  давым – патаму  и  салат  такой  вкусный
Это  мне  сказали  до  того,  как  я  салат  попробовал.
- Хилэб  сами  пэчом  для  гастэй. Маслиновое  масло   -  патаму  так  вкусно.
Слово «  маслины»  звучало  в  каждой  третьей  фразе.
Меня  не  допустили  к  приготовлению шашлыка,  а  я  весь  извёлся  в  ожидании  чтобы  попробовать. Супруга  и  сын  не  участвовали  в  покупке  и  потому  не  могли  понять  масштаба  ожиданий.
- Шашлык от  Хаджумара  / боюсь  не  точно/  гатовить  надо  толко  на  ареховых  дровах.  Можна  и  на  вишнёвых, но  нэ  то  палучым.
Я  пил  густое  ,  тёрпкое  вино /  из  Греции,  как  Вы  понимаете/  и  смотрел  как  готовятся  угли  для  шашлыка.
Не  скажу  за  салаты,   маслины  и  оливки,  не  скажу  за  три  вида  вина  и  за  тосты,-  скажу  за  шашлык. Необычно  быстро  приготовленный  шашлык  больше  походил  на  паштет. Уникально   нежное   мясо  впечатляло  насыщенностью  соком.  Сок,  ароматнейший  и вкуснейший  сок  в  мясе,  дурманящий  рассудок,  воздействуя  на осязание  и на  вкусовые  рецепторы,  магически  заколдовал  мозг,  которому  следовало  бы  разобраться  почему  сока  в  мясе  больше,  чем  самого  мяса?! Вырезка  барашка -  нечто  новое  в  моём   лексиконе.  Аппетитная   золотистая  корочка  создала  некий  мешочек ,  в  котором  мясо  тушилось  в  соку. Да,  салат! Да,  оливки – маслины  разные.   Да,  вино! Да! Но  это  да -   это  нет  в  сравнении  с  шашлыком, извиняюсь ! Этот  сын  Зелемхана / гляди -  вспомнил!/  меня  поразил  шашлыком – это  да!
Греческий  салат,  это  не то,  что  я  ел  до  этого,-  это  раз.
Сыр  «Фета» домашнего  происхождения, это  такое  да,  что  ещё  вопрос : греческий  салат это  первое  да  или  совсем  нет.
Обилие  разнообразнейших  соусов,   несколько совершенно  разных   первых  блюд, немыслимое  количество  разнообразнейшей  зелени,  салаты  и  всё  с  мудрёными  названиями,  русскому  языку  никак  не  подвластные.   Ритм  тостов тамада  планировал  так,  чтобы   подача  блюд  на  пол такта  отставала  от  тоста  и  быстрой  закуски.
Женщины обслуживали  нас ,  это  не  новость,  но  поразили  их  улыбки  и  желание  не  подать  всё  сразу  и  освободиться,  а  соблюсти  очерёдность  таким  образом,  чтобы  ты  максимально  насладился  вкусом  и  послевкусием,  видя  в  этом   не обременение ,  а проявление  гордости  хозяйки, хотя женщин  было  очень  много  и  степень  родства  я  так  и  не  усвоил.
Мягкий  тёплый  ветерок  не  расслаблял ,  но  как – то  успокаивал  идеально  вписываясь  в  общую  не  земную  гармонию   блаженства.
Есть  эпизоды,  которые  хочется  выделить  отдельно,  но   опасаясь   утомить  читателя, закончу  эту  часть той  мыслью,  которая  родилась  в  момент,  когда  я  ночью  засыпал:
А  шашлычник – это  МАСТЕР! 
Удивимся  подходу  и  своей глупости :
1
Мы  хотим  купить    продукт  по  цене  суррогата  и  выдумываем  оправдывающую  версию.
2
Мы  пытаемся  заменить  своими  фантазиями  опыт  профессионала  ,  считая  не  себя,  а  профи  шарлатанами.
3
Может  ,не  имея  достаточного  фронта  самореализации  мы  таким  образом  самоутверждаемся  на  поприще, где  нас  трудно  оценить ?
Вот  такой  каламбур  я  воссоздал  из  дневниковых  впечатлений
В   заключении  отмечу,  что  уникальные  сценки  того  вечера  я  ещё  отдельно  опишу,  они  требуют  отдельного  внимания! Полагаю,  возможны  повторения,  чтобы  увязать  сценку  в  общий  контекст.



Часть №2
Утром ,  пробудившись,  я  пошёл  прогуляться  вдоль  Белой  Речки,  чтобы  всё  восстановить  в  памяти  и  осмыслить   поразившее.  Итак, о  вчерашнем :
В  шахматах  нет  броуновского движения, есть  правила  и  наказания  от  их  отклонений. Тосты были  продуманы  и  символичны,  а  перевести  их  на  язык  юмора  было  бы  цинизмом. Постепенно  воспоминания  позволили « вжиться  в  роль»  и я  практически  заново    сопереживал   вчерашние  события.
- Мой  отец, мой  дядя   воспитали  меня  как  грека,  вдали  от  Родины. Я – грек,   чему  и стремлюсь  быть  достойным.  Мои  дети -  греки, моя  первая  внучка -  гречанка, хотя  живём  мы  в благословенном  крае -  Адыгее. По  тому  ,  как  мы  встретим  одесситов, будут  думать  о  нас,  о  греках  в  Адыгее,- это  большая  ответственность! Одесситы, для  Вас  греки -  побратимы, поднимаю  бокал  за  то,  что   Одесса  немыслима  без  греческого   вклада,  а в Греции  , Одесса – это  имя!
Он  выпил. Я думал. Мне  вдруг  показалось,  что  меня  видят  ,  как  официального  представителя  родного  города  и  я  сильно  испугался,  чтоб  не  омрачить   светлый  образ,-  который  для  нас  всё!  Несколько  запоздало  выпил  вино, необычного  вкуса. Я  вообще  сторонник  сухого  вина  из  винограда сорта   «тысячник»,_  это  когда  сотни радикально -  чёрных  по  цвету   и  мельчайших    ягод  плотно  облепливают  кисть  винограда,  не  позволяя  ни  воздуху ,  ни  свету  проникнуть  внутрь. Это  было  вино  сродни  килийскому  сухому. Хрустальные  толстостенные бокалы  усиливали  важность  сказанного  и  ценность  напитка , а  стенки  ,  украшенные  резьбой,  создавали  причудливое  восприятие  солнечного  света,  так,  что  с  разных  сторон  вино  казалось  имеет  иные  оттенки. Подавали  греческие  блюда  с  мудрёными  названиями и краткими историческими  справками, но  всё  это  меркло  на  фоне  некой  патриархальности.
- Сергей, хочу  услышать  Ваше  мнение. Адыгея ,  как  часть  краснодарского  края .- это  одна  история; Адыгея,  как  край,  который  обходил  Чингиз  хан,_ это  другая  история,_ какое  будущее  у  этих  историй ?
Я  готовился  к  встрече,  и  с  ответом  заминки  не было.  Интернет,- это  не  забава,  это  спасение!  Да, возможно и   внёс  некий   раздор  в  их  умы,-  а  что  делать,  если  правда  не  подлежит  корректировке ?
- В интернете  пишут, что  самая  богатая  кавказская  кухня ,- это  адыгейская. Далее  пишут,  что  на  родине она  полностью  утеряна. Индюки,  собственной  породы,  овцы,  собственной  породы,  уникальная  кухня! Шашлык  по  адыгейскому  рецепту  занял  первое  место  на  мировых   соревнованиях. Но  здесь  этот  рецепт  забыт! Мировая  культура приняла  шедевры  этого  края,  а на  родной  земле  они  утеряны. Мой  тост,-  тост  сожаления.  Поколения  несли  великую  культуру  дальним  наследникам,  а  оказалось  этот  дар  нужен только  для  коллекции. Сожалею.  Искренне   сожалею. Простите,  если  не  так  сказал,-  не  знаю  правил.
Молча  выпили.  Отец  хозяина, сморщенная  щепка  с большим  носом  и  горящим  взглядом  подошёл  к  хозяину  и  сказал :
- У  моего  сына  появился брат. При  всех  говорю,- так  мог  сказать  только  брат. Если  вдруг  будет  плохо,-  звони  нам,-  мы  семья,  а  ты  брат. Хоть  мы  и  греки,  а  ты одессит.
Какая -  то  неестественная  напыщенность,  театральности  свойственная. Я  обалдел,  отказываясь  воспринимать  происходящее. Старик  подошёл  и  обнял  меня  , потом  Хозяин, затем  сыновья. Что  это  было ? Не перейдут  ли  они  обнимать  мою жену? Что  я  теперь  должен? Стараясь  всё  запомнить,  мной  скорее  регистрировалось  происходящее,  чем  запоминалось.
Скажу  честно,   на  женский  и  детский  шатёр  я  почти  не  оглядывался,  так  заняло  меня  происходящее  за  нашим  столом.
Тамада /  пытаюсь  подражать  речи/:
- Когда  был  Афган, дядя  Филон   сам  прышол  в  военкомат,  чтобы  пойти  ваивать,  чтобы  никто  нэ  смог  сказать,  что  мы  спрятались  и  струсили. И  потом, он  отказался  от  всех  привилегий – нэ за  льготы  жизнью  рысковал ! Я  хочу,  чтобы  мы  выпили  за  его  здоровье и  за  то,  что  мы  гордимся  им.
Сухенький ,  загорелый   мужичок, лет  шестидесяти   встал,  скромно  улыбаясь,  а  рядом  на  него  с     немым  восторгом  смотрел  совсем  непохожий  на  него  сын.
-  Хачу  добавить. Кагда  у  меня  горе  случылось,  все  знают,  Филон  взал  все  деньги , что  держал  на  стройку  дома  сыну  и  принёс  мне. Такой    вот  человек. Здоровья  табе  и  всему  роду  тваему. Пём за  тебя.
Все  выпили.
Вот  думаю, а  что  я  такого  сделал ,  чтоб  про  меня  вот  так  сказали ?  Просто  взял  все  отложенные  деньги  семьёй  и  отдал  дальнему  родственнику,  пусть  он  будет  трижды  любимый !?    Нет,  Вы  за  такое  где – то  слышали ? А  где ? Нет,  сказки  и  романы  я  то  же  читал…
Потом  это  братание,  практически  с  незнакомым  человеком! Это,  конечно  трогательно,  но  что  дальше ? Вот  все  они  стали  моими  родственниками,  как  плюс  к  моим  родным  и  родственникам  жены  с  многочисленными  ответвлениями,  в  которых  разбирается  только  она? Дни  рождения  и  приглашения  в  гости  на  праздники ?  И  этот  ужас  обрушится  на  меня ?  Это  непосильно  много. Но,  с  другой  стороны,  для  нас  открыли  калитку  в  душу  целый   сплочённый  клан ,  поверив  в  чистоту  наших  стремлений,  а  мы  отвернулись ? По  свински  как – то. С  другой  стороны , допустим,  они  даже  небольшой  частью  приедут  к  нам  в  гости!  Окружающие  наш  дом  соседи евреи  по  национальности  и  евреи  по  убеждению и  те  и  другие   будут  в  одинаковом  шоке! Эти  одежды,  гортанный  язык, эта  бешенная  жестикуляция  у  молодых  и  непомерный  апломб  у старших,-  им  будет  на  что  посмотреть! Дойдёт  до  звонков  нашей  родне  с  просьбой  образумить.
Белая  Речка  несла   бурлящие  потоки   мутной  воды , которая  злобно  шипя  разбиваясь о  поваленные  деревья  и  большущие   валуны,  верхушками своих   горбов,  греющиеся  на  солнце. Так и  меня  несёт  не  пойми  куда  и  зачем. Понять  бы,  как  быть!
Вот  опять  же ,  наш  уезд. Ну,  попрощались, отблагодарились  и  уехали,-  так  нет,-  целый  церемониал.  И  при  этом  столько  искренности   в  глазах ,  в  искрящихся добром  глазах,  что  тебе  невольно  стыдно  за  свои. Наевшись  и  напробовавшись в моём  организме   произошёл  захват  власти   дум   о  сне,  спокойном  возлежании,  тишине  и  благодати ,  с  рядом  лежащим  животом,  над  властью  стройного  позвоночника,  активного  прощания,  с  шутками,  остротами  и  приглашениями  в  гости  к  нам / куда/. Власть  поменялась  и  мне  пришлось  подчиниться  силе,  в этом  и  есть  внутренняя  демократия,  в  конце  концов.  Я,  конечно,  растягивал  рот  в  улыбке,  показывая,  что  в  Одессе  стоматология  не  худшая  в  мире, отбивал  поклоны  и  совершенствовал  обнималки, косвенным  взглядом , страхуясь,  косился  на  любимую.
Представители  трёх  шатров :  нашего,  женского  и  детского  были  размещены  в  кортеже  из  множества  подержанных,  но  идеально  ухоженных  машин. Нас  везли  в  одной  машине,  наших  друзей  в  другой,-  остальные  сопровождающие,-  из  уважения. Взрослые  греки  не  поехали,  сопровождала  вереницу   машин  с  навороченными  прибамбасами - молодёжь.  Жена  и  сын настолько  были  переполнены  эмоциями,  что  непривычным   молчанием «  резали  слух». Багажник  заполнили  плетённые  кошёлки  с  продуктами-  в  дорогу, как  будто  нас  выпроваживали  из  страны  с  радостью,  что  навсегда,  а  ехать  то – двадцать  минут  , к  другу  ,  у  которого  дом – то  же  полная  чаша.. Хотелось о  мнгом    спросить  и  столько  самому  рассказать,  что сил  на  это  просто  не  было. Мы  молчали.
Всё. Мы  дома. Традиционный  чай  и  мой  вопрос  всей  честной  компании :
- Вот  всё  это  ,- было  не  сон?  Не  видения?  Я  здоров  и  мне  ничего  не  привиделось ?
Речь  всем  давалась  с  трудом,  потому  чай  быстро  допили  и  шаркающей  - лыжной  походкой  растворились  в доме.
Душ  и  поглотивший  сознание  сон,-  были  ответами  на  мои  любопытствования.  Жена  тогда  сказала,  что  я  первый  раз  в  истории  семейной  жизни  не  храпел. Доброе  слово  и  кошке  приятно, и  даже  коту / Я  родился  в  год  Кота, на  что  мне  постоянно  неуместно    указывалось !/
Странное  свойство  Белой  Речки,-  сколько  вдоль  неё  не  гуляешь,  никогда  не  устаёшь. И  звук  её  несущихся  вод  отнюдь  не  монотонный ,-  то  какие -  то  глубинные                «  всхлёпывания»,  то   стая  мальков  на  мелководье  копирует  стаю  дельфинов,  выпрыгивая  из  воды ,  чтобы  показать  удаль  и  блеск  чешуи; то  невиданная  птица,  сложив   крылья  стремительно  по   вертикали  кидается в  глубины, издав  всплеск  не  малый, нет ,  не  из – за  неприятностей  с налогами  или  в  семье,  а  чтобы  вынырнуть  с  рыбёшкой  и   тяжело   управляя  мокрым  телом  лететь  по  намеченным  планам. Немного  смутил  подъём, из – за  которого  часть  полномочий  от  живота  перешли  вновь  к  позвоночнику  и тенденция  наметилась  в  сторону    былого  физического  статуса. Вернулся  к  завтраку. Ни  есть,  ни  говорить  не  было  сил , так  и  прошёл  второй  день  в  некоторой  прострации.


Рецензии