Темные монологи. Действие 2. Сцена 3

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Темнота.

ФРАНЦИСКО   В-вы уже довольно п-продолжительное  время молчите. Может, вас волнует судьба этой грешницы?

ГОЛОС  Нет. Что будет с ней дальше, – и так известно.

ФРАНЦИСКО  А вы ей верите?

ГОЛОС  Ты говоришь о ней, как о живой. А тело ее уже гложут рыбы и речные раки. Она сама знала, на что идет, становясь его любовницей...

ФРАНЦИСКО  (возмущенно)  Но это непр...!

ГОЛОС   Не глупи. Истых церковников пересчитать по пальцам. Остальные настолько порочны, что давно позабыли все обеты и клятвы. Чем выше, – тем порочнее...

ФРАНЦИСКО  (над ним красный цвет)  Знаете, я-я н-не удивляюсь, что с такими взглядами вы здесь. Я-я п-понял вас. И-и знаете что? В-вы и эта девица очень (загорается голубой свет) очень похожи друг на друга.

     Свет гаснет, освещенными остаются только ноги заключенного.

ГОЛОС  (кашель)  Переходишь в наступление, дорогой мой служка. Давай. Не отступаешь, хм... Похвально. Я ожидал от тебя другого.

                Скрип дверей и решеток.
                Тихие шаркающие шаги.

ВТОРОЙ  Давай, давай. Перебирай ногами. Дьявол, приводят же такое. Бестолочи.

ПЕРВЫЙ  Вот тебе и на! А еще Жан, отличавшийся спокойствием камня! Ха!

ВТОРОЙ  Я предупреждал тебя. Еще одно слово – и свой язык ты получишь себе на ужин.

                Скрип решеток.

СТАРЧЕСКИЙ ГОЛОС  Ф-фу, один из тех отвратительных запахов, что способен отравить и мозг, и печень, и почки. Где-то здесь лежит труп. И он разлагается. Нет, подальше от него. Вот здесь. Да, камень. И полы, и стены, и влага. И я здесь. Человек, который повидал всю Европу, Париж, Тулузу, Лион и Рим, Венецию и Мадрид, Гранаду и Лондон и Уэльс. И я здесь. Почему? Они хотят получить мои соки после смерти. Да-да. Соки после смерти и душу, и мои волосы, и глаза. Почему? А Эрми? Он как? Они заберут его в этот, в этот грязный детский приют, где холера и чума, вши и проказа. И я здесь. Почему? Я их лечил, я угадывал погоду... Погоду? Иль что еще? Нет, погоду. По полету ворон, по росе и слезам святого Лаврентия. Они правы? И я здесь. Я здесь? Или где-то еще?.. И этот запах...

ФРАНЦИСКО  (глубокий вздох) Уф-ф!

СТ.ГОЛОС  Стоны закованных в цепи. Здесь полно узников. И мервых, и грешников, и невинно заточенных. И я здесь. Нет. Я никому из них не скажу, почему здесь. Нет. Я ведь ничего не вижу, - их лиц не видно. Или, может, это я ослеп? А они могут быть скверными людьми. И подонками, и циниками, и лгунами. И я здесь.

ГОЛОС  Не сходи с ума, старик. Нас тут всего ничего: трое. Один актер, монах в одном экземпляре и ты.

         Старик освещается бледно-зеленым светом.
               

СТ.ГОЛОС  Он пытается заговорить со мной. Люцифер искушающий... Люцифер ободряющий... И губящий... Нет. Я здесь один. И мне никого не нужно, и разговоры ни к чему. Это незачем...

ФРАНЦИСКО  Нам всем станет гораздо легче переносить эту пытку, если мы будем разговаривать друг с другом, тем самым облегчая свою душу.

СТ.ГОЛОС   А это монах. Так-так, точно. Пьянчуга наверняка. Откуда-то перегаром пахнуло. Наверное, от него. Они не люди, и не демоны, и не святы, и не скверны. Они служители Господа. Это хорошо. Они служители папы. Это плохо. И я хотел бы исповедаться, и не буду, и не хочу. И не здесь - в мерзкой каменной конуре какой-то бесславной башни. Только не здесь!

ГОЛОС  (усмешка)  В Анже тебе было бы не лучше, глупый старик. Никто не уделит тебе такого внимания.

         Свет освещает только ступни заключенного.

СТ.ГОЛОС  Противный голос смеет попрекать меня! Человека, жизнь которого была от начала до конца посвящена Франции. Человека, честь которого никогда не была запятнана настолько, чтобы ею могли кидаться, словно камнем!

ГОЛОС  Ишь как!

ФРАНЦИСКО  Успокойтесь, успокойтесь ради бога. Этому человеку вообще свойственно вести неразумные речи, дорогой мой старец.

                (Освещается красным)

СТ.ГОЛОС  Эх, был бы я помоложе, так засунул бы эти речи ему в глотку обратно!

     Скрип дверей и решеток. Слабо слышны переговоры стражников.

ПЕРВЫЙ  Да не смотри ты так на меня. Мой красный костюм ни в коей мере не доказывает то, что я виновник всех бед на свете.

ВТОРОЙ  Ты не виновник. Ты пособник. Причем самый безумный.

ПЕРВЫЙ  Это я-то безумный... Проходи, проходи, дружок. Я? Да я готов сам на себя наложить сначала анафему, а затем и руки, если мои поступки и мысли будут хоть в чем-то расходиться с повелением святой инквизиции! Думай, что говоришь!

                Скрип дверей.

МАЛЬЧИК  (освещен желтым)  Ой-ой-ой. Дедушка ты здесь?

СТ.ГОЛОС  Эрми? Внучек, ты здесь? Мой внучек здесь? Господи, да как же здесь он оказался? Пусть он идет ко мне, внучек мой. Ну, где же он, дорогой Эрми?

                Находят друг друга.

МАЛЬЧИК  Я тут, дедуля. Ничего не бойся. Мне стражники сказали, что нас выпустят совсем скоро. Что произошла какая-то ошибка.

СТ.ГОЛОС  Ошибка?.. Какая чушь.

МАЛЬЧИК  Нет-нет, дедуля. Это так они сами сказали. Солдаты ведь не могут врать... Правда, дедушка?

     Старик берется за голову и начинает всхлипывать. Мальчик обнимает его.

МАЛЬЧИК  Ну что ты плачешь. Не бойся темноты. Я ведь с тобой. Мы вместе.

СТ.ГОЛОС  Да-да. Маленький Эрми и я. И еще два осужденных, и я здесь. (сухой кашель) (притягивает Эрми к себе). Пусть внучек ничего тут не трогает. Постарайся глубоко не дышать, и не трогать ничего, и не отходить от меня.

МАЛЬЧИК  (улыбается)  Да куда же мне отойти от тебя, дедуля! Ведь некуда!

ГОЛОС  (тихо) Несмышленыш.

ФРАНЦИСКО  Послушай, мальчик. Я понял, что вас арестовали по какому-то недоразумению. Ведь так?

МАЛЬЧИК  Вы один из тех осужденных, о которых говорил мне дедушка?

ФРАНЦИСКО  Ну, в некотором роде, да, сын мой. Меня зовут Франциско Ланже, и я священник. Но  ответь на вопрос, пожалуйста.

                Франциско освещен светло-зеленым.

МАЛЬЧИК  Ты слышал, дедушка? Священник здесь. Значит, значит тебе вдвойне нечего бояться!

СТ.ГОЛОС  Пусть Эрми расскажет священнику, что там случилось. В "К".

МАЛЬЧИК  Я не могу рассказать вам точно, господин священник. Дедушка почти ничего не говорит, хоть и знает. Мы жили в "К", маленькой деревушке под Шиноном. Когда я родился, мой отец был уже мертв, а матушка умерла спустя восемь лет. Сейчас мне одиннадцать. Я не уверен, но мне казалось, что наши соседи невзлюбили нас с дедушкой. А за что, не знаю.
     Я слышал разговор двух женщин о дедушке. Одна говорила: "В каждой деревне и в каждом городе, где я жила, находился человек, из-за которого жизнь ну просто не ладилась. Старики говаривали, что непременно найдется человек (колдун или ведьма), который наведет порчу на все, что его окружает. Причем он и сам иногда не подозревает об этом!" А другая вторила ей: "Ну конечно, дорогая! И таких людей безо всяких оговорок надо гнать взашей! Или сжигать на костре, топить и так далее". Я думаю, из-за этих глупых предрассудков дедушка, ззанимавшийся предсказанием погоды, и был изгнан. Изгнан теми самыми людьми, что прислушивались к нему. Оставшись без всего я и дедушка отправились в Тур, затем в Орлеан. Потом в Париж, потом, в конце концов, в Лион. В этих городах мы зарабатывали совершенно случайным трудом. Дедушка пытался наняться к одному чудаковатому господину предсказателем погоды, но ничего из этого не вышло. Я надолго запомню ту ночь в каморке на чердаке трактира, когда ты, дедушка, не пришел домой. Сейчас я понял, что кто-то тебя оклеветал, и ты был схвачен. Но сейчас мы вместе и нас скоро выпустят!

СТ.ГОЛОС  Эрми всегда хорошо умел рассказывать. (гладит по голове мальчика).

ФРАНЦИСКО  Эрми, сын мой, я до глубины души тронут историей вашей жизни. Господи, какие несчастья, какие невзгоды выпадают на долю людей! Какие... Эрми, сынок. скажи мне, учился ли ты где-нибудь?

СТ.ГОЛОС  Наш святой друг, Эрми, хочет помочь тебе. Но он забывает, где мы находимся...

                Освещается голубым.

ФРАНЦИСКО  Не стоит так переживать, друг мой. Ваш внук во многом был прав.

ГОЛОС  (тихо)   ЧЕРТ! Черт побери! Как я беспомощен! Он губит их... Но нет... (громко) Чем ты любишь заниматься больше всего, Эрми?

МАЛЬЧИК  Я? Я люблю слушать людей: разные истории, предания, легенды. Я понял однажды, что каждый рассказ, независимо от того, правдив он или нет, несет в себе глубокий смысл. Я люблю разгадывать его.

ГОЛОС  (усмешка)  Черт побери... Ну что же, тогда слушай.

                Тишина 3  -  4 секунды.

     Невероятно давно случилось это. В древней, навсегда сгинувшей стране, обитатели которой создали величайшие произведения исскуства, подобия которых можно встретить и в наши дни. Они, эти великолепные отголоски величественной старины, сейчас вызывают в нас трепет, и мы даже не подозреваем о том, что когда-то существовало нечто гораздо большее. Навечно сгинувшее... Люди, жившие в этой лучезарной стране, называли себя (на сегоднявший лад) помазанниками Солнца. (Усмешка). Откуда им было знать, что это самое Солнце и убьет их всех. У каждой страны есть история. Была история и у этой страны. История, насчитывающая тысячи лет непрерывного развития науки и искусства. Хотя... и то, и другое было взаимосвязано, неразделимо. На заре этой великой цивилизации существовало два довольно крупных народа, на том самом острове, где и появилась эта чудесная страна. Один народ жил в глубоких пещерах и в горных местностях. Ему было по душе наблюдать за раскатами грома и взрывами молний под открытым небом, ибо велики они были ростом, мощью и духом. Нам, жалким человечишкам, не дано понять то, во что они верили. Совершенство было их единственным повелителем. Они поклонялись совершенству, как древние греки поклонялись им. И как мы должны поклоняться древним грекам. Эти величественные великаны воздвигали возле пещер своих гигантские кубы и шары, помещали их на постаменты и любовались ими, как мы любуемся Нотр-Дамом. Грубые необтесанные куски скал под могучими руками превращались в совершенные геометрические формы, которые затем служили людям тем, что мы, сопливые глупцы, привыкли называть алтарями.
     Второй народ жил в противоположной стороне острова. В краю благоухающих лесов, искрящихся озер. Эти люди были гораздо менее развиты физически, но разум их был более совершенен. Не по нутру им было целыми днями находится на лоне природы. Они первыми создали себе подобия городов. Они презирали горных жителей (чувство это было взаимным) за "грубюость" и "тупость". Правда, одна черта характера обоих народов была общей. Общее поклонение совершенству. Народу, жившему на порядочном удалении от горных кряжей, ни к чему было возводить себе громоздкие каменные святыни. Гораздо предпочтительнее им было поклонение всему небольшому и изящному. Например, прекрасным формам из дерева: фигуркам женщин и мужчин, зверей и птиц; разукрашенных дощечкам с изображением прекрасных цветов, птиц или просто сплетений фигур...
     Время шло, происходили изменения: появилось письмо, появились такие виды исскуства, как музыка и то, что мы называем театром. Росли города: каменные и высокие у горного народа, деревянные и обширные у народа из долины. Противостояние между ними продолжалось, но ни войн, ни открытых столкновений не происходило, поскольку жизнь человеческая была в большом почете. Кроме того, мнения насчет объектов поклонения внутри народов постепенно изменились. Горный народ разделился на почитателей куба и шара, а равнинный – на поклонников живописи и скульптуры. Впоследствии из первых вышли (усмешка) ученые и поэты, а из вторых – все остальные. И это были великие цивилизации еще до объединения двух народов. И произошло это вот как: один пытливый юноша из народа долины, подверженный приступам любопытства, проник во владения горного народа. Величественная красота гигантских изваяний, неспешный быт горных жителей настолько покорили его, что он решил остаться там навсегда, хоть и понимал, что это невозможно. Отважный юноша, никем не услышанный и не увиденный, пробрался в пещеры старейшин и предстал перед ними во всей своей красе. Увидев гнев на лицах старейшин,  юноша сказал только одно: "Уверен я, что и у вас найдутся страдающие, подобно мне. За них я и умираю!" Затем он кинулся вон и бросился с ближайшего обрыва в пропасть. После этого великого самопожертвования началось сближение народов, а юноша тот считался во всех поколениях родоначальником цивилизации... Я не стану рассказывать тебе, Эрми, всю историю той страны, ибо это пока что не по силам понять тебе. Однако ты должен знать: страна эта давным-давно сокрыта под толщей воды, в недрах океана.
               
                (Тишина несколько секунд)

ФРАНЦИСКО (тихо) Э... М-мне почему-то кажется, что м-мальчик уснул.

МАЛЬЧИК  Что вы, господин священник. Я... Я просто вспоминал эту историю. Ничего красивее я, кажется, не слышал...

СТ. ГОЛОС Лучше бы, Эрми, ты не позволял пудрить себе мозги всякой ерундой. От него и жаром пышет, и сердечко у него бьется, и руки дрожат. Лучше бы не слушал он этого выдумщика!

              Свет окончательно гаснет над заключенным.

ГОЛОС Назови меня еще лесным духом, пожирающим детей, старикашка. Думай, что говоришь!

СТ. ГОЛОС Замолкни.

                Скрип дверей и решеток.

ПЕРВЫЙ  Эй, дедушка, выходим! И мальчишку своего не оставь!

ФРАНЦИСКО (кричит) Господин стражник! Господин стражник! Я хотел бы оставить мальчика себе на воспитание! Учтите, что на детей кара инквизиции не налагается!

ПЕРВЫЙ (смеется) Ну ты даешь!

ВТОРОЙ Нужны нам твои дети, дурной. Приказ есть приказ. Давай-давай, выводи, выводи их поживее, Трент.

 Скрип дверей и решеток. Внезапно приглушенный крик мальчика.

МАЛЬЧИК  Я понял, понял! Вы слышали, - понял!

2002 г.


Рецензии