Ты можешь идти один. Глава 3

Начало: http://www.proza.ru/2016/04/27/1847

- Привет! - вырвал меня из задумчивости знакомый голос.

Я поднял голову, и сердце замерло. Жанна стояла рядом с моей партой, смотрела на меня ярко-синими глазами и улыбалась.

- Привет, - шепнул я, потеряв власть над голосом. В который раз она заговорила со мной? Кажется... в первый.

- Как дела? - Жанна то ли не замечала моего смущения, то ли попросту игнорировала его.

- Нормально... А у тебя?

- Так себе, - она поморщилась. - Слушай, хотела попросить об одолжении.

- Да, конечно! - воскликнул я, наверное, громче, чем следовало.

Жанна от неожиданности моргнула, потом опять улыбнулась. Только ее улыбка уже не казалась такой беззаботной.

- Ты прямо так сразу соглашаешься?

- Ну... а чего ты хочешь? - совершенно смутился я.

Она вздохнула и провела рукой по волосам, отбрасывая с лица самые непослушные пряди.

- Понимаешь, я тут на контрольной схватила "двойку". Училка хочет ко мне кого-то "прикрепить". Ну, как у пионеров. Чтобы, типа, помог подтянуться и так далее. В общем, я не хочу, чтобы меня муштровал какой-нибудь нудный ботан, типа Дрокина. А с Ленкой Сайко мы поссорились. Ты же, вроде, в геометрии соображаешь?

Я не раздумывал ни секунды. Если бы она спросила, разбираюсь ли я в устройстве фотонных двигателей, ответ был бы таким же:

- Да!

- Круто. Так ты не против? Зайдешь ко мне пару раз на часик после уроков?

- Нет-нет, конечно, не против!

- Чудненько. Буду должна. Сегодня тогда скажу Михайловне, что ты со мной занимаешься.

Этого момента мне бы хватило на всю оставшуюся жизнь. В свой внутренний словарь я поместил бы его в качестве иллюстрации к слову "счастье". Да, меня просто цинично используют. Да, ей на самом деле плевать на меня. Но какая разница? Ведь я буду находиться рядом с ней как минимум два часа! Она же так сказала: "пару раз на часик"! И попросила она не Петю, а меня!

Подумав о Пете, я посмотрел в его сторону и содрогнулся: он, усмехаясь, глядел на меня. Тут же возникла параноидальная мысль: а что если они вдвоем просто хотят меня высмеять?

Жанна уже отошла от моей парты, но внезапно вернулась. Села напротив, развернув стул, и уставилась на меня.

- Ты же не думаешь, что я тебя использую? - спросила она.

- Что? - Я покраснел. Она будто прочитала мои мысли. - Нет, конечно.

- Да ладно тебе. - Жанна внезапно стала грустной. - Наверное, я не так начала разговор. Может, и не стоило его начинать.

- Ну почему же? - Теперь я изо всех сил старался переубедить ее. - Мне вовсе не сложно, я с удовольствием...

- В том-то и проблема.

Как будто бревном по голове огрели. Я сижу в абсолютном вакууме и все, что вижу - эти пронзительно-синие глаза.

- Если ты захочешь помочь мне, потому что... Ну, ты понял. Тогда все закончится плохо – ты меня не удержишь. Может, не стоит начинать? Извини, что я думаю об этом только теперь, когда уже подошла к тебе. Но я вообще всегда сначала делаю, а уже потом думаю.

- Любопытно! - Как ножом по стеклу визгнул этот голос.

Мы с Жанной одновременно вздрогнули. Ни я, ни она не заметили, как рядом оказался Брик. Он же, не смущаясь, продолжил:

- А тебе это нравится?

- Что "это"? - переспросила Жанна. В ее голосе сквозило раздражение.

- Такая жизнь. Постоянное стремление к новому, нежелание ни на чем останавливаться, задумываться.

Жанна пожала плечами. Кажется, ей становилось скучно, и я страдал, принимая это на свой счет. К тому же я злился на Брика за то, что он испортил наш первый серьезный разговор, перетянув одеяло на себя.

- Когда как, - ответила Жанна, глядя в окно. - В основном - нравится. Но иногда очень устаешь, хочется дома и уюта. Правда, это не так часто случается, к сожалению.

- Все равно ведь понимаешь, что поступаешь правильно, - поддержал ее Брик. - Что ничто не заменит этого удовольствия - каждый день окунаться во что-то новое, неизведанное. Понимаешь, что это и есть жизнь!

- Ну да, именно так. - Жанна улыбнулась ему, не догадываясь, что мое сердце обливается кровью.

- Что последнее ты узнала?

- Что, прости? - Жанна наморщила лоб.

- Из всех вещей, которые ты познала, какая была последней?

Жанна на мгновение задумалась, а потом на ее лице появилось мечтательное выражение.

- Возвращение домой, - сказала она. - Этим всегда все заканчивается, и это - самое прекрасное, что может быть. В конце ты всегда возвращаешься домой.

Она ушла. Я проводил ее взглядом, затаив дыхание.

- На редкость бесполезная девица, - констатировал Брик.

- Чего? - Я повернулся к нему. Только что так мило беседовал с девушкой, которую я люблю, а теперь еще жалуется!

- И за что она тебе нравится? У нее нет ничего, кроме пафоса и эпатажа. Под ними - маленькая напуганная девочка, которая боится всего нового.

- И с чего ты это взял?

- Она сама только что об этом сказала. Я спросил, что она узнала в своих странствиях, а она рассказала про возвращение домой. Вот и все. Боится ограничить себя четырьмя стенами, а сбежать из них боится еще более. Вся Жанна: непрерывное бегство от себя. "Меня не удержишь" - надо же было такое сказать! Заметь, делала вид, что говорит искренне. На самом же деле ты беседовал с ее маской. Потому что саму ее удержать очень легко. Достаточно только отбросить все то, что она вокруг себя намотала, разбудить в ней страсть к истинному познанию.

Я подавил в себе желание разбить Борису нос. Не в последнюю очередь меня остановило осознание того, что он совершенно не расстроится от этого.

- Вижу, я тебя задел, - заметил Боря. - Извини. Я не испытываю никаких эмоций, кроме радости познания и огорчения от отсутствия предмета изучения. То есть, обидеть тебя я не хотел. И к Жанне никаких отрицательных чувств не питаю. Просто она мне безынтересна, вот и все.

- Вот и говори тогда про что-нибудь интересное, - посоветовал я.

- Без проблем. - Боря вытащил из своей ужасной сумки блокнот и раскрыл его. - Я вчера смотрел телевизор и выписывал непонятные слова. Можешь мне объяснить, что такое "чумовая секс-комедия"?



***



Боря настоял на том, чтобы мы с ним пошли на заседание литературного клуба. Я долго отказывался, сослался на голод, но хитрый Брик вытащил из сумки гигантский бутерброд и заставил меня его съесть. Пришлось согласиться.

Встречи проводились в том же кабинете, что и занятия по литературе. Софья Николаевна, увидев нас с Борисом, обрадовалась.

- Ну вот, молодцы, что пришли! - сказала она, улыбаясь. – Садитесь.

Стремясь уйти от традиционной для урока формы работы, Софья Николаевна всегда просила сдвинуть парты в угол класса, стулья выстроить полукругом, в центре которого садилась сама. Мне это напоминало киношные сеансы коллективной психотерапии или встречи анонимных алкоголиков.

Кроме нас с Борей на заседание явилось еще четверо человек. Двое из нашего класса: Маша Шибаева и Ирина Ульина. И еще два парня, кажется, из десятого. Я их не знал.

В пять минут пятого Софья Николаевна поглядела на часы.

- Ну, больше, наверное, никто не придет, - сказала она. - Давайте начинать!

Меня всегда поражал ее энтузиазм. Пришло всего шесть человек, а она не унывает. Кажется, приди один человек, она и глазом не моргнет.

- Сегодня у нас новенький. - Софья Николаевна посмотрела на Борю. - Его зовут Борис. Остальные более-менее в курсе, но для тебя, Боря, я поясню: в клубе мы говорим о произведениях, не включенных в школьную программу, но, тем не менее, очень интересных. В конце заседания мы обычно решаем, какое произведение будем обсуждать во время следующей встречи. Я ничего не навязываю, только иногда рекомендую. Вы же совершенно спокойно можете игнорировать мои рекомендации. Обещаю, что на ваши оценки это не повлияет.

Десятиклассники хихикнули, Маша улыбнулась и склонилась над блокнотом. На лице Бори было написано свирепое любопытство.

- Сегодня мы говорим о романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", - продолжала Софья Николаевна. - Борис, Дмитрий, вы читали это произведение?

Я отрицательно качнул головой, а Боря неожиданно кивнул.

- Хорошо. Боря, я думаю, ты примешь участие в обсуждении. Ну и ты, Дима, наверное, тоже найдешь что сказать. Сюжет-то ведь достаточно известный, сколько фильмов снято. Не говоря уже о знаменитом мюзикле. Кстати, я приготовила вам маленький сюрприз!

Софья Николаевна встала и подошла к стоящему на подоконнике китайскому магнитофончику.

- Вы, наверное, знаете такую группу "Smash"? - спросила она.

Часть аудитории дала понять, что группа ей известна.

- Не так давно я увидела по телевизору клип этой группы. Они исполняют самую известную арию из мюзикла "Нотр-Дам де Пари". Группа русская, но поют они на французском. На мой вкус - очень красиво получилось. Давайте послушаем!

Она нажала клавишу "Play", и из единственного динамика полились красивые и печальные звуки. Будь на заседании больше людей, неизбежно бы возник шум, обсуждения, смех и прочее. Но сейчас мы просто сидели и внимательно слушали песню с непонятными словами. Только один десятиклассник пытался втайне от всех ковырять в носу.

Когда песня закончилась, Софья Николаевна выключила магнитофон и начала вступительную речь. Она рассказала вкратце о Викторе Гюго, об эпохе романтизма и о выдающейся роли в истории литературы, которую сыграл лучший его роман: "Собор Парижской Богоматери".

А потом началось обсуждение. У меня от всех этих Гренгуаров, Фебов и Эсмеральд голова кругом пошла. Произведение на поверку оказалось сложнее, чем я предполагал. Речь, оказывается, вовсе не шла о любви несчастного уродца Квазимодо и красавицы Эсмеральды. Вернее, это была далеко не единственная сюжетная линия романа. Я поставил себе мысленную галочку напротив этого романа: обязательно взять в библиотеке и прочитать.

Боря не принимал участия в обсуждении, но внимательно слушал. Ближе к концу заседания Софья Николаевна обратилась к нему:

- Ну что же ты все молчишь, Боря? Ты давно читал роман?

- Два дня назад, - отозвался Брик.

- Какое великолепное совпадение! Тогда тем более не понимаю причин твоего молчания.

- Дело в том, что у людей многое завязано на чувство общности и эмоции. В частности - на эмоции, испытываемые большинством. Если индивид не разделяет этих эмоций и заявляет об этом, он автоматически становится в оппозицию к большинству, превращается в объект негативных эмоций. Общность в то же время перестает стремиться к познанию и зацикливается на собственных эмоциях, возводя их в абсолют. Поэтому лучше я промолчу.

Не знаю уж, как Софья Николаевна ухитрилась понять слова Бори. Наверное, взрослый человек иногда может быть умнее подростка. Во всяком случае, она не потеряла достоинства и спросила:

- Ты хочешь сказать, что твоя трактовка романа не совпадает с нашей?

- Именно так.

- Это прекрасно, Борис. Ведь суть клуба - ведение дискуссий. Если ты можешь показать нам другую сторону произведения, мы будем только рады. Конечно, мы с тобой поспорим, но ни о каких негативных эмоциях не может быть и речи.

Боря долго смотрел на нее, словно оценивая. Потом пожал плечами.

- Кажется, вы понимаете, о чем говорите. Я могу воспользоваться доской?

- Конечно, ради бога.

- Отлично. - Брик подошел к доске и взял мел. - Итак, начнем с персонажей. Пьер Гренгуар.

Он вывел на доске имя и обвел кружочком.

- Бездарный литератор, отвергнутый обществом. Не осуществляет никаких попыток добиться совершенства в избранной стезе. Становится асоциальным элементом. Несостоятелен на всех уровнях. Влюбляется в Эсмеральду, но выражает это лишь желанием вступить с ней в интимный контакт. При первых трудностях отступает. В конечном итоге отдает предпочтение козе, видимо, олицетворяя абсолютную животную сущность псевдоинтеллигенции.

Заседающие зашумели. Софья Николаевна хранила молчание. Боря продолжал рисовать. На доске уже было немало кружочков, обозначающих персонажей и ключевые события.

- Феб, - говорил Боря. - Самовлюбленный военный. Соблазняет Эсмеральду, не испытывая к ней особых чувств. Никаких планов на дальнейшую совместную жизнь не строит. Женится на другой. Тем не менее, постоянно ставит под удар свою репутацию и даже жизнь ради встреч с ней. Логика в действиях отсутствует. Очевидно, символизирует собой совершенный распад и безумие действующей армии.

Доска уже просто пестрила кружочками. Схема перегоняла произносимые Бриком слова.

- Священник Клод Фролло. Находится в состоянии внутренней борьбы. С одной стороны - навязанная церковная догматика, с другой - животная страсть к Эсмеральде. Со страстью он борется путем умерщвления плоти. В конечном итоге делает выбор в пользу догматики, при этом идя против нее. Использует клевету, в частности. Эсмеральда погибает при живейшем его участии. Действия священника также не поддаются логическому осмыслению. Единственное объяснение - опять-таки, сумасшествие. Видимо, символизирует собой отмирающие и раздираемые противоречиями церковные устои.

Схема на доске приблизилась к финалу, и, глядя на нее, я вдруг понял, что вижу роман, как на ладони. Несколько дней спустя я взял книгу в библиотеке и прочел, но не открыл ничего нового. На небольшой доске Боря изобразил все.

- Эсмеральда, - произнес он, постучав мелом по соответствующему кружку. - Камень преткновения для всех персонажей романа. Все персонажи так или иначе любят ее, в то время как ничего о ней не знают, видят лишь красивое тело. Ну, некоторые еще замечают козу. Поражает полная алогичность этого персонажа. Ее вырастили бродяги и преступники. В самом начале Эсмеральда и выглядит как типичный продукт такой среды: хитрая, подозрительная, расчетливая. Но потом она вдруг превращается в изнеженную принцессу, ничего не знающую о жизни вообще. Ее поступки нелепы. Каждое ее действие вступает в противоречие с тем, что она должна из себя представлять. При этом целостной, законченной личности не получается. Ее финальная встреча с матерью не несет никакого смысла и ничего не меняет. По итогу, в Эсмеральде нет ничего, кроме красивой оболочки.

Тут этот мерзавец посмотрел на меня и подмигнул. Потом добавил:

- Возможно, данный персонаж символизирует абсолютную глупость, нелогичность и обреченность низших классов общества. Кажется, даже для автора она была всего лишь марионеткой, вокруг которой выплясывают все остальные герои. Ну и, наконец, Квазимодо. Моральный и физический урод. Также влюбляется в Эсмеральду. Умудряется подняться до весьма высоких степеней обобщения, предлагая своей избраннице выбор между красивым сосудом с мертвым цветком и некрасивым с живым. Единственное, что мешает Квазимодо стать полноценной движущей силой романа - его искалеченное сознание. Должно быть, символизирует общество, угнетенное отживающим свое авторитетом церкви.

Софья Николаевна открыла рот, чтобы возразить, но Боря продолжил:

- Единственный персонаж, заслуживающий безоговорочного уважения - это Тристан-отшельник. Он не поддается эмоциям. Человек знает свое дело и делает его, несмотря ни на что, какое бы безумие ни творилось вокруг. Серьезный и ответственный человек. К сожалению, в художественном мире романа он ничего хорошего не символизирует. Видимо, реакционные силы, которые не желают видеть веяний нового времени.

Боря отвернулся от доски и окинул взглядом присутствующих.

- Теперь в целом о романе, - сказал он. - Возможны две трактовки. Первая. Нелепый роман о нелепой любви, не заслуживающий никакого внимания. Выдает скудоумие и поверхностность автора. И вторая. Сатирический роман о Средневековье. При такой трактовке все события романа должны восприниматься как комические, коими они, по здравом размышлении, и являются. Тем более что автор излагает по большей части в ироническом ключе. На этом у меня все. Пожалуй, больше я ничего не могу сказать по поводу романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери".

Боря сел на место. Софья Николаевна еще раз окинула взглядом нарисованную им схему и улыбнулась. Да уж, ее самообладание достойно восхищения.

- Ну, во-первых, Боря, я восхищена. Правда. Так внимательно прочесть роман, сохранить в памяти всю структуру, суметь это проанализировать... Ты просто молодец!

Боря остался равнодушен к похвале. Он, кажется, вообще потерял интерес к происходящему. Теперь он, не скрываясь, изучал взглядом лицо Маши. Она делала вид, что ничего не замечает.

- Но позволь тебе все же возразить, - продолжала Софья Николаевна. - Ты судишь с точки зрения современного читателя. Но ведь роман написан не вчера. Это произведение эпохи романтизма! Тогда общественное сознание было другим. И такая любовь не казалась нелепой. Не было еще понятия о том, что среда формирует человека, не было трудов Маркса и Энгельса, во многом определивших современную структуру общественной мысли. Поэтому целостное восприятие у тебя получилось немного однобоким...

- Мне кажется, вы ошибаетесь, - мягко возразил Боря, переводя взгляд с Маши на Софью Николаевну. - Произведение искусства, возводимое в ранг классического, должно быть универсальным и повествовать о вещах, которые будут понятны и актуальны даже через миллион лет. Об этом написано в нашем учебнике, рекомендованном министерством образования Российской Федерации. Если же роман повествует о таких вещах, которые могут быть интересны только в эпоху, современную ему, то такой текст не может быть классическим, то есть, образцовым. Интереса для современного читателя он представлять не должен. Если же интерес есть - это свидетельствует только о невежественности этого читателя. Данный роман может быть интересен только в рамках исторической психологии, если, конечно, такая дисциплина существует.

- Существует, - кивнула Софья Николаевна. - Культурно-историческая психология, эту дисциплину основал Лев Выготский. Я рассказывала о его деятельности на уроках русского языка.

- Как документ, отражающий общественную мысль определенной эпохи - роман, безусловно, являет собой ценность, - продолжал Боря. - Но для нынешней общественной мысли он попросту вреден и не несет ничего положительного. Кроме того, я ставлю под сомнение изначальный тезис о подобном застое в общественной мысли эпохи романтизма. Как я понимаю, это конец восемнадцатого - начало девятнадцатого века. Кажется, в это время развитие общества шло весьма бодрыми темпами. Чего не скажешь об описываемой в романе эпохе. Будь "Собор" написан в Средние века, это был бы мощный удар по церкви, пресекающей все поползновения к развитию. Но даже в восемнадцатом веке это уже анахронизм. Эти ваши "романтики", видимо, не были в большинстве. Скорее всего, речь идет о сравнительно небольшой группе людей, боящихся новых знаний и стремящихся насадить культ эмоций. Это чувствуется в романе. Единственный персонаж, действующий сообразно логике - явно отрицательный.

Софья Николаевна посмотрела на часы.

- Как мы засиделись! Уже почти шесть! - воскликнула она. - Так, ребята, пора закругляться. Боря, я поняла твою мысль. Не думай, что я ухожу от дискуссии. Просто твой уровень подготовки меня действительно поразил. Надеюсь увидеть тебя здесь через неделю. Может быть, я даже найду, что тебе возразить. А теперь давайте быстренько решим, какое произведение мы разберем на следующем заседании. Ну? Кто хочет?

Все, включая и Машу, молча покосились на Борю. Я понял причину их замешательства. Этот человек только что разнес в пух и прах произведение, которое они с таким восторгом читали. Причем, возразить ему толком не смогла даже Софья Николаевна. Кому же захочется отдать на съедение этому монстру еще одну дорогую сердцу книгу?

Я фыркнул, осененный этой догадкой. Софья Николаевна обратилась ко мне.

- Дима? Может, ты? Есть книга, которую тебе бы хотелось обсудить с нами?

- Пожалуй. - Я улыбнулся. - Может быть, роман Олдоса Хаксли "О дивный новый мир"?

- А что? По-моему, отличная идея! - просияла Софья Николаевна. - Вы не возражаете?

Никто не возразил. Вяло записали в блокноты название произведения.

- В таком случае, на этом все. До новых встреч, ребята. Мальчики, поможете мне расставить парты?

Пока мы таскали парты, я заметил, что Брик явно выбился из сил. Он тяжело дышал, еле отрывал парту от пола и несколько раз чуть не упал. Десятиклашки хихикали, глядя на него, и я поневоле почувствовал превосходство. В кои-то веки объектом насмешек оказался не я.

Когда мы вышли во двор, Боря внезапно пошатнулся и рухнул на колени. Я помог ему подняться.

- Ты чего?

- Так и не научился толком управляться с этим телом, - проворчал он. - Постоянно норовит умереть. Будто есть какой-то другой режим, на который я не могу переключиться.

Выглядел он, надо сказать, скверно. Бледный, глаза красные. Я вспомнил, что и вчера он смотрелся немногим лучше. Просто на фоне остальных странностей эта не так бросалась в глаза.

- Ну, ты же научишься, да? - спросил я.

- Должен. Учусь. Вроде бы уже легче.

От моей злости на него не осталось и следа. Мне стало стыдно за свои чувства. Да, Брик был бестактным, но ведь это не со зла. К тому же он вроде как не человек, и ему многое можно простить.

- Может, зайдешь ко мне? - предложил я. - Выпьем чаю или кофе.

- Пошли. Ты живешь с родителями?

- Ага.

- Не говори им обо мне!

- Я понимаю.

- Да, прости... В голове все как-то путается...

- Немудрено. - Я поддерживал его под руку, надеясь, что никто этого не увидит. - Скажи, где ты успел столько всего узнать о литературе и истории? Ты же тут... Кстати, когда ты появился?

- В пятницу. Мы переехали в этот дом в пятницу. С тех пор я много читал. У меня было много разных книг. Я прочитал все.

- Ясно.

- В последнее время читать тяжело. Тело пытается умереть, когда я читаю.

Я остановился, осененный внезапной догадкой. Повернулся к Брику.

- Боря, а ты вообще спишь?

- Что значит "спишь"?

- Ну, чем ты ночью занимаешься?

- Читаю. Вчерашней ночью я смотрел телевизор, потому что книги закончились. Там очень мало информации. Книги лучше. Нужно достать еще книг, и я многое узнаю.

- То есть, ты уже пять дней не спишь?

- Слушай, я не понимаю, о чем ты! - Брик начал раздражаться. Как в тот раз, когда его "атаковал" лук.

- Неужели в книгах ты не встречал такого? - удивился я. - Люди спят, ложатся спать, засыпают. Уснули, заснули. Сон!

- Встречал. - Брик пожал плечами. - Так и не понял, что это за штука. Понятно, что сон - это какое-то бесполезное состояние, в котором человек не может думать и становится уязвимым для врагов.

Если у меня к этому моменту сохранились какие-либо сомнения, то теперь их не стало. Брик явно не валял дурака. Псих он, или какая-то внеземная сущность, но ему точно нужна моя помощь.

- Сон - это необходимо, - объяснил я. - Если ты не будешь спать, твое тело реально умрет. То, что ты сейчас чувствуешь - это желание спать. Твое тело не умирает, оно просто хочет отдохнуть. Твой мозг хочет отдохнуть.

Боря задумался.

- Значит, если я позволю сознанию отключиться, я не умру? - спросил он.

- Нет.

- Ты можешь дать гарантию, что, уснув, я не потеряю это тело?

- Не могу. Но могу дать гарантию, что если ты не уснешь, то потеряешь это тело.

Брик, очевидно, взвешивал ситуацию. Наконец, принял решение:

- Ладно. Пошли к тебе. Научи меня спать.



***



К счастью, дома никого не было. Мама, видимо, задержалась на работе, а отец редко возвращался раньше восьми. Я провел Бориса в свою комнату и уложил на кровать.

- Что я должен делать? - пробормотал он, с трудом разлепляя веки.

- Перестань концентрироваться. Полностью расслабься. Закрой глаза и не думай ни о чем.

Он вздохнул. Веки его спокойно сомкнулись.

- Если я "вылечу", - чуть слышно сказал он, - мир уничтожит себя...

Я подождал несколько минут.

- Боря?

Он молчал. Поразительно. Я когда-то пытался не спать целую ночь, но все же вырубился около четырех утра. Потом весь день ходил как зомби, ничего не соображая. А он на ногах пять дней подряд, при этом постоянно что-то изучает, читает, спорит с учителями...

В замке повернулся ключ. Я поспешно вышел из комнаты и прикрыл дверь. Во входную тем временем постучали - я закрыл ее на задвижку.

- Иду-иду!

Мама с порога потянула ноздрями воздух и вздохнула. Я ощутил укол совести: опять ничего не приготовил.

- Сам только пришел, - сказал я, оправдываясь. - Был на заседании литературного клуба.

- Ты же вроде перестал туда ходить, - проворчала мама.

- Ну вот, начал.

- Ясно. Вместо того чтобы учебой заниматься, опять развлекушечки...

- Мам, ну это тоже важно...

- Чем? Нет такой профессии: "читатель", понимаешь? Нету!

- Может, я писателем буду, - улыбнулся я.

Мама не ответила на улыбку.

- И такой профессии тоже нету. Вот выучишься, устроишься на хорошую работу - тогда пожалуйста. Читай в свободное время, пиши. А пока тебе в первую очередь учиться надо.

Мы прошли в кухню. Мама устало опустилась на табурет. Я навалил в раковину картошки и принялся ее чистить.

- Я думала, у тебя гости, - сказала мама. - Чьи туфли в прихожей?

- А, да. Это Боря Брик, мой одноклассник, новенький. Ему плохо стало, я привел его домой. Он спит. Ничего, если до утра останется?

- Напился, что ли?

- Нет. Не спал несколько ночей, волновался из-за нового места, учил. Сегодня чуть в обморок не упал.

- Вот! - Мама подняла указательный палец. - Видишь, как люди учатся? Ночами не спят!

- Мам, перестань! - Я всего лишь пытался выгородить Брика и не ожидал, что мои слова могут быть так восприняты.

- Не перестану! - Мама повысила голос. - Вот начнешь своим умом жить - тогда вспомнишь мои слова, и не раз. Как в школе у тебя?

- Да нормально. Как обычно.

- Чего наполучал?


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/04/30/1662


Хотите читать в удобном формате? Полную версию романа можно приобрести здесь: https://vk.cc/7rUsQD


Рецензии
Очень понравился разбор "по косточкам" "Собора".
Единственно не совсем поняла разговора с Жанной. Вернее, поняла конечно, но какой то он неестественный, что-ли... Но в целом, картины не портит.
Да и вообще читается отлично!
С уважением:

Юлия Киртаева   04.06.2017 16:11     Заявить о нарушении
Сейчас уже смутно помню этот диалог. Помню, что переделывал его, потому что он мне не нравился)) Сейчас даже страшно в этот роман возвращаться, а надо - собираюсь публиковать, и наждачкой пройтись не помешает. Но такое ощущение, что как начну перечитывать, захочется все переписать с нуля...

Василий Криптонов   04.06.2017 19:21   Заявить о нарушении
А я, если честно в восторге. Очень зрелая вещь! Не могу оторваться, наверно сегодня и "добью".

Юлия Киртаева   04.06.2017 19:52   Заявить о нарушении