Жизнь в письмах. 15 - Воспоминания, письма

        (Материал из книги "Жизнь в письмах")

                Воспоминания о поездке на родину.

В середине июля 1973 года я, с женой и сыном, поехал в отпуск на родину, где не был уже 6 лет, т.е. с 1967 года, когда мы переехали жить в г. Моздок (мама, я, Валентина и Володя).

Мы были в Ветлуге у тёти Нюры. Ходили на кладбище, где похоронены родители отца, т.е. мои бабушка и дедушка. Рядом с ними находится могила дедушки Павла (мамин отец), а так же могилы дяди Володи (брат отца) и родителей тёти Нюры. Ездили мы в Ченебечиху вместе с Валей Степановой, которая приехала сюда тоже в отпуск из Сочи с дочкой Леной.

Ченебечиха нисколько не изменилась со времени нашего отъезда. Ходили в лес за грибами и за ягодами. Ловили в Какше рыбу. Ездили на Сяву к Соловьёвой Любе (моя двоюродная сестра – сестра Вали Степановой). Ездили на Вахтан, где я впервые познакомился со своим двоюродным братом – Каргапольцевым Виктором и его семьёй, а так же с двоюродной сестрой – Овчинниковой Зиной и её семьёй. С Виктором мы ездили на мотоцикле в д. Солдатиху к тёте Тае (сестре отца).

Конечно, везде, где мы были, очень много говорили об отце. Все удивлялись, что я нашёл могилу отца. Благодарили меня за это.

В Ченебечихе нашего дома уже не было, его продала тётя Нюра по доверенности мамы и его перевезли в другую деревню. Сохранился только сарай, который стоял рядом с домом. В переднем огороде стояли две засохшие яблони, которые когда-то посадил отец. Не стало у меня мамы и отца, засохли и эти две яблони. Тяжело на душе от этого.

Когда я ещё побываю на родине? Запомнит ли эту поездку Серёжка, ведь ему всего 4 года? Мне очень хочется, что бы он знал и помнил место, где я родился, где прошло моё детство и юность, где жил его дедушка.

Во время поездки на родину, я много фотографировал, Это будет для меня хорошей памятью на долгие годы. Да и Серёжка может, запомнит поездку по фотографиям.

Наша жизнь сложилась так, что все мы покинули свою маленькую родину. Прах отца и мамы покоится в разных далёких местах. А где будет покоиться наш прах с Валентиной?...

                /В. Соколов/      1973 год


    *   *   *     

г. Москва.
Архив МО СССР.
   

Тов. Соколову В.В..
На Ваше письмо сообщаю, что в состав 199 стрелковой дивизии 1-го формирования входил 500 артполк, который в августе 1942 г. переформирован в 500 истребительно-противотанковый артполк.

199 стр. дивизия указанного формирования входила в состав 38 Армии Юго-Западного фронта. В период с 22. 6. по декабрь 1941 г. 199 с.д. входила в состав 49 стрелкового корпуса 26 и 38 Армии Юго-Западного фронта. Другими данными не рас-полагаем.

Начальник архивохранилища  /Янкевич /

    1. 3. 74 г.


      *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Володя, здравствуй!!!
…Опишу немного о прошедших праздниках. В День Победы гостей в этом году (это, наверное, первый год) никого не было. Писали из Москвы Прусаковы. Должны были с ними приехать 10 или 12 человек – родственники погибших, прах которых покоится в нашей братской могиле.

Так же была торжественная пионерская линейка, возложение венков, а после смотрели фильм «Калина красная». Было, как всегда, торжественно и траур чувствовался в сединах ветеранов, и отблеск наград тоже напоминал об этом дне.

До свидания. С уважением  Вера  /Любарцева /

    23. 5. 74 г.

                *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Володя, здравствуй!
… С 14 по 20 октября у нас на Украине были торжества, посвящённые освобождению Украины от немцев. И вот 17 октября в 17 часов у братской могилы начинается митинг, т.е. торжественная пионерская линейка и возложение венков и живых цветов. А потом в нашем клубе было торжественное собрание и концерт художественной самодеятельности воинской части, которая расположена с нами по соседству. Но открытия мемориальной доски не было. Теперь комнату боевой славы организовали в канторе колхоза, художественно оформили. Очень хорошо получилось. К тебе, Володя, будет просьба. Если у тебя есть, то вышли фотографию отца, а мы потом поместим её в нашей комнате боевой славы. Там сейчас стенды вдоль обеих стен, со дня начала войны: односельчане, которые погибли; потом воины, погибшие и погребённые за наш населённый пункт; Герои Советского Союза района; приезд гостей (родственники погибших) и уже как окреп и стал богат наш колхоз за 30 лет (в этом году мы получили первую квитанцию за сданное зерно государству). Заканчивается стенд Героями Социалистического Труда нашего района.

… Очень жаль, что твоя двоюродная сестра не смогла заехать к нам. Очень бы мы были рады встрече. Но мы ещё надеемся жить, быть может, и встретимся.

Ещё раз до свидания. С уважением  Вера  / Любарцева /

    25. 10. 74 г.


      *   *   *

г. Харьков.
Газета «Красное знамя»
Харьковского обкома КПУ.

      ОТВАЖНЫЙ   КОМАНДИР

1. Ночью 9 мая я сошёл с поезда на родном полустанке Сеньково (получил в части отпуск). Вместе с попутчиком-лейтенантом решили дойти до деревни и там переночевать. В шесть часов утра мы проснулись от торжественного голоса Левитана, который передавал по радио радостную весть об окончании войны. Мы быстро вскочили на ноги, поздравили хозяйку и друг друга с Победой и двинулись в путь. Вот и деревня. Встреча с мамой. В деревне ещё никто не знал об окончании войны. Я первый принёс эту радостную весть.

2. 1941 год. Кровопролитные бои с врагом. Точно не помню, когда пришёл в наш полк ст. л-т Виктор Андреевич Соколов. Он был начальником разведки. Мы с ним крепко сдружились. После обороны Киева мы вели ожесточённые бои на дальних и ближних подступах к Харькову. При прорыве вражеского заслона впервые отличился Соколов. Когда в атаке были убиты начальник штаба дивизии и командир гаубичного артиллерийского полка, вместе с другими офицерами в первых рядах атакующих был Соколов, личным примером он увлекал солдат на врага. Враг был смят и разгромлен.

В.А. Соколов был назначен командиром 257 отдельной мотострелковой раведроты 199 стр. дивизии, где я был тогда комиссаром. 10 января рота пошла на штурм вражеского дзота на разъезде Бурлуцком. Вспоминается тот вечер. Рота собралась в хате, идёт собрание. Разговор о предстоящем бое. Когда я предложил выступить Соколову, он сказал: «Всё ясно, а какой я командир – увидите на деле». В этом бою на подступах к дзоту Соколов был убит вражеской пулей.

Сегодня память о Викторе Соколове сохраняется в школьных музеях Чугуевского района – в селе Чкаловское и посёлке Эсхар. На здании разъезда Бурлуцкого (на вокзале) установлена мемориальная доска.

3. Это было на харьковщине. 1941 год. Поздняя осень. Тяжёлые бои. Враг рвался к Купянску. 24 ноября немцы заняли посёлок Шевченково, но удержать долго не смогли. Перед ротой была поставлена задача – разгромить врага на подступах к Н.Александровке и помочь соседу овладеть этим населённым пунктом.

После полуночи рота атаковала врага. Руководя боем, мне приходилось перемещаться с правого фланга на левый и обратно. Когда на левом фланге замедлилось продвижение, я со связным побежал туда. Увидев группу бойцов, я подал команду: «Вперёд! Ура!». Они ответили и открыли огонь в сторону леса. Оставалось пятнадцать метров, когда я услышал немецкую речь. Скомандовал связному: «Ложись, немцы, огонь!» Полетели одна за другой брошенные гранаты по врагу. Немцы дрогнули и побежали.
   
4. Нас на фронте было семеро братьев. Из писем родных мне было известно, что брат Николай пропал без вести. И вот в 1944 г. я получаю письмо из дома, в котором было вложено письмо брата Николая. Он писал, что жив и здоров, бьёт врага, за подвиги награждён. Попав в окружение в 1941 г., он оказался в партизанском отряде в Белоруссии. Погиб в Словакии в 1945 году.

6. Для меня самой дорогой наградой является медаль «За отвагу». Этой медалью я был награждён за бои осенью 1941 г. на Харьковщине.

7. Картина художника Непринцева «На отдыхе».

Михаил Иванович Грачёв, подполковник в отставке.

    6. 12. 74 г.

Примечание: В этой статье Михаил Иванович ответил на вопросы анкеты. Как всегда, он много материала посвящает моему отцу. Я ему благодарен за всё, что он делал и делает, для увековечения памяти моего отца.


      *   *   *

г. Харьков.
Грачёв М.И..

Добрый день! Здравствуйте, Владимир!
…В настоящее время занимаюсь общественной работой, а, в связи  с 30-летием Победы над гитлеровским фашизмом, нам работы прибавилось.

Я ещё летом писал в областную газету «Красное знамя» – отвечал на 7 вопросов боевой анкеты и вот 6 декабря, в сокращённом виде, была помещена моя статья, которая, в основном посвящена твоему отцу. С этим письмом я её и высылаю. Меня просит ответить на те же вопросы Нехода М.С., для их музея школы. Пока я ещё не написал, а может и не стоит писать, поскольку они, наверное, получили тоже эту газету.

Жду ответ от Шевченковской средней школы. Как будь-то, я уже всё сделал по увековечению дорогих мне командиров, отдавших свои жизни в боях за Родину. На сердце стало спокойнее, а ведь на это ушли годы, десятки лет.

В будущем году, юбилейном, страна будет широко отмечать 30-летие Победы в Великой Отечественной войне над фашизмом, и я думаю снова побывать в памятных мне местах боёв с немецкими захватчиками на Харьковщине – это в Чугуевском и Шевченковском районах. Там, где мы с вами побывали в прошлых поездках и там, где я ещё не был за недостатком времени. Хотелось бы пешком походить по местам боёв и вспомнить тяжёлые бои 1941 г., встретиться с людьми в сёлах, которые были свидетелями тех дней.

Быстро летят годы. Вот уже скоро 30 лет, как умолкли пушки, и мы, участники войны, постарели на 30 лет. Не верится, а ведь это – факт. Вот почему хочется больше встреч с молодёжью, что бы рассказать о тех огненных годах, героизме советских людей в боях с немецкими захватчиками, участником которых был и я. Надо много успеть сделать. Молодёжь всегда должна быть готова к защите Родины…

С горячим приветом вся наша семья.  / М. Грачёв /

    22. 12. 74 г.


      *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..
 
Володя, здравствуй!
…Володя, фотографию отца получили как раз вовремя. Ещё приедут художники, до оформят стенд и сделают как надо. А теперь относительно мемориальной доски. Володя, старый памятник будут сносить, а на могиле поставят мраморный камень, на котором будут высечены имена погибших. Якобы всё это приурочат ко дню 30-летия Победы над фашизмом. Вот и всё, что я узнала…

До свидания. С уважением  Вера  / Любарцева /

    28. 1. 75 г.

                *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Володя, здравствуй!
… Теперь тебе опишу, примерно, какой будет памятник. Мне говорил Виктор. Он как раз ездил с завхозом заказывать и видел проект того памятника, который будет. На братской могиле будет два обелиска. Это для Героев Советского Союза. Они захоронены в нашем селе – Медведев и Гордеев. Посреди этих обелисков будет ещё один большой обелиск и к нему склонена мемориальная доска с высеченными именами захороненных в могиле воинов. Всё это должны сделать к 9 мая, к 30-летию. Очень хочется, если бы ты смог, Володя, присутствовать на этом торжестве…

С уважением  / В. Любарцева /

    14. 3. 75 г.


      *   *   *

с. Троицкое.
Любарцева В.Ф..

Володя, здравствуй!
… Володя, я ожидала решающего вопроса о новом монументе или как его называют. И вот уже сейчас привезли часть. Один обелиск мраморный, такой красивый серый мрамор, а посередине проходит белая вставка и на ней высечены слова: «Герой Советского Союза Медведев». А потом и второй обелиск. Тоже Герою. А третий главный обелиск. Вверху высечены слова: «Люди! Склоните головы перед памятью советских воинов, павших в боях за освобождение села Троицкое!». А на склонённой мемориальной доске идёт наименование пофамильно, с указанием воинского звания. И самый первый, начинающий список, ст. л-т Соколов В.А.. Потом ниже в звании и т.д. до рядовых.

А 16 апреля ещё будут ехать за остальной частью в Харьков. Чёрная штыкообразная стела будет обращена ввысь и на ней высечены слова: «Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись!»

Володя, приезжайте, очень будем рады вашему приезду. Как будет тепло, возьмите и Сержика. Он должен быть в пути следования хорошим мальчиком, а здесь не помешает…

С уважением  Вера  / Любарцева /

    13. 4. 75 г.


      *   *   *

г. Киев, 86,
ул. Д. Бедного.
Шлейфман Е.Г..

Дорогой Володя!
Твоё письмо получил. Большое тебе спасибо за поздравления и хорошие пожелания в связи с 30-летием нашей Большой Победы. Жаль, что твой отец и такие, как он, не дожили до этого дня.

Володенька, дорогой, ты меня приглашаешь приехать на открытие нового памятника, где похоронен и твой отец. Конечно, я должен был поехать, но вся беда в том, что врачи мне категорически запретили транспортироваться.

23 апреля я получил приглашение поехать в Москву на встречу с Гречко. Он у нас командовал армией, и я тоже не поехал по той же причине.

Володенька. У меня большая просьба к тебе и Михаилу Ивановичу. Передайте самые лучшие пожелания всем знакомым нашим, которые нам помогали и которые помнят нас.

Пожелаю ещё и ещё раз вам самого, самого хорошего в жизни – крепкого здоровья, большого человеческого счастья и мира на земле.

С уважением к вам всем  / Е. Шлейфман /

    29. 4. 75 г.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

               (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат)


Рецензии