Глава 2 Часть 3 Здравница 1949

                В здравнице в 1949 году.
 
Летом мама отвезла меня в евпаторийский санаторий «Здравница», где, в основном, лечились дети после полиомиелита. Меня наголо остригли и обрядили в казённую пижамку. Ребятишек в санатории было довольно много, но большинство отделалось лишь лёгкими, почти незаметными поражениями. Они хорошо двигались и, практически, не отличались от здоровых детей. Таких как я было не больше 10-15 человек. Сначала мы жили в одноэтажных корпусах, а потом нас разместили в открытых беседках, чтобы мы спали на свежем воздухе. Даже обедали мы в летней столовой во дворе. Поднимали нас рано утром на линейку и зарядку. К восьми утра приезжал автобус и вёз нас в грязелечебницу. Мы самые первые до прихода взрослых принимали процедуры. После обеда полагался отдых, а часов в пять нам давали рыбий жир с закуской в виде поджаренных  на растительном масле подсоленных  ржаных сухариков.  Мы с удовольствием брали их с больших подносов. Ради этого угощения стоило проглотить ложку противного жира.
 Затем детей строили в колонну и вели к морю, которое было примерно в двух кварталах от санатория. Те, кто плохо ходил, и я в том числе, оставались на территории и скучали. Но по-том меня стал брать с собой один высокий мальчик  лет 16-17-ти. Он сажал меня к себе на плечи, и в окружении нескольких мальчишек мы самостоятельной группой шли к морю. Иногда по дороге покупали подсолнечные семечки. Мне также давали горсточку, и я с удовольствием их грызла, поплёвывая сверху. Мы проходили через чахлый парк какого-то санатория, а может, госпиталя. Почему-то мне припоминается, что на скамейках сидели  мужчины  в больничных пижамах. Парк заканчивался у самого пляжа. Меня опускали на песок, и я присоединялась к своим ровесникам. Купаться нам не разрешали, но к вечеру уже не было слишком жарко, так что в этом не было особой необходимости. Мы с удовольствием кувыркались в песке. Когда начинали собираться обратно в санаторий, я старалась подойти к своему носильщику, чтобы он меня не забыл. Мальчик снова поднимал меня на плечи, и мы отправлялись в обратный путь. Иногда он брал других детей на море, но потом остановил окончательный выбор на мне. Наверное, я была легче всех.
Пару раз нас возили на лиман, и там, в тёплой солёной воде разрешали купаться.
Помню, я так нахлюпалась, что не могла сама подняться, и медсестра вывела меня на берег.
После ужина дети развлекались, как могли. Я любила качаться на качелях, где собиралась очередь желающих. Свободного времени было много, и от скуки я даже занялась вышиванием.
Через два месяца мама приехала за мной. С неделю мы пожили на квартире у городского маленького пляжа. Маме хотелось покупаться и позагорать, но ей не  понравилось место, где мы остановились. К тому же  на городском пляже было тесно  на суше, и даже в воде. Долго мы не задержались в Евпатории и поехали вместе в Новосибирск.
На снимке высокий парень наверху - Морозов, носивший меня на пляж. Я сама, кажется, вторая  во втором ряду справа.


Рецензии