Правосудие свыше

От автора

Всегда удивляло то, что в книгах о Древнеегипетских богах, ничего не сказано о богах олицетворяющих правосудие. Конечно, законы соблюдают не все, и Древний Египет законы не обошли стороной, и по мимо загробного суда был ещё и земной. Под суд могли попасти попасть не только обычные преступники, но даже и те, которые совершили преступление случайно (к примеру, если человек случайно убил кошку, или переехал её колесницей, то ему полагалось суровое наказание вплоть до смертной казни).


Маат – чьё перо символ правосудия

Законы в Древний Египет пришли вместе с богом Осирисом, Осирис – бог цивилизатор, до его рождения люди были подобны варварам, в некоторых местах был даже каннибализм (с точки зрения Гелиополиса, так как в других городах, где главным богом был Птах, который научил людей всему, что знал сам). После того, как Осирис научил людей грамоте, он установил законодательство – миролюбивому - вечная жизнь, преступнику - смерть. Осуществляли эти законы и карали всех преступников две богини Маат и Мадфет. Начнём с Маат.
Происхождение:   Дочь бога Ра, Маат рождается вместе с творимым из предвечного хаоса миром, вносит в него гармонию и порядок. Отсюда – часто встречающееся название богини: «Глаз Ра» или же «Дочь Ра». Она стоит в Небесной Ладье солнечного бога вместе с Тотом, когда Ра впервые появляется над водами предвечного хаоса Нуна.
Впоследствии Маат является супругой (или же двойником, женской копией) Тота, иногда – Птаха. Разночтения тут, впрочем, лишь кажущиеся: супруг Маат, бог Египта Тот в теологических и мифологических представлениях древних обитателей долины Нила является лишь воплощением ума Птаха, его разума.
Иногда встречаются отождествления ее и с другими древнейшими богинями Египта: Исидой и Тефнут.
Но обычно она понимается как богиня правды и справедливости, гармонии и порядка среди людей, и миропорядка – во вселенной. В этом она противостоит богини лжи и неправды, беспорядка и первозданного хаоса Исефет.
Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.
О Маат: Судьба богини Маат в обыденной религиозной и бытовой жизни древних египтян была весьма любопытной. Это проявлялось хотя бы в том, что Маат была чрезвычайно почитаемым божеством на всей территории страны, к тому же среди всех слоёв населения, начиная от фараона и заканчивая последним бедняком – но при этом у неё не было собственных храмов. Историкам известны несколько найденных святилищ Маат, но они не идут ни в какое сравнение с роскошными и грандиозными храмами и храмовыми комплексами, посвящёнными другим богам. Может сложиться впечатление, что даже Сета, воспринимаемого как злого бога, почитали куда больше, чем Маат.
На самом деле всё несколько сложнее – потому как изображения и ритуальные упоминания Маат имели место в храме любого бога. То есть подчёркивалось, что богиня мирового порядка имеет отношение к любому богу и почитание этого бога является почитанием и Маат. Кроме того, Маат как богиня справедливости была покровительницей системы правосудия, именно к ней обращались за благословением судьи и за покровительством все, кто так или иначе сталкивался с египетской юридической системой. Высший чиновник Древнего Египта, своего рода главный администратор, визирь, который назывался чати, имел также и титул «жрец Маас». Это отображало его статус верховного судьи, а особые амулеты с именем этой богини должны были помогать ему лучшим образом исполнять свои служебные управленческие и организационные обязанности.

Особое значение богиня Маат имела для египтян и в связи со смертью и существованием в загробном мире. Так как по религиозным представлениям того времени, душа каждого умершего попадала на суд к владыке Царства мёртвых, к умершему и воскресшему богу Осирису. Суд Осириса, на котором оценивалось, хорошим или злым человеком был в земной жизни человек, соблюдал ли он предписания богов, больше злых или добрых поступков он совершил, не мог обойтись без богини справедливости, истины и правосудия. Когда на одну чашу весов Осириса клалось сердце человека, то на вторую чашу Маат клала то самое страусиное перо. Если чаши находились в равновесии, значит, в сердце человека было достаточно добра, чтобы быть в гармонии с заповедями Маат – и тогда человек обретал в загробном мире счастливую жизнь, полную наслаждений. Если же равновесия на весах не было – то дорога в ад обеспечена.
Покровительница царской власти: Унаследовав от богов власть на земле, фараон искореняет Исефет – неправду и несправедливость, хаос и беспорядок. Принципы Маат, при этом, он утверждает всеми доступными ему способами:
; победоносными войнами он распространяет их по долине Нила и за ее пределами;
; поддержанием личного благочестия;
; посредством действий ритуального характера.
Ритуалы, как это и вообще характерно было для египетской религии, сложны и многочисленны. Некоторые из них засвидетельствованы на росписях гробниц и на других, дошедших до наших дней, изображениях.
На них, утверждая принципы Маат, фараон:
; избивает своей булавой жителей окрестных земель, утверждая тем самым принципы Маат в качестве основы всего мироздания;
; сетью ловит гнездящихся в топях дельты Нила птиц, символизирующих Исефет – покровительницу всемирного хаоса, зла и лжи.
Один из ритуалов исполняется с использованием статуэтки богини, наделенной частичкой ее силы, заменяющей в культе само божество. Царь совершает церемониал, во время которого устанавливается непосредственная связь между ним и богиней, между царствованием его, его предшественников и будущих преемников. Он сам становится воплощением принципов Маат, каждодневно утверждая порядок и гармонию в мире богов и людей.
Эту связь царя с Маат, которая возлюбили его, возникает еще во времена первых династий Древнего царства, и неизменно будет сопутствовать власти фараонов в течение всех последующих столетий и даже тысячелетий египетской истории. Даже будущий фараон-реформатор Аменхотеп IV, известный более как Эхнатон, в одной из надписей назван таким, что живет за принципами Маат.
Во времена же Тутанхамона, когда начинается религиозная реакция после реформ его предшественника и предполагаемого отца, восстановительная деятельность осуществляется при неизменных апелляциях к Маат: «Я, – провозглашает в своих надписях юный фараон, – вновь возвел разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Я утвердил Истину, и ложь для земли сделал мерзостию, как и было это в начале всех времен».
Но не только царь связан властью своею с Маат. Первый сановник государства, чати, также осуществляет свои полномочия от имени Маат и утверждая ее принципы как богини справедливости в Древнем Египте. Он – «жрец Маат» м, в то же время, верховный судья.
Золотая статуэтка богини или ее образ, который носили на груди, – непременный атрибут и самого чати, и всех судей в Древнем Египте: богиня и незримо, и зримо (в этом образе) присутствует при отправлении правосудия, следя за его чистотой и справедливостью.



Фараон Менкаура и Маат (автор И.В. Рак)
Какую награду посылали боги доброму фараону? Раннюю смерть, если его дела не входят в планы богов. Чтобы увеличить отпущенный срок вдвое, фараон Менкаура зажигал ночью факелы и проводил веселые пиры, чтобы каждая ночь шла за лишний прожитый день.
Во времена царствования Хуфу и Хафрастрана претерпевала великие бедствия.
Все храмы были закрыты. Священные деревья засохли. Из щелей между плит, которыми были вымощены молитвенные дворы, буйно росли сорняки, а на горячих камнях грелись змеи, свернувшись кольцом и замерев. Народ прозябал в нищете. Никто не обрабатывал поля, не выпекал хлеб и не разводил пчёл. Все египтяне денно и нощно работали на строительстве пирамид.
Быки вымерли от бескормицы. Чтобы таскать волоком глыбы, запрягали людей. И чем выше вырастала пирамида, тем изнурительней становился труд. Приходилось корзинами носить песок с берега, насыпать и утрамбовывать пологий склон вокруг пирамиды и по нему втаскивать камни наверх. Год за годом не смолкали на западном берегу Нила злобные крики надсмотрщиков и свист плёток.
После смерти Хафра на трон Та-Кемет взошёл Менкаура. Он немедленно освободил измученный тяготами народ, распустил всех по домам, открыл храмы, и египтяне вновь занялись каждый своим делом. На брошенных, заросших травой полях опять раздались песни пахарей, потекла вода по оросительным каналам, застучали молотки в мастерских. Над зарослями камыша, хлопая крыльями, поднялись стаи диких уток, вспугнутые охотниками.
Жители Та-Кемет не знали, как им благодарить богов за то, что они послали им такого доброго властелина. И Менкаура не сомневался, что боги щедро его вознаградят. Но прошло совсем немного времени с тех пор, как открылись опустевшие храмы, и фараон вдруг узнал из вещего сна, что жить ему на земле осталось всего шесть лет.
Менкаура был потрясён этим известием. Как?! Разве он чем-нибудь прогневал богов? За какие грехи его хотят преждевременно отправить в Загробное Царство? Он послал гонцов к оракулу Маат. Гонцы спросили богиню:
- Великая Маат! Ты богиня справедливости, но разве твой приговор справедлив? Хуфу иХафра привели храмы Та-Кемет в запустение, не чтили богов, угнетали народ и жили счастливо до глубокой старости. Почему же благочестивый и добрый Менкаура должен умереть молодым?
И оракул сообщил посланцам фараона ответ великой Маат:
- Потому я и сократила срок жизни Менкаура, что он слишком хорош. Он не выполнил того, что хотели боги. Та-Кемет суждено было терпеть бедствия сто пятьдесят лет. Хуфу и Хафра это поняли, а Менкаура не понял.
Когда гонцы передали фараону эти слова, Менкаура велел изготовить множество светильников. Он зажигал их каждую ночь, чтоб было светло, и при факельном свете устраивал весёлые пиры. Так он поступал, чтоб шесть отпущенных ему лет превратились в двенадцать и чтобы, таким образом, вышло, будто богиня Маат сказала неправду...
Впрочем, если бы Менкаура прекратил делать добро и стал таким же жестоким деспотом, как его предшественники на троне, Маат, возможно, и отменила бы свой приговор. Ведь пощадила же она фараона Хуфу, который тоже пытался действовать наперекор судьбе, но, поняв, что его поступки неугодны богине, вовремя одумался.
Вот как был наказан фараон Менкаура за то, что поступил вопреки воле богини.




Быстро бегущая Мафдет
После того как обвинительный приговор был вынесен богиней Маат, следовало наказание, за его исполнение отвечала богиня Мафдет, её имя переводилось как Вечно бегущая, то есть неизбежность смертного приговора, недаром её изображали как львицу бегущую по лезвию ножа великого бога Ра. Да, того самого ножа, которым Ра карает Апопа. Мафдет изображали как женщину с головой львицы, местом её поклонения был  город Бубастис.
     Происхождение: Мало чего известно о происхождении этой богини. Скорее всего она одна из дочерей Ра, и олицетворение солнечного диска, как и другие дочери Ра, возможно она появилась вместе с Маат, так как одно без другого не может существовать. Теперь подробно.
Как и все богини-кошки, одной из ее функций была охрана фараона, его покоев и священных помещений. Врагов его она убивала и вырывала им сердце, бросая его к ногам фараона. Атрибутами богини были копье и нож. Ими она обезглавливала врагов. Так же богиня считалась уничтожительницей змей, от Апопа, атакующего Ра, до обычных чревоходящих, представляющих угрозу для людей, а так же оказывала помощь в исцелении больных. Ее кинжал и когти были ядовиты для змей. Таким же образом она уничтожала скорпионов, на ее изображениях присутствовали косы, сплетенные из тел убитых ею скорпионов, иногда прическа из змей. По предположениям историков, это было связано со способами казни пленных врагов и преступников. Позднее ее часто изображали ступающей по орудиям казни. В эпоху Нового Царства Мафдет считалась правительницей судебного зала Дуата, осужденных там обезглавливали Когтем Мафдет.
      Копье фараона так же было символом когтей богини-кошки. По Текстам Пирамид она «набрасывается на врагов, бьет когтями по лицу и сильно царапает… кто выживет?» Еще одной обязанностью Мафдет было сопровождение и охрана лодки с умершими в их путешествии в загробный мир. В загробном мире богиня исполняла роль судьи, карающего виновных. Найдены изображения, на которых Мафдет служит ложем для умершего Осириса во время бальзамирования его Анубисом
      Не смотря на всю свою жестокость и острые когти, Мафдет так же считалась богиней защитницей больных, возможно, что болезни в Древнем Египте чаще всего происходили от змей или скорпионов, а Мафдет была богиней – змееборем, и прочим уничтожителем гадов ползучих. По одной из версий она сестра близнец богини Сешат – богини письменности, другие источники говорят, что она была изначальным божеством вместо бога Ра, после того как культ Ра разросся по Египту, Мафдет отошла на задний план. Эта история имеет место быть, так как Ра иногда изображали виде Великого кота сражающегося с Апопом. 


Рецензии