Новые маринские истории для Арбакеша

Художник Мартиашвили Давид - девушка и осел





Моя самая старшая тетушка по отцу Мамурхан осталась вдовой в 20 лет с маленьким сыном на руках .  Муж , выходец и  Мары, погиб на фронте. Когда ее сын Сеид женился, она строго сказала невестке: « Не родишь  мне много внуков – выгоню».  Асий родила трех сыновей и четырех дочек.
 Для большой семьи  нужен был большой дом.  Мой отец взялся за  планировку дома. 
«Братик, одну комнату сделай очень большой, я хочу , чтобы все мои внуки спали со мной в одной спальне»- попросила  Мамурхан.
  Тогда эта идея всем  показалась бредовой, но отец так и спланировал. На первом этаже огромного трехэтажного дома в центре аула Мара  появилась большая спальня с десятью  кроватями. И как частый гость этого дома, могу Вас заверить, что это было  самое  душевное место на земле.
После  трудного дня, а  будни в  высокогорном ауле – это ежедневный тяжелый физический труд для всех членов семьи,  огромная  спальня, превращалась в нечто волшебное. 
Здесь звучали удивительные  рассказы тетушки Мамурхан о старых временах. Все вместе сочиняли  песни под гитару,  для старшего из внуков – Ибрагима- красавца и местного Дон Жуана.  Вслух читали письма второго внука  Шамая из армии. Старшая внучка – строгая Рая, подтрунивала над младшими, заставляя их признавать свои  маленькие жизненные ошибки  и неприглядные поступки. И все вместе смеялись над  выходками   маленького Шаки, названного так в честь любимого индийского киногероя.  Здесь не было сюсюканья  и кокетства, не было ни одной фальшивой ноты, атмосфера чистой всеобъемлющей любви  жила в каждом уголке этого огромного дома. А такого искрометного, доброго чувства юмора я уже давно не встречала.
О красоте Вали- младшей внучки тетушки Мамурхан можно было слагать легенды,  но даже у нее, были свои тяжелые обязанности. Валя  ходила на родник за водой. Если Вы представили себе девушку с кувшином, то ошиблись.  Она вела за уздцы ишака, навьюченного двумя флягами вверх по горной тропке,  а потом обратно с наполненными флягами.  Внизу под родником проходила трасса,  с которой хорошо просматривался вид на родник.  В то время, когда Валя набирала воду ,  на трассе остановилась шикарная ,то тем временам, «Волга». Водитель, молодой парень, долго смотрел на эту живописную картину. Потом подошел поближе, опять долго смотрел и наконец изрек:
«Бек тилесем сени атанг  къызчыгъында атчыгъында менге бериб къоймазмед?»
« Если  очень попрошу,  не отдаст ли твой отец мне свою дочку и свою лошадку?».
 Видимо, он решил, что слово «ишак» может оскорбить слух такой прекрасной девушки. 
Валя подняла взгляд из-под тяжелых ресниц :
 «Эшекни атдан айырмагъанга мени атам къызын къой, саламында бермейди»
 «Тому, кто ишака от лошади не отличает, мой отец не только свою дочь, но и руки не подает»

Этот рассказ я слышала из уст зятя- мужа Вали, который все- таки добился, что ему ее отдали. Дали ли в приданое Вале ишака мне не известно.
Маленький Шака попал в больницу. Я пришла его проведать. Грустный малыш  сидел на кровати и на клочке бумаги шариковой ручкой рисовал прекрасный  горный пейзаж. На мои гостинцы- конфеты и фрукты,  он еле взглянул и сказал : «Лучше бы ты фломастеры принесла». Я решила подшутить. Если разрешишь укусить за щечку, то принесу . Шака глянул на меня с недоверием:
«Да кусай хоть за попу, только принеси фломастеры »- грустно ответил мальчик.
  Сейчас у него взрослые дети. Он до сих пор пишет прекрасные картины.
Шамая забрали в армию. От него долго не было писем. Потом пришло письмо - обратный адрес -почтовый ящик. Он писал, что служит в Монголии.  Редкие, но легкие , наполненные юмором и оптимизмом письма   читали всей семьей в большой спальне. Он рассказывал про маленьких монгольских лошадок в бесконечных степях, про обычаи и жизненный уклад в монгольских селениях. Шамай вернулся в мае. Загорелое лицо обрамляли совершенно  седые короткие волосы. По правой щеке к плечу шел еще совсем свежий шрам. На груди красовалась  медаль за отвагу, при выполнении интернационального долга в Афганистане, а в вещмешке лежал  путеводитель по Монголии, откуда он черпал  сюжеты своих писем.
Это  были маленькие моменты большой, дружной  маринской семьи….


Рецензии