Про жизнь

Благодатный огонь сошёл, куличи, пасхи творожные и крашеные яйца стоят на столе в ожидании праздника. Стараюсь соблюсти традиции веков, не сильно разбираясь в нюансах. Просто - по зову души. И в память о тех, кого уже нет с нами.
 
Несколько лет подряд пеку кулич по рецепту моей свекрови Раисы Викторовны. Им она поделилась со мной давно, когда ещё сама радовала всех удивительно вкусной выпечкой.  Её пирожки, начинённые капустой, повидлом, рисом и яйцом разлетались вмиг, стоило только собраться гостям. У меня такие вкусняшки никак не получались.
 
- Думаешь, я сразу научилась печь? Как бы ни так! – успокаивала она меня. – Пока молодая была, ничего толком делать не умела. Это уж потом – и на курсы кройки и шитья ходила, и готовить училась. А уж как на пенсию вышла, время появилось, отчего ж не напечь пирогов! Научилась всему.

Жизнь у Раисы Викторовны не была лёгкой. Когда ей сравнялось 8 лет, началась война. Попали в оккупацию. После освобождения родной деревни Колотовки возобновились занятия в школе. Писать приходилось на газетах, не хватало тетрадей. Да и время было такое, что не до учёбы. Часто она об этом говорила, как бы оправдываясь зачем-то за ошибки, что делает при письме.  Жили впроголодь вдвоём с матерью. А потом мать решила перебраться в Москву, в надежде, что там будет легче. Их с маленькой дочкой поселили в бараке.

- Разместили в одной комнате вместе с чужими людьми. Но не ругались, дружили, справляли вместе праздники, делились друг с другом печалями. Мать работала.

Потихоньку жизнь наладилась. Рая окончила школу и тоже пошла работать. Шарикоподшипниковый завод стал родным для неё на долгие годы. Здесь повстречала свою любовь на всю жизнь. Анатолий был старше Раисы на пять лет. Он приехал в Москву из рязанской деревни Заокское, после окончания школы. Устроился работать на этот же завод, получил место в общежитии. Шустрая девчушка, работающая на фрезерном станке, сразу же приглянулась ему.

- Бывало, придёт, станет напротив, смотрит, как я работаю, и молчит.  Долго так ходил. Не знала, что и думать. Потом сказал: «Нравишься ты мне».  Ну, тут уж и я к нему присмотрелась, - рассказывала Раиса Викторовна.

Решили пожениться. Но проблема – где жить молодым. В заводском общежитии свободных комнат нет, пришлось Раиной маме отгородить угол в коммуналке и поселить молодожёнов там. Были молоды, жили весело. Анатолий с детства увлекался футболом, гонял мяч вместе с деревенскими ребятами. А когда перебрался в столицу, стал играть за сборную завода, потом города.

Молодого футболиста заприметили спортивные боссы и предложили переехать в Минск, играть за сборную Белоруссии. Обещали предоставить жильё. Но, подумав и посоветовавшись с супругой, решил остаться в Москве. Так и проработали они на своём «шарике» до самой пенсии. Из коммуналки перебрались в просторную квартиру. К тому времени у них подрастали уже двое сыновей. В супружеской жизни были взлёты и падения, ревность и обиды. Но сумели преодолеть всё, сохранив тепло в душе, проявляя заботу друг о друге. Радовались внукам, и стали звать друг друга не иначе как дед и бабка.

Когда, казалось бы, жизнь вошла в спокойное русло, на их долю выпали страшные трагедии. В возрасте 29 лет, в результате несчастного случая, ушёл из жизни их младший сын. Нашему с ним ребёнку в то время было 1 год и 8 месяцев. Тяжело переживали случившееся. Но у бабушки с дедушкой оставался старший сын, и там подрастали ещё двое внуков. Посвятили свою жизнь им. Потихоньку боль стала притупляться.

Но не прошло и двух десятков лет, как не стало и старшего сына, гордости и надежды родителей. Он ушёл из жизни, едва перешагнув 50-летний рубеж. Как пережить такое родителям?..

Это повторившееся горе сильно пошатнуло и без того слабое здоровье уже немолодой матери.  Часто вместе с мужем ездили они на Николо - Архангельское кладбище, где покоятся родные. Места для новых захоронений там уже не оставалось, но Раиса Викторовна непременно хотела быть вместе с ними, когда придёт черёд. И придумала, как это сделать. Наказала всем родным кремировать её после смерти, а урну с прахом захоронить на родных могилках, чтобы навсегда быть вместе со своей матерью и сыновьями.

Супруг поддержал это решение, завещал то же самое и для себя.  Потом вместе они заказали памятник, на котором выбита фамилия и оставлено пустое место для фотографии. Снимок выбрали такой, где сидят рядышком. На все попытки отговорить их от этого занятия, только отмахивались.

- Пока мы в силе, сделаем всё сами, чтобы потом вам не заморачиваться. А фотографию уж вставите, когда нас обоих не будет. А кто первый уйдёт, пусть пока так лежит, без фотографии. И ждёт другого…

Раисы Викторовны нет уже шесть лет, своего старшего сына она пережила на три года. Всё сделали, как она просила. А дедушка продолжает свой жизненный путь на радость родным. Тоскует по ушедшим в мир иной, но понимает, что надо жить…

Радость и печаль, праздники и будни – всё это наша жизнь. И нам идти по ней, пока болит душа. И каждому свой крест дано нести по жизни. Пока хватает сил, пока горит свеча…

30.04.2016

******
Уходят родные, всё меньше и меньше
видавших войну остаётся средь нас.
Уходят они навсегда - в небо, в вечность.
И видят оттуда весь мир, без прикрас...
А мы, поколь живы, несём о них память.
Спасибо за всё вам, за жизнь, доброту,
заботу и ласку, и тихую заводь -
где мы отдыхали, забыв суету....


16 января 2021 года не стало нашего Палыча, родного дедушки моего сыночка, больше родных бабушек и дедушек не осталось на этом свете...
Анатолий Павлович Герасимов (03.12.1928 - 16.01.2021)





 


Рецензии
Это жизнь...в ней так много печали!
Самое страшное для родителей - уход ребёнка...
"Радость и печаль, праздники и будни..." - не уйти нам от этого. Надо жить!!!

Спасибо, Вера!
С моим теплом,

Надежда Опескина   18.02.2017 10:06     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Надежда, за прочтение и понимание!

Вера Полуляк   19.02.2017 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.