Приморский проспект, 87

Анна Сергеевна Яковлева ( СОБАКИНА), вышедшая замуж за гвардии штабс-капитана Афа- насия Федоровича Шишмарева, стала владелицей деревянной усадьбы в Старой деревне (современный адрес – Приморский проспект, 87).


Детская художественная школа 17 в Санкт-Петербурге,
Приморский проспект, 87: фото Приморский проспект, 87. МО №66 "Чёрная речка", Приморский район, г. Санкт-Петербург, 197183. Культурное учреждение, 2 этажа. Старая Деревня — 950 м.
Дача А. Ф. Шишмарева -
Детская художественная школа N 17
Здание на карте
фото
Приморский пр., 87
Савушкина ул., 88х
Архитекторы: Мельников А. И.
Год постройки: 1824-1825
Стиль: Классицизм

Дача А. Ф. Шишмарева

Детская художественная школа № 17

Классицизм

Пам арх. (федер.)

1824-1825 - Мельников А. И.

Жилой дом

1959-1962 - арх. Фролова С. С. - реставрация

 

 

Двухэтажный дом был построен по проекту арх. Авраама Мельникова в 1824-1825 гг. Деревянный усадебный дом в тиле классицизма с коринфским портиком, охватывающим мезонин. ([134]) Его владелец, отставной штабс-капитан Афанасий Федорович Шишмарев, был успешным коннозаводчиком.

 

Один из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества периода классицизма.

   
Центральная часть главного фасада, обращённая к набережной, украшена 4-колонным коринфским портиком; на дворовом фасаде ему соответствуют пилястры. Декоративные лепные детали, резьба, высокие полуциркульные и 3-частные окна придают дому нарядность и законченность. Внутри здания сохранились фрагменты первоначальной декоративной отделки.

 

В 1941-1944 гг. дача повреждена.

Реставрирована в 1959-1962 гг. - арх. С. С. Фролова

 

В настоящее время в здании располагается художественная школа.
 
НА ЗЕМЛЕ ЯКОВЛЕВЫХ
(Петербургские родовые гнезда 
как очаги русской культуры)
Район  северной  части  Петербурга,  включающий  в  себя  Старую,  Новую  Де-
ревни и Коломяги, отделен Большой Невкой от островов Невской дельты (Елагина,
Каменного и Крестовского). Он принадлежал некогда сыну известного петербург-
ского богача-миллионера Сергею Саввичу Яковлеву, а после его смерти перешел к
наследникам.  До  нашего  времени  сохранились  две  из  нескольких  усадеб  этой  се-
мьи – это деревянная дача Афанасия Федоровича Шишмарева в Старой деревне и
усадьба Алексея Петровича Никитина в Коломягах.
Эти усадьбы в настоящий момент представляют особую ценность для истори-
ков  Петербурга  как  редкий  пример  сохранившейся  усадебной  застройки  эпохи
классицизма в непосредственной близости от Петербурга, как примеры деревянно-
го и каменного зодчества начала XIX века. Ценность дачи Шишмарева для нас оп-
ределяется и тем, что памятников «деревянного» классицизма остается все меньше,
они исчезают буквально на наших глазах.
Обе усадьбы, Шишмарева и Никитина, замечательный мастер эпохи позднего
классицизма  Авраам  Иванович  Мельников  создавал  для  дочерей  Сергея  Саввича
Яковлева.
Сергей  Саввич  Яковлев  родился  в  1763 году.  Получив  огромное  наследство
после смерти отца, он уволился с военной службы в чине подполковника и занялся
поставками  для  армии.  В  1789 году  Сергей  Саввич  купил  «село  Благовещенское,
Каменный  нос  тож,  с  деревнями  Новой,  Старой  и  Коломягами»1.  Дворянин
С. С. Яковлев (грамота на дворянское достоинство от 1796 года) умер в 1818 году,
оставив имение в наследство своим семи дочерям: Екатерине, Елене, Любови, Со-
фье, Анне, Надежде и Варваре. В 1823 году, когда  все наследницы вышли замуж,
был произведен раздел территории мызы по жребию на семь частей и для создания
усадеб приглашен архитектор А. И. Мельников.
Анна Сергеевна Яковлева, вышедшая замуж за гвардии штабс-капитана Афа-
насия  Федоровича  Шишмарева,  стала  владелицей  деревянной  усадьбы  в  Старой
деревне  (современный  адрес –  Приморский  проспект, 87).  По  сравнению  с  камен-
ными постройками, дерево придает замечательному зданию в стиле классицизм, с
портиком  коринфского  ордера,  большую  лиричность  и  мягкость.  Коринфские  ка-
пители  напоминают  распускающуюся  листву,  гармонично  связывают  дом  с  окру-
жающим небольшим пейзажным садом и как бы перебрасывают мостик в Елагин-
ский парк.
Афанасий Федорович Шишмарев увлекался театром. И кружок, собиравший-
ся на его даче в Старой Деревне, состоял из актеров, музыкантов, художников. Так
усадьба  Шишмаревых  оказалась  неразрывным  образом  связана  с  именем  Ореста
Адамовича Кипренского.
               

Анна Сергеевна Яковлева, вышедшая замуж за гвардии штабс-капитана Афа- насия Федоровича Шишмарева, стала владелицей деревянной усадьбы в Старой деревне (современный адрес – Приморский проспект, 87).


1  Цит. по:  Красногородцев С. С.  Милые,  тихие  мои  Коломяги //  Ленингр.  панорама.  1986.
№ 3.
1
© РОО «Институт Петербурга» 
 http://www.institute-spb.standardsite.ru

На земле Яковлевых. 
(Петербургские родовые гнезда как очаги русской культуры)
Надо сказать, что Кипренский очень много работал по заказам семьи Яковле-
вых. Петербургский купец Киселев, доверенное лицо потомков А. Ф. Шишмарева,
писал:  «… В  этом  доме  г. Кипренский  был  своим  художником,  и  половину  своей
художественной  жизни  он  посвятил  на  исполнение  работ,  заказанных  покойным
Шишмаревым»2. Им написаны портреты самого Афанасия Федоровича и посмерт-
ный с миниатюры его жены Анны Сергеевны (к сожалению, сейчас его местонахо-
ждение неизвестно), портреты Екатерины Сергеевны Яковлевой, в замужестве Ав-
дулиной,  Карла  Ивановича  Альбрехта  (мужа  Варвары  Сергеевны –  сама  Варвара
Сергеевна с сыном изображены на портрете на заднем плане, гуляющими в парке),
Михаила Васильевича Шишмарева (мужа Надежды Сергеевны).
Кипренский был частым гостем в городском доме Шишмаревых, бывал он и
на  даче.  Известно,  что  там  он  провел  лето 1826 года,  о  чем  писал  своему  другу  в
Рим:  «Лето  я  провел  пресчастливо!  Жил  на  даче,  в  Новой  Деревне  [ныне  Старая
деревня. – Т. П.], у Шишмарева, в саду была новая деревянная ателье, и я работал в
ней не на шутку. А лето было, как и старики не запомнят, настоящее итальянское»3.
Писал Орест Кипренский в то лето портрет Афанасия Федоровича в «одежде рабо-
тающего в саду поселянина, то есть в белой русской рубашке и широком исподнем
платье»4. Это не только дань романтической моде того времени: Афанасий Федоро-
вич был известным в 1830-е годы садоводом-любителем.
Анна  Сергеевна  в  1827 году  умерла,  оставив  двух  маленьких  дочерей.  Карл
Павлович Брюллов, с которым Афанасий Федорович был знаком, в 1839 году напи-
сал  «Портрет  сестер  Шишмаревых» –  Ольги  и  Александры.  После  смерти  жены
Афанасий  Федорович  вступил  в  гражданский  брак  с  известнейшей  актрисой  того
времени Екатериной Александровной Телешевой (от этого брака было шесть детей,
пять сыновей и дочь Екатерина, получивших фамилию Телешевы).
Екатерина  Александровна  Телешева –  знаменитая  балерина  петербургских
императорских  театров,  ученица  Дидло –  обладала  выдающимся  драматическим
талантом. Ее имя вошло в историю русского балета первой трети XIX века наравне
с  именами  Е. И. Колосовой,  А. И. Истоминой.  Критики  того  времени  писали,  что
талант Телешевой проявлялся не только в танцах: глубина чувств, проявляемая ею
в пантомиме, увлекала самого бесстрастного зрителя. Обаяние творческой индиви-
дуальности Телешевой привлекало крупных мастеров русского искусства, запечат-
левших  ее  облик  в  своих  произведениях.  К. П. Брюллов  писал  с  нее  свою  извест-
ную картину «Итальянка у фонтана». О. А. Кипренский в 1828 году создал ее порт-
рет (по заказу А. Ф. Шишмарева). Под впечатлением танцев Телешевой – волшеб-
ницы, обольщающей Руслана в балете «Руслан и Людмила» – Александр Сергеевич
Грибоедов написал:
… И вдруг – как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою, свыше окрыленной…
               
2  Орест  Кипренский :  Переписка.  Документы.  Свидетельства  современников.  СПб.,  1994.
С. 592.
3 Орест Кипренский. С. 37.
4 Там же. С. 441.
2
© РОО «Институт Петербурга» 
 http://www.institute-spb.standardsite.ru

Улыбка внятная без слов,
Небрежно спущенный покров,
Как будто влаги обаянье,
Прерывно персей волнованье,
И томной думы полон взор:
Созданье выспреннего мира
Скользит, как по зыбям эфира
Несется легкий метеор…
Особенно  отличалась  Екатерина  Телешева  в  балетах  «Дезертир»,  «Федра  и
Ипполит», «Руслан и Людмила», комедии «Батюшкина бочка», опере «Фенелла».
Орест  Кипренский,  Карл  Брюллов,  Екатерина  Телешева –  с  этими  славными
именами связана деревянная дача на набережной Большой Невки.
Частыми  гостями  здесь  были,  конечно,  родственники  и  ближайшие  соседи
Афанасия  Федоровича –  Екатерина  Сергеевна  и  Алексей  Николаевич  Авдулины,
также  страстные  поклонники  театра,  большие  ценители  искусств.  Алексей  Нико-
лаевич  был  участником  Отечественной  войны  1812 года,  генерал-майором  в  от-
ставке,  деятельным  членом  Общества  поощрения  художеств.  В  1822 –  1823 годах
Авдулины жили в Париже, где познакомились со многими представителями куль-
турной  элиты  России.  Именно  там  Кипренским  был  написан  портрет  Екатерины
Сергеевны  Авдулиной,  урожденной  Яковлевой.  В  Париже  Авдулины  познакоми-
лись  и  подружились  с  выдающейся  актрисой  того  времени  Александрой  Михай-
ловной Колосовой, дружба с которой продолжалась и по возвращении в Россию. В
Петербурге Авдулины жили на широкую ногу. Они устраивали у себя на Невском
проспекте (в доме Калержи, ныне д. 12, перестроен) большие балы, замечательные
праздники,  где  бывали  А. С. Пушкин,  П. А. Вяземский,  В. А. Жуковский  и  другие
замечательные люди.
В начале XIX века район Островов (Каменный, Крестовский, Елагин), Новой
и Старой Деревень, Черной речки был модным дачным местом. И можно предста-
вить себе, как проводили здесь время хозяева и гости уютной дачи на берегу Боль-
шой Невки. Гулянья в парке и на стрелке Елагина острова, в Строгановском саду,
танцы,  катания  на  лодках,  посещение  Каменноостровского  театра,  где  спектакли
шли на русском, французском, немецком и итальянском языках, фейерверки, пред-
ставления в воксале Искусственных минеральных вод – все это делало досуг насы-
щенным и интересным. А если прибавить к этому атмосферу розыгрыша, импрови-
зации, которая всегда сопутствует натурам творческим, особенно людям театра, то
мы можем немного ощутить тот дух, который царил в усадьбе Шишмарева в Ста-
рой Деревне.
Продолжая  художественные  традиции  этого  дома,  сейчас  в  здании  на  При-
морском проспекте, 87, выкрашенном в красивый зеленый цвет, размещается Дет-
ская художественная школа.
Совершенно иначе протекала жизнь в усадьбе Алексея Петровича Никитина в
Коломягах.  Здесь  собирались,  в  основном,  военные,  герои  Отечественной  войны
1812 года и их потомки. Это была военная элита России.
Портрет  кисти  художника  П. Н. Орлова,  изображающий  графа  Алексея  Пет-
ровича  Никитина,  прославленного  героя  войны  1812 года,  генерала-от-кавалерии,
члена Государственного Совета, находится в Военной галерее Зимнего дворца.
Алексей  Петрович  был  женат  на  Елене  Сергеевне  Яковлевой,  но  их  брак
длился всего один год. Родив дочь Елизавету, Елена Сергеевна в 1817 году умерла.
В 1823 году, когда произошел наследственный раздел земель Сергея Саввича Яков-
лева,  владелицей  Коломяг  стала  шестилетняя  дочь  Елены  Сергеевны –  Елизавета
Алексеевна Никитина. Алексей Петрович был назначен опекуном дочери, и факти-
чески он был первым владельцем этой усадьбы. Как и дачу Шишмарева, коломяж-
скую  усадьбу  создавал  архитектор  Авраам  Иванович  Мельников,  много  работав-
ший по заказам этой семьи. О первых хозяевах земель нам до сих пор напоминают
названия коломяжских улиц: Никитинская, Алексеевская, Елизаветинская.
Алексей Петрович Никитин родился 2 мая 1777 года в небогатой дворянской
семье. Оставшись одиннадцати лет круглым сиротой, он по повелению императри-
цы Екатерины II был определен в артиллерийский и инженерный корпус (впослед-
ствии – 2-й кадетский корпус), который закончил 25 июня 1796 года. Отличная во-
енная выправка, исполнительность, прекрасное знание артиллерийского дела обра-
тили на него внимание императора Павла I. К 1805 году Алексей Петрович был уже
в чине майора. Его дальнейшая военная жизнь протекала на полях сражений и была
увенчана чудесами храбрости и многочисленными наградами.
После участия в войне с Наполеоном 1805 – 1807 годов и с началом Отечест-
венной войны 1812 года он по-ступил со своей конной ротой в армию Барклая-де-
Толли, участвовал в арьергардных боях с французами, за что был награжден орде-
ном св. Анны второй степени и золотой шпагой с надписью «За храбрость».
26 августа  1812 года  рота  Никитина  принимала  участие  в  Бородинском  сра-
жении.  Алексей  Петрович,  получив  серьезную  контузию  в  обе  ноги,  не  оставил
строя  до  конца  битвы  и  был  награжден  орденом  св. Владимира  третьей  степени.
Второй орден св. Владимира третьей степени Никитин получил за участие в сраже-
ниях при Тарутине и Малоярославце. По окончании военных действий на террито-
рии России он был произведен в генерал-майоры, а его роте пожалованы золотые
петлицы на офицерские мундиры.
На территории Польши в сражении при Калише 1 февраля 1813 года Никитин
был ранен в обе руки, но не покинул поля боя. За это и последующее сражения он
был  награжден  золотой  шпагой,  усыпанной  алмазами,  с  надписью  «За  храбрость»,
орденом св. Георгия третьей степени, прусским орденом Красного Орла второй сте-
пени, бриллиантовыми знаками ордена св. Анны первой степени, австрийским орде-
ном  Леопольда,  орденом  св. Владимира  второй  степени.  В  1814 году  Никитин  был
вторично  награжден  золотой  шпагой,  украшенной  алмазами,  с  надписью  «За  храб-
рость». По возвращении в Россию военная карьера Алексея Петровича не останови-
лась.  В  1842 году  он  получил  высшую  награду  Российского  государства –  орден
св. Андрея Первозванного, а 19 сентября 1847 года за заслуги перед Отечеством Вы-
сочайшим указом был возведен в графское Российской империи достоинство.
Умер  Алексей  Петрович  28 февраля  1858 года  и  похоронен  в  семейной  усы-
пальнице в церкви Благовещения Пресвятые Богородицы в Старой Деревне.
При Алексее Петровиче Никитине частыми гостями в усадьбе Коломяги были
его  друзья –  герои  Отечественной  войны  1812 года,  портреты  которых  мы  также
можем  видеть  в  Военной  галерее  Зимнего  дворца:  Алексей  Иванович  Остерман-
Толстой,  Павел  Алексеевич  Тучков,  Павел  Христианович  Граббе,  граф  Василий
Васильевич  Орлов-Денисов,  Александр  Иванович  Альбрехт –  родной  брат  Карла
Ивановича Альбрехта, мужа Варвары Сергеевны Яковлевой.
Безупречная честность, достоинство, храбрость, абсолютная преданность дол-
гу и Отечеству, высочайшие нравственные принципы лежали в основе жизни этого
дома. И конечно же, выросшая здесь среди таких людей, Елизавета Алексеевна Ни-китина  вряд  ли  могла  выйти  замуж  за  человека  иного  круга.  Ее  мужем  стал  граф
Федор Васильевич Орлов-Денисов – сын известного своей легендарной храбростью
Василия Васильевича Орлова-Денисова.
Федор Васильевич начал службу юнкером в Лейб-гвардии Казачьем полку в
четырнадцатилетнем  возрасте.  Он  принимал  участие  в  русско-турецких  войнах  и
участвовал  в  подавлении  польского  восстания.  В  1834 году  граф  Ф. В. Орлов-
Денисов  назначен  флигель-адъютантом,  в  1837 –  произведен  в  полковники,  в
1846 – в генерал-майоры с назначением в свиту Его Императорского Величества. В
1848 году он назначен начальником штаба Войска Донского с оставлением в свите.
Исполнял  должность  председателя  в  Комиссиях  для  размежевания  земель  Войска
Донского  и  для  постройки  соборного  храма  в  Новочеркасске,  заведовал  главным
управлением войсковых конских заводов, был вице-президентом Новочеркасского
тюремного комитета. В 1851 году Федор Васильевич по болезни выходит в отстав-
ку, но с началом Крымской войны вновь назначается походным атаманом донских
казачьих полков, которыми руководит во всех крупных делах Крымской армии. В
1856 году – произведен в генерал-лейтенанты.
В 1863 году Федор Васильевич привез на Дон высочайшую грамоту о сокра-
щении срока казачьей службы с двадцати пяти лет до пятнадцати. Граф был очень
отзывчивым  и  добрым  человеком,  любил  своих  донцов-односумов  и  при  каждом
случае старался на деле выказать эту любовь, помочь, если это было в его силах.
Скончался Федор Васильевич Орлов-Денисов 3 апреля 1865 года.
Елизавета  Алексеевна  пережила  мужа  на  тридцать  три  года.  Она  умерла  в
1898 году и похоронена вместе с отцом и мужем в Благовещенской церкви. По от-
зывам современников, она была очень умной, начитанной и щедрой женщиной. Ее
духовный облик был поэтически воссоздан Григорием Петровичем Данилевским:
Казачка гордой красотою,
Графиня сердцем и умом,
Жорж Занд возвышенной душою
И своенравностью во всем!
О Вас гремит недаром слава:
Вы муза всем и меценат…
Визитная карточка Елизаветы Алексеевны Орловой-Денисовой была найдена
вложенной  в  качестве  закладки  в  одну  из  книг  А. С. Пушкина,  из  чего  следует
предположить, что они были знакомы.
У  Елизаветы  Алексеевны  и  Федора  Васильевича  Орловых-Денисовых  было
два  сына  и  четыре  дочери.  Дочери  тоже  вышли  замуж  за  потомков  героев  войны
1812 года – Тучкова, Граббе, Мусина-Пушкина, Голицына.
Что же составляло жизнь этой усадьбы? В сохранившемся танцевальном зале
проходили семейные торжества, устраивались балы. В гостиной беседовали, играли
на музыкальных инструментах, пели. На одном из таких вечеров, на Страстной не-
деле 1853 года, Г. П. Данилевский читал по рукописи только что найденные главы
из второго тома «Мертвых душ». «На этот вечер меня слушать пригласила она мно-
гих дам и мужчин из числа высоких друзей своих, – вспоминал писатель в письме к
матери, –  и  до  двух  часов  ночи  мы  провели  незапамятный  вечер;  я  кроме  Гоголя
многое читал наизусть»

В этом доме собирались, в основном, военные, и конечно, главным их интере-
сом, заботой, долгом была политическая, военная жизнь России. Все его завсегда-
таи были участниками заграничных походов. Они видели свободную Европу, и их
не  могла  не  заботить  судьба  России,  ее  путь.  Вот  почему  многие  из  гостей  коло-
мяжской  усадьбы  стали  членами  тайных  обществ.  Среди  них –  декабрист,  член
Союза Благоденствия Павел Христианович Граббе.
Проследив  интересную  многостороннюю  жизнь  двух  усадеб  только  одного
петербургского рода Яковлевых, мы смогли понять, какую огромную роль играли
подобные родовые гнезда в культурной жизни России. Они, как маленькие очажки,
горели  по  всей  России,  создавая  то  духовное  богатство,  к  которому  мы  и  по  сей
день обращаемся и откуда черпаем силы и вдохновение.
6


Рецензии