Самая большая предопределенность

                В благодарность друзьям
                и (ВАЖНО) не моим, но моим
                дяде Анатолию Филатовичу и тете Раисе Ивановне



Я в постоянной тоске по прошлому, как может быть никто. Каждый спичечный коробок оттуда заставляет сердце биться сильнее, а мозги направлять в сторону несбыточного, к примеру, о путешествии во времени. И однажды мне случайно были даны…

Не знаю, с чего начать. Правда. Столько случайностей произошло в жизни, связанных одной нитью, тонкой, почти эфемерной. Но теперь, по прошествии десятков лет, все видится некоей закономерностью и даже, да, предопределенностью.

А может, чепуха? Рассудите.

Моя первая детсадовская любовь, была также первой дворовой любовью моей подруги: я ходила с мальчишкой в один садик, а подруга жила с ним в одном подъезде. Тогда мы с Викой еще не знали друг друга, жили в соседних дворах, ходили в разные детсады. А в первый класс пошли в один. И я, и она, и он. И спустя несколько лет, когда любовь выветрилась иными ветрами, перемывали косточки нашему первому «жениху» на лавочке липовой аллеи, разделявшей наши дворы. С Викой мы дружим до сих пор и вспоминаем эту историю с улыбкой. «С тобою женихов мы не делили» - популярная песенка когда-то. И мы его не делили, мы просто не знали о существовании друг дружки. Коварный Игорек!

Но может быть именно с того момента мы стали подругами?

Каждый школьный год, на всесезонных каникулах, я путешествовала по России,  Белоруссии, Литве, и конечно, поездила по своей республике – Украине. Эта тема достойна отдельного рассказа, но вот какой случай произошел в одну из поездок.
На зимних каникулах наша группа школьников несколько дней прожила в Чернигове. Как обычно, экскурсии, поездки в соседние города, в столицу, фотографирование на фоне местных достопримечательностей…

Когда моя подруга вышла замуж, и ее муж Алексей стал другом и мне, я не могла избавиться от чувства, что где-то его видела. На лица у меня плохая память и все же, перебирая фотографии, нашла его – мальчика нашей группы из поездки в Чернигов. Группа была сборная и раньше его не видела. Хотя мы жили в одном районе нашего большого города и ходили в соседние школы.

Да мало ли, скажете вы. Но это только начало истории. Правда, друг был удивлен: как я могла вспомнить, ведь мы были детьми, и с тех пор прошло много времени.
 
Хочется написать о других микрослучайностях данной истории, их много, но освещу только последние, которые привели к тому, что некоторые элементы прошлого сейчас со мной.

Три года назад, мои друзья, о которых здесь написала, собрались в поездку в соседнюю страну, в Беларусь. Не стало тети и дяди друга, и они ехали на своей машине оформлять наследство.

И предложили мне поехать с ними. И предложили мне поехать с ними! На пару недель в Беларусь! Меня довезут туда и обратно, есть где жить, есть возможность попутешествовать по Беларуси, в которой не была со времен Союза. И конечно посмотреть на наследство. Мне-то оно не светило ниоткуда. Интересно же. Я была под небесами от возможности, а побывав в этой стране, взлетела почти в космос.

Ко времени этой поездки, я уже пару лет была на Прозе, немного общалась с прозаровчанкой белоруской и, конечно, сообщила ей, что скоро буду в ее стране. Натка пригласила в гости. Мне удалось побывать у нее. Это тоже отдельная история благодарности и дружбы, которая тогда казалась удивительной случайностью.

С того времени прошло почти полгода и очередная интернетная случайность познакомила меня с человеком, который жил в той же стране, в том же городе, что и Натка, на соседней с ней улице. Не стала бы продолжать общение, если б не это удивительное совпадение. А в переписке с ним, узнала, что когда-то, в детстве, мы тоже жили на соседних улицах моего города, ходили в соседние школы. Может, сталкивались на одной дорожке. Поверьте, это тоже отдельная история и снова странная случайность. Правда?

Теперь, я живу в Беларуси. Благодаря всем этим случайностям, каким-то удивительным событиям, помощи и необъятной дружбы и Натки, и Вики с Алексеем. Кстати, моего мужа тоже зовут, по чистой случайности, Алексей. И они, Алексеи, жили на одной улице, ходили в одну школу, а теперь мужья подруг.

И это все, можно сказать, предыстория того, как у меня оказалось кое-что из дорогого прошлого.

Друзья, через время, вступили в наследство, что-то забрали в Украину, а остальное досталось мне. Все ведь не перевезешь через границу, да и не собирались они это делать. А я к тому времени приняла предложение, приняла решение.

Кроме меня, у них в Беларуси никого не было. Потому, я получила не свое наследство: мебель, кухонную утварь, сувениры… целый грузовик вещей. Все то, что я не смогла, да и не стала бы, везти из Украины.

Понимаете, что произошло? Я переехала в другую страну с условным чемоданом, распродав и раздарив свои вещи. Ну, не везти же мебель, тарелки, кастрюльки? Но не осталась без них. Они дожидались меня в качестве подарка. И все как-то совпало и сложилось по времени и в пространстве.

И так случилось, что не мои родственники стали родными через эти вещи. Вещи, которые были у меня в детстве. Мы ведь жили когда-то в одной стране, хоть и в разных республиках. Многое я давно выбросила как ненужное, устаревшее, сломавшееся, разбившееся. А они все бережно хранили.

К примеру, моему отцу были подарены на день рождения большие часы с дарственной надписью: «Анатолию…». Я взяла их в Беларусь из-за того, что они всю жизнь, с детства, были со мной. Никогда не ломались, только торопились всегда. Дяде Алексея были подарены на день рождения такие же часы с дарственной надписью: «Анатолию…». Мне они достались в той куче наследства. Они торопятся. Теперь я перевожу время назад в двух одинаковых часах из тех времен. И получаю удовольствие от этого.

Кое-какие прикольчики сфотографировала. Пачки чая, сигареты, спички, иглы… Они настоящие, не распечатанные. Из СССР! Не возможно здесь показать все штучки, что мне достались. Смотрю, как поблескивают медные чеканки у камина, как светится на свет фарфоровая посуда, как жарится на старой сковороде с ручками-ушками яичница, как мелется кофе на ручной кофемолке, хоть есть электрическая, как просвечивает солнце сквозь красную и сиреневую большие резные стеклянные вазы, как удивительно легко строчит моя машинка с советскими иглами (лучше, чем с современными, правда), как приятно ощущается плюшевое покрывало на диване, как ждет своей очереди старый проигрыватель (надо бы иглу купить) и пачка пластинок, как ностальгически на мне сидит новый красный вельветовый халат и красный же стеганый, длинный до пят с перламутровыми пуговицами… Заканчивать, да? Многое могла бы написать еще в этом перечислении.

Главное то, что каждый день прелестные вещицы прошлого радуют меня. Все время вспоминаю не моих дядю и тетю. Будто они мои. И очень благодарна друзьям за то, что мне досталось это нехитрое, но такое важное для меня наследство. Современному халату я бы была менее рада, чем тем, что у меня теперь есть.

Потому, что я очень скучаю по прошлому. Советский Союз навсегда останется для меня единственно любимой великой Родиной. Я люблю и Украину, и Беларусь, и Россию. Но они только часть моей страны. Она никуда не делась и не развалилась в моем сердце. Никто никогда не отнимет и не очернит ее в нем. И это тоже отдельная история.

Сейчас я пишу о вещах, которые почти не имеют ценности. Прошлый век. Но они ценны для меня. Потому что, кажется, если я попью чая из старой пачки и закурю сигарету «Космос», потру какой-нибудь из бесчисленных сувениров… или нет, сперва потру, а потом заварю чай, или…

Нужно только знать код, последовательность…

Никогда не курила, не пробовала даже. Конечно, и сейчас не стану это делать.

Теперь, когда все события этой удивительной истории позади, я перебираю в памяти моменты моей жизненной мозаики – какой-то удивительной картинки, которая сложилась случайно.
 
И мальчик из поездки в Чернигов женился на моей подруге, а потом они открыли путь в Беларусь и в мою новую жизнь.

По-прежнему мечтаю вернуться в прошлое. Надолго. Не говорите, что это невозможно. На короткое время я бываю иногда. Когда дотрагиваюсь до старых вещей, когда, как сейчас, внюхиваюсь в пачку с индийским чаем, черным байховым ГОСТ 1938-73 высшего сорта, Чаеразвесочной ф-ки им. В.И.Ленина г. Москва, когда пишу об этом рассказы.
 
И все думаю: случайно или предопределенно? Не события, о которых написала, а то, что мне так сильно тоскующей за прошлым, вдруг, с неба свалилось ОНО, кусочками, старыми предметами, чтобы греть мою израненную ностальгией душу по невозможному…


Рецензии
Наташа, сейчас прочитала с другого гаджета две Ваших ностальгических вещи прошлых лет. Полное впечатление, что съездила на машине времени в прошлое, во времена СССР. Так замечательно "вкусно" Вы описывали часы, халат, чай, вазы, плюшевый плед.
У Вас необыкновенно теплый взгляд на разные детали, оттенки, штрихи.

Вы знаете, у меня сохранилось несколько вещей из Новосибирска, которые мы сначала таскали по съемным квартирам, а потом нашли место в своей. Они не нужны, мы ими не пользуемся. Но выбросить рука не повернется - это память о маме, о том доме, из прошлого и о той стране юности, где все родные и близкие были живы.

У мужа несколько вещей из Харькова. В том числе - часы с кукушкой, которые подарили его отцу, он работал на огромном харьковском заводе.

Прошлое - оно, оказывается, так прочно сидит в нас. И уйдет только с нашим уходом.

Сейчас еще вспомнила - мои корни ведь из Белоруссии. Моя бабушка юной девочкой в годы Гражданской войны добралась до Сибири, там встретила земляка и там создала семью.

Причудливый калейдоскоп - воспоминания нашей жизни.

Ваша Лена   29.11.2023 20:12     Заявить о нарушении
Какой приятный отклик, Лена!
Очень приятный единомыслием!
И памятными вещицами!!!
Как много людей, вспоминая свое прошлое, ругают его на чем свет стоит. Все для них было не так, чего-то не хватало, в чем-то ущемляли...
Порой, невозможно и вспомнить при них о чем-то приятно-ностальгическом, обругают время и прошлую жизнь.
Я прекрасно знаю о недостатках того времени, жила же в нем. Но так было во всех странах, куча недостатков. И сейчас они есть, еще и какие! Так почему бы не увидеть, что тот мир был для нас добр. Или, неужели, только для меня? Такой вопрос иногда задаю ))
Спасибо большое, Лена! Воспоминания - это восьмое чудо света )

Наташа Шевченко   29.11.2023 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.