Казачьи посиделки

В казачьих сёлах осенние посиделки называли "семики". Первый семик начинался с Покрова. Любопытно, что у группы девушек, собирающихся в уличные хороводы и откупающие дом у одиноких женщин, как правило. прозвучали прозвища: "голуби", "чечётки, "коровы" и т. п.

" Были особки. Пряли, вязали, плясали. Задание было, сколько напрясть..
Супрядка - пряли много, вечером - гулянка. Особки и супрядки - это разное. В особках пряли по заданию матери. Супрядки - хозяйка собиреть у себя дома. Особка - молодые собираются". (Габова, село Узян,1909 г. р. )

"В особках парни присматривались, кто как вяжеть, не смеется ли лишнего - не любили парнишки".

"Называли посиденки.  Идёшь в посиденку эту с Семёнова дня.Тут и картошку копаешь, и в колхозе работаешь.
На посиденки обычно ходили с 15 - 18 лет и до 25, пока замуж не уйдёшь.Вот сидишь: чулки, носки - мое дело, шерсть прядёшь. Подруги три у меня пойдут снимут какой-нибудь дом, а то пойдут к какой-нибудь вдовушке, скажут: "Пусти, мы тебя дровами снабдим". Она отвечает:"Ну, конечно, айдате". А дрова-то воровали у отца с матерью, больно-то не давали. А парни в карты наиграются, а когда их домой начнёшь отправлять, они ночевать просятся. Вот, примерно, ты меня приметил, ты со мной хочешь ночевать и товарища подсылаешь: "Поди к Таньке, скажи, что я буду с ней ночевать". Подумаешь, подумаешь, возьмешь да и оставишь ночевать.
А ночевали на дерюге - это половики, сшитые в три ряда, хлопичные. Одну дерюгу на пол подстелишь, а другой оденешься. По шесть человек: три парня и три девки.
Спать ложишься одемши: кофта с рукавами, штаны не носили, юбка длинная, а парень в рубашке, в брюках обязательно. Такого охальства не было, была честная любовь. Даже не целовались, если только жалелись. Если парень задумает поцеловать, он такую пощёчину получит, чтоб знал своё место. Дружили по три - четыре года. Не стряпали. Напоёшься, напляшешься и спать. Никаких угощений, да и нечем было. Песни всякие пели, но в, основном, частушки. Танцы были, пляски, как парни появляться стали после войны.
Танцевали по кругу, а в основном танцевали кадриля.
Выходит пара парней, до шести пар бывает, выбирают себе девчонок, как топнет ногой: "Маня Дронкина или Таня Калиничева" - выходишь". (Калиничева, 1928 г. р.,село Кага)

"Раньше мы до самой страсти больно боимся, с парнишками боялись общаться. Раньше ведь нощевали. Если "баловать" парни нащинали - уходи. Если девушка не пришла сама, по башке придётся. Не пришла она - набуздырить её парень. А если он не пришёл - "лопатку затесал". (Осокина, село Узян,1924 г. р.)

"Кузьмишки проходили 14 ноября по новому стилю. Приходили и взрослые, и  молодёжь. У кого мясо есть - делали пельмени. Раньше девки складывались. Ребят приглашали, и ребята с вином приходили.
Ходили парни табуном, оставались ночевать. На общей постели парень с девкой. Если  девка не останется, знащит, она ему щайник повесила. Если парень или девка пришли и ушли, то щугунку повесили.
На особки собирались три-четыре девки к тому, кто пустит, там сидели, пряли. А из дома-то керосин и дрова воровали бегали.
Ребята ночевать просились, кого пускали, стелили постель, все на полу ложились. Утром уходили.
Кто не нужен, тому девки балують. В валенок ему нассуть, сажей вымажут. А нам-то по 14 - 15 лет было". (Артемьева,  село Великопетровка,1920 г.р)


"На Кузьминки у нас был девичий праздник. Девки наряжались, приходили парни с гармошкой, и девушки пели, танцевали. Это называлось "ссыпались", сходились, значит.
Михайлов день 8 ноября. Девушки тоже "ссыпались", собирались вместе в отдельной избе, до двенадцати часов пели, плясали. В этот день было много "глядельщиков" - старух и детей. Они заходили в избу, глядели на молодежь и уходили. Потом молодёжь оставалась нощевать." (Плохова,поселок Ломовка, 1904 г. р. )

"Ссыпались, сидели с лампой. Если с другим парнем ляжешь спать, то парень другой, который до этого был, подходит к лампе - как даст и пузырь разбивает.
Парни проходят и спрашивают: "Пойдёшь со мной ночевать?" А мы уж девки смотрели, брать или не брать. Ждали сваво кавалера". (Кожина, 1938 г. р. )
 
"На посиделки собирались, чтобы весело было. Девчата прядуть, ребята ходили  ждали до тех по, пока девки работы не одолеють. Потом ночёвка, но озорства не было.
Если парень попросится на ночёвку, а его не оставят - знащит, чайник повесили. А если парень придет на нощёвку, поляжит 15 - 20 минут и уйдёть - знащит, чугунок повесил. Или девка так же. Били девку иногда. Это када бываеть долго дружить, а потом с другим - ей и попадёть на щай, на сахар.
Еще в игру играли: садятся, шапки кладуть друг на друга, прыгають через голову. Сколько шапок сшиб - за ноги и по заднице столько же ремнём. А там уже пошли вальсы, дрыганцы пошли, кадриль отменили." (Сухов,село Кага,1929 г. р.)

"1 ноября день Косьмы и Демьяна. Говорили: "Куриные именины". Кур режут после Михайлова дня. На обед приглашали родню. На похороны курицу у нас дарят обязательно. Говорят,  тот, кому дарят курицу, должен молиться за каждое пёрышко". (Бармина,село Аскарово, 1934 г. р. )

"Особки устраивались в Михайлов день.Заранее кто-то отдавал под особки свою избу. Девушки приходили раньше, чтобы приготовить курники, пироги с мясом. Позже приходили парни и тоже садились на лавки. Вышивая, девушки обязательно обвязывали платочки как подарок тому, кто приглянется. Потом вставала одна девушка, подходила к любому парню со словами:
"Сидит Дрёмушка во стульчике,
 Плетёт Дрёмушка шелковый поясок.
 Не столь плетёт, сколь дремлет она.
 Пора другу со стульчику встать.
 Пора другу девицу выбирать.
 Бери её за правую руку,
 Сажай на коленочки себе,
 Целуй её, сколько хочется тебе".
Все разбивались по парам. И ничего зазорного не было в том, что парень девушку целовал. Перед тем, как улечься спать, обязательно садились за стол и ели. Ночевали все вместе:кто на полу, кто на кроватях. И никто никого не трогал, а если что замечали, то позор на всю деревню". (Щелыгина,посёлок Ломовка,1903 г. р.)

"На особки играли в "Папу Римского". Парень и девушка сидели на стуле, а вокруг них водили хоровод и пели песни любые. Парень с девушкой, после того как песня спета, называли новую пару. Обычно это были парень с девушкой, которые дружили или друг другу нравились. Новая пара садилась на стул, и игра начиналась заново". (Колесникова,село Узян,1915 г. р.)

"Собирались на вещера, наша улица, например, и другая.
"Приходите на вещер по воскресеньям," - звали так.Потом соберемся и идём к одинокой бабе в дом.Застолья не было, играют подгорную, пляшуть по парам, дроби выпляшуть.
"Давайте поиграем". Ставють два стула. На одном парень, на другом девушка садится. Спиной друг к другу садятся. На промежутке парень с поясом: "Сено, солому, овёс повёз" - и молодые должны повернуть голову в сторону и поцеловаться, если в одну сторону поворащивались. А если не целовались, их били плёткой. Которы дюже били. "Давай, салуй", - говорять. Потом другой садится, и опять играють". (Копытова,село Верхний Авзян,1935 г. р. )


"На вечёрки ходили кадриль плясать. Ребята приглашали девок в свои избы. Плясали, играли в стулья. Один сидит, другой спрашивает:
 - Чё ей сказать?
Кавалер посылает её:
 - Пусть идёт звезды считать.
Она возвращается:
 - Их там не пересчитать.
 - Но сколько? - он спрашивает.
 - Пять.
Пять раз должен парень поцеловать её. Потом меняются". (Оглоблина,посёлок Тирлян,1930 г. р.)


 


Рецензии
Как же у Вас интересно!
Всё же надо Вам издать эти Ваши произведения, так как всё забывается, а это история, история людских отношений, история поведения людей, их морали.
С уважением и благодарностью!

Нонна Незлобина   25.08.2017 05:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.