Таинственный свет

Впервые я увидела  этот свет тогда, когда после нескольких лет стояния во время службы на клиросе и сосредоточения не на происходящем Таинстве, а на  тексте Литургии, богослужебном    указателе и нотах, я стояла во время службы «внизу», вместе со всеми молящимися и молилась. Именно молилась, а не читала и пела текст.  Каждое слово проходило сквозь сердце, тем более, я знала всю службу до малейшего нюанса. Каждое слово,  каждое действие и его смысл. Когда-то  я сказала  одному из особо  уважаемых мною батюшек, что хотела бы во время службы не петь-читать, а стоять внизу и молиться. Он тогда рассмеялся, и сказал, что мечтает о том же.  И когда, по Божьей воле, это,  наконец, произошло, и я уже не несла послушание на клиросе, я стояла среди прихожан, отдавая все свое внимание происходящему и скрывая тихую радость, наполняющую меня. Ведь на самом деле, клирошане не молятся, они читают и поют молитвы, заботясь о правильности текста, распева, нот и тональности, а молиться во время службы у них возможности, как таковой, нет.
Евхаристический канон я полюбила за красоту именно распевную. На мой взгляд, Милость мира и Херувимская – это самое красивое в богослужебном пении. Кажется, душа взлетает к небесам, и расстилается ниц перед Престолом, исполненная страха, восторга и благоговения. Но лишь время именно молитвы, мне открылась  неземная красота, великолепие и непостижимость происходящего в этот момент в храме.
Почему Господь решил показать это мне, выше моего разумения, да я, честно говоря, поначалу и не придала увиденному значения, посчитав каким-то оптическим эффектом. Мало ли, луч солнца упал таким образом, или солнышко вышло из-за тучки. Не в моем характере придавать  какое-то особенно мистическое значение всему непонятному из увиденного в жизни. Поэтому, подняв голову после поклона на «Тебе поем» я посчитала изменение освещенности  перед иконостасом каким-то эффектом солнечного света. Тем более, погружена была в молитву. Так бы и забыла о странном явлении, если бы оно не повторилось и во время следующей Литургии, и следующей… Особенным ничем этот свет не отличается, и человек с пониженным цветоощущением, скорее всего,  ничего и не заметит, а иной даже не обратит внимания по каким-то причинам. Но, если попытаться объяснить это человеческим языком,  то этот свет пронизан чем-то еще, чем-то, чего не существует на земле. Это какая-то  особенная составляющая солнечного света, которая не является постоянной. Словно свет наполнен, насыщен, пропитан  золотистым оттенком. Как- будто в радугу добавили еще один  цвет – золотой. Это даже не цвет, это именно свечение. В моем языке нет подходящих слов, чтобы описать этот свет. Он не яркий, не блестит, не бросается в глаза, не переливается, не обращает на себя внимание. Он просто тихо пронизывает само пространство, наполняя его собой, а не замещая.  Это происходит всего несколько мгновений, может минуту или чуть больше, но в эти мгновения изменяется все. Словно ветхое становится новым, словно тусклое начинает блестеть, ярче становятся краски. Это свет мягче и теплее, чем обычно. И эти короткие мгновения очень легко не заметить, не обратить внимания.
Это удивительно явление наблюдалось каждую службу, но я посчитала, что это какой-то эффект освящения в нашем храме. Когда же я увидела  тот же свет в другом храме, и не один раз, я уже задумалась. Возможно, это было как-то связано с моим внутренним восприятием как-то зависело от моего физического состояния–   давление, настроение и т.д.  Но свет появляется всегда в одно и то же время, независимо от моего настроения и состояния здоровья и духовного настроя.
Почему же другие его не замечают? Может, просто не придают значения? А может, просто настолько погружены в свои проблемы, мысли и думы, что нет дела до того, что вокруг? Или видят, но скрывают?  Решила понаблюдать за присутствующими на службе и обнаружила, что кто-то стоит, уставившись в пол и погрузившись в свои проблемы, даже складка горькая между бровей, другой сосредоточенно расставляет свечи, занятый тем, чтобы в каждый подсвечник непременно поставить свечу, третий зевает, стеснительно прикрывая рот ладошкой. Кто-то вообще, уткнувшись в молитвослов, следит по нему за текстом службы.  Служащие храма с важным видом перемещаются  с места на место, то переставляя свечи в подсвечниках, то что-то перенося с места на место, то бдительно следя за входящими, присутствующими, ставящими свечи. И, по большому счету, мало кому есть дело до того, что совершается в этот момент. Кроме, конечно, священника, который в этот момент находится «в самом центре событий».
Так получается, этот свет могут все увидеть, просто все заняты и не замечают. И мне не потому Господь дал возможность его увидеть, что я какая-то особенная. А для того, чтобы я рассказала об этом тем способом, которым умею.
Если рассказывать об этом каждому, то  сказанное исказится и обрастет такими «подробностями» что только удивишься, да и не люблю я таким образом делиться  увиденным. Поэтому я решила об этом написать.
Каждый может увидеть Свет неземной. Надо только в самый важный момент Литургии, «отложить попечение», отложить заботы, проблемы и беды, которые меркнут по сравнению с Тем, Кто Сам в это время находится с нами. Он Сам, здесь и сейчас. Оставьте свечи, отложите молитвословы, поднимите лицо, оставьте в покое свои сумки, пакеты, прекратите недовольное ворчание и горестное вздыхание, отвернитесь от присутствующих, пусть они стоят, как хотят, как могут. Повернитесь к алтарю и встречайте. Христос посреди нас!


Рецензии