1. Язычники Пролог

 "ЯЗЫЧНИК"

 (книга первая)

ПРОЛОГ.

Ой, вы гой еси,  люди добрые, люди русские! Мир вам и благодать!  Мне уже много лет. Сначала я был язычником, потом православным христианином, а сейчас даже не знаю уже: кто я? Всю свою жизнь,  я искал ответ только на один вопрос: «В чем смысл нашего бытия? Кто нами, людьми, управляет? Наши многочисленные Боги, Законы или хаос нашего Бытия?  Я, отшельник Авил, обитатель пещеры, питающийся только хлебом и водой, а еще силой мудрости, дарованной мне жизненным опытом, ответа на этот вопрос так и не получил!
Вот уже более тридцати лет,  как я оставил родные края  и брожу по диким степям печенежским, неся басурманам веру и  слово Божье. Труден и опасен  был мой путь. Многих людей я научил грамоте, просветил и обратил в нашу православную веру, но как ничтожно малы результаты трудов моих праведных на общем фоне безверия и дикости.
Вот уже много лет,  как я отказываюсь повиноваться внутреннему голосу, побуждающему меня написать о своем  грехе, о пережитом,  поразмышлять об истинах и смысле  жизни,  наконец,  поведать людям о  том,  как зарождалась в нашей стране государственность и христианская религия,  у истоков, которых я стоял. Я всегда считал, что «иная слава хуже поношения», да и по правде говоря,  у меня нет никаких надежд,  что это кто-либо прочтет. Но, силы мои с некоторого времени, как я совсем удалился от людей и стал отшельником, стали мне изменять, и я уже не в состоянии под разными предлогами сопротивляться своему тайному желанию доверить бумаге свои мысли и  рассказать о пережитом.В своем повествовании,  наверное,  я должен рассматривать себя,  как человека исключительной судьбы,  оказавшегося в гуще исторических событий в переломное для страны время.  А это были великие события нашей истории,  свидетелем и очевидцем которых,  мне посчастливилось быть…

Девятилетним  неразумным отроком слушал я на княжеском дворе христианские наставления старой княгини Ольги,  которые она давала своим внукам и окрестной детворе. В 12 лет принимал участие  в отражении атак кочевых народов при осаде ими Киев града , переплывал под градом стрел бурный Днепр, чтобы  позвать на помощь городу дружинников воеводы Свинельда.

Спустя тридцать лет переносил я нетленные мощи «начальницы» веры  Русской земли в Десятинный храм Успения Пресвятой  Богородицы. Восхищался героическими деяниями первых русских правителей - варягов, Рюрика, Олега, их соплеменников Дира и Аскольда,  русским характером Вадима Храброго, героическими победами полу варяга c русским именем князя Святослава при его походах  на вятичей, хазар, ясов и касогов, болгар и греков,  дерзнувшего создать из Руси новую империю. Яркими и насыщенными событиями были те времена, очевидцем которых мне посчастливилось стать.

После гибели князя Святослава Игоревича, в Киеве власть взял его старший сын - юный Ярополк,  окруженный отцовскими воеводами.  Олег,  который был на год младше,  правил в древлянской земле,  самый младший — Владимир,  сын Святослава от наложницы Малуши,  сидел в Новгороде.

После смерти отца, и Олег,  и Владимир оказались самостоятельными правителями своих земель.  Они стали центром притяжения сил,  которые хотели вновь добиться самостоятельности от Киева.

Походы Игоря  и Олега на Византию,  великие завоевания Святослава выдвинули Русь на заметное место в Восточной Европе.
 
Начало своего повествования я начну с того, что слышал от очевидцев о призвании варягов  на Русь и их правлении, затем, как правили их потомки, что видел сам , что пережил,  что уразумел при правлении Ярополка , а затем князя Владимира.

Поначалу Ярополк зарекомендовал себя как правитель,  который стремился закрепить завоеванное предшественниками.  С малолетства оторванный от отца,  Ярополк находился под большим влиянием своей бабки христианки Ольги.  Его женой стала красавица гречанка-монахиня Юлия,  которую Святослав захватил во время войны с Византией.  Через три года правления Ярополка положение резко изменилось.  И вновь угроза единству Руси пришла из древлянских земель.  По приказу княжившего там Олега,  которому было всего 13 лет,  в древлянских лесах был убит во время охоты сын Свенельда, Ярополкова воеводы,  того самого Свенельда,  который еще во времена Игоря собирал там дань. Можно думать,  что древляне мстили ему за прежние обиды и взяли курс на отделение от Киева.

Результатом этой распри,явился через два года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян.  Киевляне одолели древлян,  те бежали за крепостные стены города Овруча.  На мосту через крепостной ров произошла давка,  в которой и погиб молодой князь Олег.  Древляне снова были подчинены Киеву.

Стремление отделиться выказал и Новгород. Получив весть о гибели брата,  Владимир бежал к варягам.  На его место Ярополк послал своего наместника. Русская земля вновь была объединена.  Но Владимир не смирился с положением князя-изгоя. Проведя два с лишним года на чужбине,  он нанял отряд варягов и выбил наместника Ярополка из Новгорода.  Потом он собрал большую военную дружину,  состоящую из словен, кривичей и чуди,и вместе с варягами двинулся на юг,  повторяя путь Олега.

Снова Север предъявил свои претензии на лидерство в русских землях.  Снова Новгород взял на себя инициативу объединения Руси,  чтобы утвердить единую власть матери русских городов — Киева.  По пути Владимир овладел Полоцком,  где убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей,  а дочь Рогнеду насильно взял себе в жены. В Киеве положение Ярополка было непрочным.  Дружина с недоверием относилась к князю, который покровительствовал христианам. К тому же Владимир вступил в тайные переговоры с некоторыми киевскими боярами,  в том числе и близкими к Ярополку.

В результате Ярополк не сумел собрать войска для борьбы с братом и заперся за киевскими стенами.  Чувствуя,  что в Киеве назревает против него заговор, Ярополк бежал из города, где был предательски убит своим сподвижником Блудом.

Завоевав киевский престол,  князь Владимир  с помощью не писанных языческих законов  и оружия начал,  как и его предки,   огнем и мечом утверждать свою власть на Руси.  Он снова принудил бывших данников отца и своих братьев платить ему дань. Но те,  год от года восставали, против него и вели непримиримую борьбу с Киевом.

Постоянно беспокоили князя Владимира и набеги на русскую землю сынов Великой Степи,  которые разоряли  городища и поселения славян, а людей уводили в рабство. Князь интуитивно начинает понимать,  что варварство, язычество давно изжило себя. Соседняя Европа  жила по другим законам и процветала. Славянской земле нужна была новая вера  И она ее получила…
Оглядываясь назад и размышляя о нашем прошлом, нравах и обычаях,  каким людям и действиям обязана наша держава своим зарождением, ростом,  славой и хулой одновременно, я только сейчас начинаю понимать историю нашего развития и некоего падения,  чему нам надо подражать, а чего избегать,  что любить, а что ненавидеть. Наша история – это часть нашего бытия,  мудрости и нашего поклонения. Перед этой историей, хорошей и плохой,  я преклоняю колени,  в полном смысле этого слова.

И пусть в моем повествовании лежит не сама «история – наставница жизни», а своего рода фольклорная сага, повествующая о первых правителях Руси, наших нравах и обычаях,  моем грехе , тем не менее,  она занимательна   и поучительна и,  может быть, кому-то захочется ее прочитать на досуге, чтобы узнать о нас и нашем времени по  больше. Ни на честь, ни на славу - не рассчитываю, разве только на доброе слово  или, как говорят мудрые люди:

- Много ума – много греха, а на  мне,  дурне старом, -  не взыщите!


Рецензии