Жизнь в письмах. 16 - Третья встреча

       (Материал из книги "Жизнь в письмах")

7 мая 1975 года – я выехал в Харьков вместе с сыном, что бы побывать на могиле отца и месте его гибели. Сыну всего только 6 лет, но может что-либо останется у него в детской памяти, как он ездил на могилу к дедушке. Кто знает, когда я смогу ещё свозить его туда, где погиб его дедушка, а мой отец.

8 мая приехали поездом рано утром в Харьков. Сразу же поехали с Серёжкой к Михаилу Ивановичу Грачёву. Здесь нас уже ждала моя двоюродная сестра – Степанова Валя, со своей дочкой Леной. Я не знал, что она приедет с дочкой. С Валей мы договорились о поездке на могилу отца, в письмах. Она очень интересуется моими поисками и всегда бывает в курсе, кого мне посчастливилось найти в очередной раз. Они с Леной прилетели в Харьков самолётом из Сочи. Михаил Иванович с Марией Николаевной их, как и нас, тепло и сердечно приняли. Валя заказала такси на 2 часа дня, чтобы всем нам уехать в Троицкое.

Михаил Иванович и Мария Николаевна заметно постарели. Я видел их всего два года назад. Тогда они выглядели моложе. Они были очень рады, что я привёз Серёжку. Видно, что они очень любят маленьких детей. Возможно потому, что у них нет внуков. Мы много говорили о поездке в Троицкое, о войне, о жизни, пока ждали так-си.

В третьем часу выехали в Троицкое. Приехали в село и остановились недалеко от братской могилы. Вышли из машины и все пошли к святому месту (вместе с шофёром такси). Теперь всё здесь выглядит по-другому, чем в первый мой приезд. Братская могила стала просторней. Рядом с ней стало больше места. Растёт много цветов. Цветущие каштаны окружают могилу.

Подошли к могиле и все низко поклонились. «Здравствуй, отец! Вот и внук к тебе приехал…» Мог ли он мечтать, что когда-нибудь у его могилы будет стоять внук? Ведь он и меня даже не видел. Как жаль, что нет среди нас мамы. Она тоже не могла даже предположить, что её внук когда-нибудь приедет на могилу её мужа. Хорошо, что она видела Серёжку. Я хорошо помню, как она за два дня до своей смерти, просила принести его в больницу, где она лежала, что бы посмотреть на него. Серёжке тогда было около 9 месяцев. Как многое изменилось в моей жизни со дня её смерти. Правда, мне кажется, что она ушла из жизни совсем недавно. Боль о её потере, уже сгладилась за прошедшее время. Возможно, это случилось потому, что я сейчас отдаю очень много времени поиску. Я пишу много писем и получаю ответы на них. Мысли об отце не выходят у меня из головы.

В селе уже многие узнали о нашем приезде. Некоторые жители подошли к нам. Немного поговорили с ними. Михаила Ивановича и меня они уже знают. От братской могилы мы поехали к Марии Петровне Шкрябиль. Она очень обрадовалась нашему приезду. Много внимания уделяет Серёжке. Пришла Вера Федосеевна Любарцева с сыном Виктором. Она тоже была очень рада нашему приезду и особенно, что я привёз Серёжку. К вечеру собралась вся семья Марии Петровны: сын Иван приехал из Харькова, Галя, Вера с мужем Игорем и с детьми. Пришёл к нам и парторг колхоза – Евгений Филиппович Садристый. После предыдущей встречи все они стали для меня близкими людьми. Серёжка познакомился с Инночкой – дочкой Гали и с Аллочкой – дочкой Веры. Он стал с ними играть. Пришли ещё дети. Ему скучать среди взрослых не пришлось.

Евгений Филиппович пригласил всех нас в клуб на «огонёк». К 9 часам вечера мы все: Михаил Иванович, Валя, Вера Федосеевна, Мария Петровна и я – пошли на «огонёк» в клуб. Дети остались дома.

В клубе встретились с Красноруцким Василием Николаевичем – председателем колхоза. В прошлый наш приезд он очень тепло и сердечно относился к нам, уделял много внимания. В клубе сначала было торжественное собрание, посвящённое 30-летию Победы над Германией. После собрания все ветераны войны и мы, гости, остались на «огонёк». Сели за праздничные столы. Нас, как гостей, посадили за почётный стол. Вместе с нами была ещё одна женщина, которая приехала, как и мы, на могилу погибшего мужа. Но, выяснилось, он не был похоронен в Троицком. Ей сказали, что, возможно, о её муже что-либо знает в соседнем селе бывший командир партизанского отряда. Этот вечер она провела вместе с нами, а на утро уехала в соседнее село. Нашла ли он могилу своего мужа?...

Ветеранам войны на «огоньке» были вручены памятные подарки. В течение всего времени, пока шёл «огонёк», выступали участники художественной самодеятельности. Выступали многие ветераны войны. Они рассказывали о тяжёлом военном времени. Нам, как гостям, подарили памятные сувениры. Мне подарили орла, вырезанного из дерева. Он, как мне объяснили, подходит к фамилии отца. На «огоньке» выступил Михаил Иванович. Он рассказал о боях в Шевченковском районе, а так же о моём отце. На «огоньке» мы, гости, очень со многими общались. Разошлись поздно за полночь. Я впервые был участником такого праздника и у меня остались очень большие впечатления об этом вечере. На ночлег  мы расположились у Марии Петровны.

9 мая встали рано утром и стали собираться на торжественный митинг Победы. Валя Степанова привезла из Сочи ветки вечнозелёных растений, и мы из них сделали венок. К 9 часам пошли в клуб, где собирались жители села и школьники. От клуба все пошли колонной к братской могиле. Митинг открыл Евгений Филиппович. Пионеры рапортовали о своих делах и успехах. Выступали ветераны войны. Выступил Михаил Иванович. Он вновь рассказал о моём отце и о том, что мы с Валей и детьми приехали почтить его память. Затем было возложение венков и цветов. Мы с Валей возложили венок и цветы, положил цветы к памятнику и Серёжка. Не знаю, как он понимал и воспринимал то, что он возлагает цветы на могиле своего дедушки? Было бы хорошо, если бы в дальнейшем мы с ним, хоть изредка, приезжали сюда поклониться.

После окончания митинга мы пришли к Марии Петровне. Я взял привезённую «зелень-коврик», которую взял с могилы мамы, и мы все снова пошли к братской могиле. Здесь мы посадили этот зелёный коврик. Памятник, который сейчас здесь был установлен, был именно таким, как мне описала Вера Федосеевна. На склонённой мраморной доске была фамилия моего отца. Его имя здесь высечено на вечно. Вот уже второй раз я нахожусь у его могилы. И вновь защемило сердце…

К двум часам дня нас пригласили на торжественный обед. Серёжку и Леной мы  оставили у Марии Петровны. На торжественный обед пришли все ветераны войны, руководство колхоза. Во время обеда много говорили о войне, а так же о тех, кто отдал свою жизнь за Победу.

Ещё до митинга на братской могиле мы посетили комнату боевой славы в правлении колхоза. Среди фотографий защитников села Троицкого, там находилась и фотография отца, которую я послал Вере Федосеевне.

Часов в пять вечера мы собрались поехать вместе с ветеранами и руководителями колхоза в соседнее село Михайловское. В это село очень хотел поехать Михаил Иванович, т.к. там он надеялся встретиться и поговорить с жителями, которые жили там во время войны.

Мы стали собираться ехать в Михайловское и тут прибежали дети и сказали мне, что Серёжка сильно разбил себе лоб. Быстро нашлась грузовая машина, и я поехал на ней к Марии Петровне. Здесь я увидел ревущего Серёжку. На лбу у него кровь. Взял его на руки. Он был весь мокрый от пота и слёз. (Серёжка с малых лет при виде своей крови начинал сильно плакать, даже если у него была просто небольшая царапина.)  У меня на руках он немного успокоился, но продолжал всхлипывать. Галя рассказала мне, что он играл с детьми в прятки. Побежал прятаться, споткнулся и упал, ударившись об острый колышек, торчавший из земли. (Он и дома часто падал, когда бегал, летом он постоянно ходил с разбитыми коленями.) На левой брови у него была видна глубокая рана, длиной около двух сантиметров. Быстро сели с ним в машину, на которой я приехал, и мы поехали к фельдшеру в Троицком. Её дома не оказалось. Тогда мы поехали в больницу в Шевченково. Всю дорогу, около 8 км, Серёжка тяжело всхлипывал, находясь у меня на руках. Я тоже стал мокрый от пота. Сказалось сильное волнение и переживание за Серёжку. В Шевченково в больнице ему рану обработали, забинтовали и сделали укол, наверное, от столбняка. После этого он немного успокоился. Стал успокаиваться и я. Возвратились с ним в Троицкое к Марии Петровне. Михаил Иванович с Валей и Леной уехали в Михайловское. Мне было уже не до празднования. Уложил сынишку в постель. Он сильно устал от нервного напряжения и сразу крепко уснул.

Михаил Иванович, Валя и Лена вернулись из Михайловского поздно вечером. Они остались очень довольны этой поездкой.

10 мая утром мы распрощались с Верой Федосеевной и другими жителями села и поехали на грузовой машине в Худояр, на Бурлуцкий разъезд и в совхоз №5. Нас провожать поехала Мария Петровна. Вместе с нами поехал и её сын – Иван, который жил в Харькове.

Тепло и сердечно проводили нас жители села Троицкого, а так же Евгений Филиппович и Василий Николаевич (с женой Василия Николаевича подружилась Валя).

Приехали в Худояр. Здесь встретились с Татьяной Федосеевной Штых. Узнав о нашем приезде, пришёл сюда почтальон – Колий Сергей Романович. Это к нему попало в руки моё самое первое письмо по розыску отца. Здесь я с ним впервые познакомился. Раньше мы с ним вели переписку и обменивались поздравительными открытками к праздникам. Я ему очень благодарен, что он прочитал моё первое письмо, с Евдокией Дмитриевной Курило, а потом отдал его школьникам. Если бы он этого не сделал, то мои поиски, наверняка, закончились бы ничем.

Посидели за столом у Татьяны Федосеевны. Поговорили об отце, о войне, которая принесла всем столько горя. Затем все поехали на Бурлуцкий разъезд. Постояли у здания вокзала, на котором установлена мемориальная доска в память об отце. Почтили его память минутой молчания. Серёжка чувствовал себя лучше после травмы. Все подшучивали над ним, что он получил рану там, где погиб его дедушка. Голова его была перевязана, как у раненого воина.

На Бурлуцком разъезде простились с Татьяной Федосеевной и другими местными жителями, и поехали в совхоз № 5. Здесь остановились около школы, но там никого не было, т.к. был выходной день. Кто-то сходил за Иваном Афанасьевичем Подопригора. Он пришёл, поздоровался с нами, как со старыми знакомыми и открыл нам комнату боевой славы. Здесь было много новых стендов. Был сделан макет-панорама боя на Бурлуцком разъезде, во время которого погиб мой отец. Мне, да и всем остальным, очень понравился этот макет-панорама. Он был оснащён электрическими и звуковыми эффектами. В темноте при вспышках гранатных взрывов были видны фигуры солдат, которые пошли на штурм вражеского дзота. Всё это сопровождалось записью на магнитофонной ленте: взрывы гранат, автоматные и пулемётные очереди, крики «Ура!...», «За мной!...» и т.д.. Всё это очень впечатляло. Молодцы, Красные следопыты, замечательно всё сделали! Спасибо им за всё, за всё! Конечно, всё это сделано под руководством Ивана Афанасьевича. Он очень много внимания уделяет воспитанию у детей патриотизма. Он сам прошёл всю войну и знает о ней не понаслышке.

Мы простились с Иваном Афанасьевичем и поехали в сторону Харькова. Доехали до «источника», который был расположен на развилке дорог. Здесь мы сели в проходящий автобус и поехали в Харьков, а Мария Петровна вернулась на провожавшей нас машине домой.

В Харьков приехали после обеда. Я решил обратиться в поликлинику или «скорую помощь», чтоб Серёжке поменяли повязку на ране. Михаил Иванович объяснил, как проехать до пункта «скорой помощи» в их районе. Мы с Серёжкой приехали в «скорую помощь», но там нас направили в поликлинику, объяснив, как туда проехать. В поликлинике рану у Серёжки осмотрели и сказали, что нужно наложить швы на рану. (Это надо было сделать ещё в Шевченкове, сказали они). Положили Серёжку на операционный стол, а меня выпроводили в коридор. Когда стали зашивать рану, мой сын кричал, как только мог. Я хотел помочь подержать его и хоть немного успокоить, но меня просто выгнали из операционной. Кричал он на всю поликлинику. Мне было жутко от его крика.

Когда его вывели из операционной, он был весь мокрый. Посидели с ним в коридоре, и он немного успокоился. Вот такие неприятности у нас случились во время поездки. Но я не жалею, что взял сына с собой. Всё равно для него это тоже будет па-мять, хотя бы по фотографиям. Из поликлиники поехали к Михаилу Ивановичу. Вече-ром мы с Серёжкой погуляли на улице, сходили в детский парк.

11 мая простились с Марией Николаевной и Михаилом Ивановичем. Большое спасибо им за тёплый приём. Они для меня стали родными. Мы с Серёжкой поехали на вокзал, а Валя с Леной – в аэропорт. Нас всех до вокзала проводил Михаил Иванович.

Под вечер мы выехали с Серёжкой из Харькова, а 12 мая были дома. Серёжка чувствовал себя хорошо. Позднее сходили с ним в поликлинику, чтобы там сняли швы. В дальнейшем у него остался небольшой шрам на брови, как «память» о поездке на могилу к дедушке.

Так закончилась моя третья поездка к отцу. О ней мне часто теперь напоминает сувенир – «орёл», который мне подарили на «огоньке» и фотографии. (Вале и Михаилу Ивановичу, так же были подарены сувениры.) Многое можно вспоминать об этой поездке, но со временем забываются некоторые подробности.

И всё же самой памятной и трогательной была – моя первая поездка на место гибели отца. Те чувства, которые я тогда пережил, уже не повторятся. Такое, видимо, бывают только один раз. Они были схожи с теми, что я пережил, когда умерла мама. А вот теплота и сердечность людей, с которыми мне пришлось встретиться во время по-ездки, – не забывается. Все они очень добрые, приветливые и сочувствующие. Они были рады, что я приехал с сыном. Спасибо им всем за тёплый приём. Я приглашал всех их к себе в гости, но мало надежды, что они приедут к нам. Всё-таки большое расстояние отделяет нас друг от друга. Да и у всех свои жизненные проблемы, свои планы. Ну а я к ним, думаю, что ещё не раз приеду. Ведь эти места стали для меня родными и святыми.

Во время поездки я снова много фотографировал. Хотя я всего лишь фотограф-любитель, но память в фотографиях останется на десятки лет. После каждой поездки я фотографии высылаю всем, с кем переписываюсь, знакомым, родным. Не знаю, запомнит ли эту поездку мой сын?

              /В. Соколов/     1975 год

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

           (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.


Рецензии