жизнь, кино и академический отпуск

Итак, начнём с того, что все, абсолютно трезвые. Так говаривал мой друг Гена Фофанов прораб, старший лейтенант во время моей воинской службы в стройбате. Представьте себе - комната в щитовой казарме, за столом полковник Погодин Ю.Д. - начальник УНР (воинское подразделение типа строительного треста) в зале много грязных после приемки бетона (а принимали по 1000че кубов в смену) лейтенантов, капитанов, в основном под градусом. Встает Гена и вещает - Юрий Дмитриевич, начнем с того что все абсолютно трезвые.... и мы лейтенанты - инженеры пытаемся соответствовать призыву - выпрямляемся просыпаемся и пытаемся, открыв глаза пошире... слушать! Эх военная молодость моя! Кыргызско - казахская граница! Но об этом позже!
 Во время учебы в институте я взял на первом курсе, во втором семестре, академический отпуск и вот как это получилось: учился я можно сказать… никак! Общага, отсутствие мамы и заданий на дом, полная свобода! Присылали мне родичи по 70 рублей в месяц, если учесть что в то время зарплату в 70 рублей получала, наверное, половина Союза, жил я неплохо. У нас в общаге и у меня в группе учился очень хороший, душевный парень из Ленинабада (там, у Таджикского моря есть совхоз Палас, где живет очень много крымских татар) так вот Арсен был крымским татарином. Очень умный, дотошный в учебе парень. У него в семье было детей наверняка не помню, но больше 5ти точно. Он всю учебу проходил в одних и тех же полосатых дешевых штанах. Присылали ему из дома косточки от бодома (миндаля)… свой сад был, это теперь эти косточки деликатес. А в Канибадаме их ели как хлеб, каждый день. Так вот: Арсен завтракал этими косточками и чаем с сахаром. Получал стипендию 35 рублей и когда мы ходили на праздники (собирались) или выпить шли после лекций, он всегда отказывался, это сейчас я понял – просто не было на что гулять! Судьба его трагична. Я узнал от очевидцев, после окончания учёбы Арсен пошел на два года лейтенантом служить в СА, как и я! Поплыли они кататься на лодке, на каком то озере, выпили, перевернулись, он был в сапогах, все выплыли, а он нет! Царствие Небесное! Жил около рукотворного Таджикского моря, родился около него (моря) и ушел из жизни в воде! Судьба. Ну всё, а то опять уеду в армию, а там много чего есть у меня – сказать.
А получился у меня академический отпуск так: я каждый вечер бродил по Ленинской улице в Душанбе, так звалась центральная улица Ленина. Туда сюда от Горисполкома до Ватана, и опять назад. Ходили компаниями, на остановках пили вино и пиво, любимыми были Летний Памир, козырёк на гостинице Душанбе, пивнушка около горисполкома мы называли её – Паруса, там были такие матерчатые большие зонтики, надетые на каркас, над столиками, как паруса. Стояли мы часто на пятачке около кинотеатра Горького, сейчас здание телестудии Сафина, до этого было здание Филармонии, это уже после кинотеатра. Стояли, болтали, курили сигареты, иногда анашу, за 50 копеек можно было купить, кто знал у кого, как мы называли «косяк», папироску Казбека, или Беломорканала, или Любительских набитую табаком с анашей вперемежку. Сейчас в Голландии я слышал свободная продажа легких наркотиков, по нашему, анаши (нашИ). В моё время мы все пробовали покурить, некоторые правда без этого не могли, но в основном мы баловались. Подходит к нам мужик, дело было зимой, в пальто и каракулевой шапке. А я стоял с Зошей (кличка такая) чемпион по бокусу Таджикистана в полутяже. Он и спрашивает меня, а как твоя фамилия мальчик. А Зоша чуть датый был, он ему: а ну канай отсюда. Ну тот ксиву нарисовал: читаю – типа…. помощник режиссера Ноёбов… фамилие такое. Интеллигентным баритоном на ломаном русском языке, он очень плохо говорил по русски и потом застрелился из охотничьего ружья из за жены, такой нервный был… так вот говорит мне баритоном с акцентом… мальчик, давай к нам на пробы и бумажку с телефоном суёт, мы, говорит героя ищем! Ну я обомлел, а Зоша ему… и мне… Леха не подписывайся… гомик это, гомосек (правда он другое слово сказал - пидор)… ну Вы понимаете, я ведь почти интеллигентный человек был в то время, да и сейчас... почти! Сами догадаетесь, как и что. А мужик Гоше… типа я – натурал и могу это доказать. Обиделся… режиссёр. Ну мы все упали со смеху, он исчез, а бумага осталась… А тут сессия, деньги кончились… депрессия… я правда тогда таких умных слов и не знал, но хреново было… это точно. Ну я никогда рубашки не стирал, одевал по очереди, потом домой когда ездил на каникулы их мама стирала, а тут очередь той рубашки и настала. Одел в нагрудном кармане, что то шуршит. Увидел телефон, решил: позвоню.
Звонить можно было только из проходной, там сидела королева общаги… Дора Соломоновна, огромных размеров, блондинка с поставленным голосом, еврейского происхождения. Пройти мимо неё: пьяным или с девушкой было невозможно, позвонить тоже. Но меня она любила и не скрывала этого, все пацаны её боялись, но когда я проходил мимо… она всегда томно улыбалась и пела красивым голосом… уйди, совсем уйди, я не хочу свиданья, свиданья без любви и ласковых речей, ещё душа моя полна воспоминаний, о прошлых днях любви златой любви моей… я даже запомнил, столько раз она это пела. Ещё она любила, остановив меня выговаривать: Алексей, Алеша, как Вы можете здесь жить, такой тонкий и чувственный?! Какой Вы таджик, загляните в зеркало – Вы точно наш, еврей! Как вы можете здесь жить?! Голос её красиво грассировал, «Р» она выговаривала но с акцентом, слёзы в глазах, натурально были.
А я говорил по памяти и урокам моего друга Юрия Ефимовича - Дора Соломоновна шалом, ма нишма?! Ма шлом гамишпаха шельха?! На что она отвечала! Слава Богу, Алексей! Мэцуян! Эсер! Таки пользуясь этими связями и знанием иврита (идиша) я всегда звонил от тети Доры - бЭзпгЭпятствЭнно и бЭзвозДмЭзДно!!!
 Позвонил, мне назначили пробу. Проба была на Комсомольском озере в маленькой биллиардной где я, кстати, пару месяцев был маркёром, подрабатывал, кто играет помнит что такое – маркёр в биллиардной. Ответственный за ставки на партию и при дележе бабок (денег) бобосиков непререкаемый авторитет, типа - пахан!
 Когда я стал играть Борис Маркович Долинов – главный режиссер и Гурминч Завкибеков – мой партнер по эпизоду, а по фильму учитель и наставник в жизненных и биллиардных вопросах… обалдели. Шары летели, лузы трещали, у меня в тот день был – кладос, ни разу не киксанул (слэнг биллиардный). Биллиардисты, старые, знают этот слэнг. Кстати я и лабухский слэнг знаю: кочумай, лабух, от фонаря, кода, сурлять, берлять, верзать! Нохидчон, если будешь читать может быть поможешь народу перевести. Меня этому всему научили солдаты…
Ну так Борис Маркович придыхая и подпрыгивая на месте говорил при мне директору фильма присутствующему здесь же, старому еврею с чекистским прошлым? Он был аж личным телохранителем… Дзержинского!!! Маленький седой еврей с огромным старым яркокоричневым кожаным портфелем, всю дорогу в очках с ярко зелеными стеклами, защитными! Дашевский Иммануил Яковлевич!
 Так вот Борис Маркович почти кричал директору в ухо: Иммануил Яковлевич! Мне никого кроме этого парнишки не надо, сворачиваем пробы, я к директору киностудии, проб больше нет, всех отпустить… Как он играет! Вы видели, Иммануил Яковлевич! Как он забивает!
И потом при съёмках я ловил в кадре на себе гордый влюбленный взгляд Бориса Марковича! Он считал меня своим детищем, в натуре! И мечтал чтобы я поступил во ВГИК! Так я получил академический и снялся в главной роли в фильме цветном Нужный человек (Одами даркори), киностудия Таджикфильм. Недавно я написал трогательное письмо директору архива российского кинематографа, где я отметил себя, как ветерана отечественого советского кинематографа и попросил найти мой фильм. Фильм не только нашли, но сделали с него копию и прислали мне с припиской директора – «как ветерану советского кинематографа (абсолютно бесплатно), за счет Фильмофонда!!!» Так что имею диск, кто желает просите, сделаем копию!
Ну читайте, а то много трудно сразу, это для меня миг, а для Вас понять надо, переварить!

Ассалому алайкум! Рахматулло! Ильхом биёед!

алексей авганов,сын своего отца


Рецензии
Случайно вышел на вашу публикацию. Сообщаю, что Долинов-Герценштейн Борис Маркович мой отчим. Я отправлял его и мою мать в Израиль в 1980г. и через четыре года вернул их к себе в г. Воронеж. Ухаживал за ними много лет, купил им квартиру. Долинов умер 2004г, мама в 2005г. У меня в гараже лежат 4 коробки плёнок из его архива. Его дочь и его внук живут в Израиле.

Вадим Гарин   17.04.2021 22:09     Заявить о нарушении